• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 38

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Дольше живи, дорога

Дольше живи, дорогаО комплексе мер, направленных
на увеличение межремонтного срока эксплуатации автодорог
с усовершенствованным типом покрытия.

Дольше живи, дорогаВведенные в действие Минавтодором РСФСР в 1988 году региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий ВСН 41–88 отражали состояние дорожного хозяйства в те годы. Они соответствовали условиям обеспеченности дорожного хозяйства тех лет финансовыми и другими ресурсами, а также прежним требованиям по качеству производства дорожных работ. Прошли годы, экономические условия в России изменились. Поэтому по заказу Федерального дорожного агентства в 2006–2007 гг. были разработаны новые межремонтные сроки службы нежестких дорожных одежд и покрытий с учетом изменившихся требований к транспортно–эксплуатационному состоянию дорог по условиям движения и введенных в действие новых нормативных документов.
Результаты этой работы были учтены в приказе Министерства транспорта РФ от 1 ноября 2007 года № 157 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета», где установлены действующие в настоящее время межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта федеральных автодорог. В соответствии с этим приказом межремонтные сроки проведения капитального ремонта нежестких дорожных одежд капитального типа автодорог I – IV технической категории составляют от 12 до 18 лет. Межремонтные сроки проведения работ по ремонту капитальных нежестких, капитальных жестких с асфальтобетонным покрытием и облегченных дорожных одежд составляют от 3 до 8 лет.
Для увеличения межремонтного срока эксплуатации автодорог с усовершенствованным типом покрытия планируется осуществить целый комплекс мер. Одно из направлений касается совершенствования нормативно–правовых актов в сфере дорожного хозяйства. В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12 октября 2007 года № 160, работы по обновлению защитных слоев и слоев износа относятся к ремонту дорог общего пользования федерального значения. Следует иметь в виду, что в США слой износа – это периодически заменяемый слой, обеспечивающий шероховатость и отвод поверхностных вод. Слои износа в этой стране не учитываются при расчете дорожной одежды на прочность. Для гармонизации отечественных и зарубежных подходов к ремонту и содержанию автодорог предполагается внести изменения в Классификацию работ в части переноса работ по устройству защитных слоев и слоев износа из перечня ремонтных в перечень работ по содержанию дорог, что позволит повысить межремонтный срок их эксплуатации.
Внесение изменений в Классификацию работ потребует внести поправки и в Правила расчета денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автодорог при определении размера ассигнований на эти цели из федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 года № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета», а также в приказ Минтранса России от 1 ноября 2007 года № 157 в части назначения сроков проведения ремонта дорог и периодичности проведения видов работ по их содержанию.
Следует отметить, что на сохранность автодорог, увеличение межремонтных сроков их эксплуатации может повлиять совершенствование системы весового контроля на трассах. В этой связи необходимо внести изменения в нормативные и методические документы, регламентирующие пропуск автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, а также в Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2009 года. Реализация указанных мероприятий позволит установить в соответствующих нормативно–правовых актах межремонтный срок эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия до 12 лет.
Другая мера по увеличению межремонтного срока эксплуатации автодорог направлена на повышение качества и долговечности дорожной одежды с цементобетонным покрытием. В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года приоритетное развитие при строительстве должны получить автомобильные дороги с цементобетонным покрытием, что позволит увеличить межремонтные сроки их эксплуатации до 12 лет и более. Планируется реализовать комплекс мер, направленных на повышение качества и долговечности цементобетона в дорожных покрытиях и искусственных сооружениях. Для этого в рамках планов НИОКР намечено выполнить работы, связанные с совершенствованием метода расчета жестких дорожных одежд, а также работы по обоснованию параметров и технологии их строительства.
Помимо этого планируется выполнить исследования по обоснованию параметров конструкции и технологии при ремонте асфальтобетонных покрытий слоями цементобетона; по оценке работоспособности конструкций дорожных одежд с применением цементобетона; разработке стандарта на цемент дорожный для строительства цементобетонных покрытий автодорог и аэродромов; по совершенствованию процесса проектирования составов цементобетонной смеси для получения цементобетонов с заданными свойствами; по проектированию состава цементобетонной смеси, отвечающей заданным свойствам, на основе использования новых материалов; по новым технологиям нарезки швов в затвердевшем цементобетоне; по совершенствованию системы мониторинга состояния мостовых сооружений; по совершенствованию методики расчета экономической эффективности строительства цементобетонных покрытий.
Еще одно направление, влияющее на увеличение межремонтного срока эксплуатации автодорог, – применение в дорожном строительстве полимерно–битумных вяжущих и геосинтетических материалов. Для реализации мероприятий по поэтапному их внедрению планируется актуализация требований и стандартов, предусматиривающих использование таких материалов, и гармонизация с действующими европейскими нормативными документами следующих стандартов:
ГОСТ 9128–2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия»; ГОСТ Р 52056–2003 «Вяжущие полимерно–битумные дорожные на основе блок–сополимеров типа стирол–бутадиен–стирол»; ГОСТ 22245–90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия»; ГОСТ 52128–2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия»; ГОСТ 12801–98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного, аэродромного строительства. Методы испытаний».
Кроме того, планируется исследование эффективности применения полимерно–битумных вяжущих в верхних слоях асфальтобетонного покрытия автодорог в условиях Центрального федерального округа, на территории которого расположены автомобильные дороги с наибольшей интенсивностью движения транспортных средств. Реализация указанных мероприятий позволит повысить межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия.
Важным фактором увеличения срока службы автомобильных дорог является повышение качества проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также применение в дорожном хозяйстве инновационных материалов, конструкций и технологий. Создать механизм повышения качества проектирования, строительства и эксплуатации дорожных одежд, продления работоспособности дорожных покрытий позволит разработка и реализация Ведомственной целевой программы по обеспечению качества в дорожном хозяйстве. Помимо этого внедрить новые современные технические и технологические разработки в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и качества работ по ремонту автодорог федерального значения и дорожных сооружений позволит разработка и утверждение Минтрансом России отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении таких работ.
Одной из важнейших проблем является сокращение сроков внедрения новых разработок непосредственно в производство. Строительство отраслевых полигонов для разработки новых конструкций, материалов и технологий даст возможность ускорить внедрение инновационных решений. В результате применения наиболее эффективных инновационных материалов, конструкций, технологий будет обеспечено увеличение межремонтного срока службы дорожных одежд. Планы по инновационному развитию дорожного хозяйства подкреплены соответствующими документами, обеспечивающими системный подход к выполнению поставленных задач. Реализация Стратегии инновационной деятельности Федерального дорожного агентства, а также Программы инновационного развития Госкомпании «Автодор» позволит на системной основе внедрять в дорожном хозяйстве наиболее эффективные инновационные материалы, конструкции и технологии, в том числе для увеличения межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий.
Особое внимание также планируется уделить проблеме обеспечения сохранности дорог. Одним из агрессивных факторов, снижающих срок службы дорожных покрытий, является использование зимних шин и различных видов шипов противоскольжения. Поэтому запланировано провести исследование их влияния на асфальтобетонные и бетонные покрытия проезжей части дорог. По результатам этих исследований будут выработаны рекомендации о необходимости внесения изменений в законодательные, нормативно–правовые и нормативно–технические документы. Это позволит обеспечить нормативную пропускную способность дорог, их сохранность и снизить аварийность с участием автотранспортных средств, эксплуатирующихся с нарушением требований безопасности к техническому состоянию, в частности, с использованием шин, не соответствующих условиям зимнего периода и конкретным дорожным условиям.
Долговечность дорожных конструкций в значительной степени определяется качеством принимаемых проектных решений, использованием на этом этапе новых инновационных научных и технических проработок. Для совершенствования отечественных норм проектирования дорожных одежд (с учетом их гармонизации с лучшими зарубежными нормами) планируется выполнить исследования по определению напряженно–деформированного состояния многослойных дорожных одежд, разработать метод расчета асфальтобетонных слоев на температурную трещиностойкость, а также методику прогноза образования колей в асфальтобетонных слоях. Результаты данных исследований позволят усовершенствовать отечественные нормы проектирования дорожных одежд, продлить межремонтные сроки службы дорожных конструкций.
Запланирован также целый ряд научно–исследовательских работ, связанных с дорожно–климатическим районированием, детальным учетом температурного режима дорожных конструкций, а также теплофизических свойств дорожно–строительных материалов и грунтов, с уточнением влияния на дорожную конструкцию динамического воздействия нагрузки, учетом параметров расчетных нагрузок для современных транспортных средств.
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации Комиссия Таможенного союза приняла технический регламент «Безопасность автомобильных дорог» со сроком вступления в силу 15 февраля 2015 года. Для актуализации нормативно–технической документации в области дорожного хозяйства планируется подготовка и реализация программы разработки межгосударственных стандартов, применение которых обеспечит соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений. Разработка этих межгосударственных стандартов позволит на системной основе актуализировать действующую нормативно–техническую документацию в области дорожного хозяйства.
Кроме того, для актуализации и дальнейшего применения на территории России норм и правил зарубежных стран по изысканию, проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту автодорог планируется разработка концепции гармонизации отечественных и зарубежных норм и правил. Для этого распоряжением Минтранса России от 5 мая 2011 года создана рабочая группа по гармонизации отечественных и зарубежных норм и правил по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту автомобильных дорог.

Подготовил Сергей АЛЕКСЕЕВ,
обозреватель «ТР»

09.02.2012

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 77

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 106

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 93

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 89

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 91

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 75

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все