• октября 19, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Передано полномочие

    Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП». Законопроект предполагает передачу Ространснадзору полномочия МВД России по рассмотрению…

  • октября 19, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Внесут изменения

    Межведомственная рабочая группа по вопросу внесения изменений в нормативные правовые акты в части провоза багажа завершила работу по внесению изменений в Федеральные авиационные правила «Общие…

  • октября 19, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    В перевозке отказать!

    Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рассмотрел два законопроекта, предоставляющие авиакомпаниям право отказывать в воздушной перевозке лицам за совершение ими…

  • октября 19, 2017 37

    Хроника 16 – 22 октября 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Дагестан.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов провел селекторное совещание о ходе реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
    Состоялось очередное заседание совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Дорога для жизни

Дорога для жизниНа чем держится российская деревня.

Дорога для жизниЗначение дорог в России трудно переоценить: на каждый рубль, вложенный в их строительство, государство получает отдачу в три. Этот показатель еще выше на селе. Там дорога в прямом смысле слова становится нитью жизни, на которой держатся образование, здравоохранение, сельхозпроизводство. При этом часто появление дорог совсем не гарантировано государством, а зависит только от инициативы на местах. Именно так строятся сельские дороги в одном из районов Волгоградской области.

Джип как необходимость

Дороги остаются больной темой для многих регионов России. Если в столицах претензии пользователей сводятся к бесконечным дорожным работам, увеличивающим пробки и тормозящим трафик, то в субъектах РФ, особенно в сельских районах, – к отсутствию асфальта как такового. Это не образное выражение: по данным статистики, в настоящее время 9% региональных дорог и 41% местных дорог не имеют твердого покрытия. При этом ни один субъект РФ к началу текущего года не был на 100% обеспечен подъездами к сельским населенным пунктам.
…Мой путь лежит к Качалинскому сельскому поселению, которое располагается в Суровикинском районе, в 140 км от административного центра Волгоградской области. В отличие от Волгограда, где состояние дорожной сети не выдерживает никакой критики, районные дороги немного лучше: внедорожник может разогнаться кое–где до 100 км в час. При этом автомобили типа внедорожник в Волгоградской области это не роскошь, а суровая необходимость: разбитые подвески лучше всяких отчетов демонстрируют состояние дорожной сети.
– У нас был легковой автомобиль, но через год он развалился на наших дорогах, – рассказывает заместитель директора ООО «Проектно–сметное бюро» Юрий Кривобоков. Он вместе со своей супругой не первый год занимается проектированием сельских дорог в Волгоградской области, поэтому может подробно рассказать о десятках хуторов, которые нуждаются в дорогах с твердым покрытием.
Начиная с 2001 года кое–где подъезды стали появляться благодаря федеральным средствам в подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Только в прошлом году на территории области было построено более 70 км автодорог с твердым покрытием, в бюджете на эти цели было запланировано 4,8 млрд руб. Не такая большая сумма, если учесть, что всего, по данным областной думы, на 2013 год в Волгоградской области почти треть из 464 населенных пунктов не имели дорог с твердым покрытием. В целом же протяженность дорог в области составляет почти 21 тыс. км, из них 19,5 тыс. – это дороги общего пользования.

Из Волгограда в Качалин

– Сейчас мы едем по федеральной автомобильной дороге М–21 Волгоград – Каменск–Шахтинский – граница с Украиной, – продолжает Юрий Кривобоков. – Как видите, дорога не в самом лучшем состоянии. Если, к примеру, двигаться по федералке Р–22 «Каспий», то хорошие участки дороги будут только на подступах к Москве и когда дорога входит в М–4 «Дон». Я считаю, на сегодня в России только М–4 отвечает всем европейским стандартам.
По дороге мы рассуждаем о причинах плохих дорог. Одна из них – это климатические особенности региона, который располагается в континентальной зоне с холодной зимой и жарким летом. В длительное межсезонье для области характерны очень частные температурные переходы через 0». При этом вода замерзает, проникая в мелкую сеть трещин изношенного поверхностного слоя, разрывая его.
– Даже в Германии, где дороги строились в расчете на передвижение по ним танков, дорожники обратились в правительство с просьбой ограничить проезд большегрузов, которые причиняют самый большой урон дорожной сети, – называет еще одну причину бедственного состояния дорог Юрий Кривобоков.
На этих словах мы встаем в пробку перед железнодорожным переездом на выезде из города. Переезды – это еще одна беда Волгограда: в час пик автолюбители, да и пассажиры общественного транспорта теряют здесь от 20 минут и больше. Наконец мы выезжаем за пределы города: небольшие домишки частного сектора сменяются полями, где встречаются иногда стада коров и овец. Треть населения области приходится на сельские районы, где люди могут выжить только за счет собственного подворья. Плодородные почвы дают хорошие урожаи зерновых, а травы позволяют заниматься животноводством. Прекрасная природа. Одна беда: в распутицу не проедешь к природе и не вывезешь урожай.

Хутор под горой

Именно так долгие годы, и без преувеличения можно сказать – столетия, жили жители хутора Сухановский, что всего в нескольких километрах от административного центра Суровикинского района – Качалина. Традиционно казачьи хутора строились на берегах рек. И хорошо, если поселение занимало высокий берег, а бывало и так, что необходимость заставляла жить людей и на низком, пологом берегу. Так и случилось с хутором Сухановский. Сейчас тут постоянно проживают порядка двух сотен сельчан, кто может, занимается фермерством, кто нет – держит небольшие хозяйства для собственного прокорма.
– Проблема была в том, что весной и осенью Сухановский был полностью отрезан от Большой земли: грунтовую дорогу развозило, а большой угол подъема делал невозможным проезд даже мощной техники, – вступает в разговор Татьяна Кривобокова, руководитель ООО «Проектно–сметное бюро».
Жители вспоминают: было время, когда хлеб людям доставляли на тракторе «Кировец». А после снежных зим до асфальтированной дороги добирались на лодке. Но это еще полбеды: бывало, что из хутора не могли вывезти беременную женщину рожать в районную больницу. Зимой не лучше: дорогу сильно заметало снегом.
– Когда мы, выиграв тендер на проектирование дороги, приехали сюда в первый раз, глава Качалинского сельского поселения обещала выслать нам навстречу «бабочку», чтобы расчистить дорогу, – продолжает Татьяна Кривобокова. – Мы остались в недоумении: зачем нам тракторный отвал? Оказалось, что дорогу заметает так, что транспорту невозможно проехать.
Можно представить, как нужна была людям новая дорога – подъезд от автомобильной дороги Новомаксимовский – Майоровский к хутору Сухановский. И она появилась в 2013 году во многом благодаря стараниям одной женщины – главы Качалинского сельского поселения Елены Кудлаевой.

Три месяца жила в министерстве

Елена Кудлаева была избрана главой поселения в 2006 году и сразу перешла к практическим делам. Под ее руководством были расчищены свалки, благоустроено местное кладбище, облагорожена территория самого хутора. Постепенно был отремонтирован Дом культуры, сейчас это фактически многофукциональный центр: в нем расположены кафе, несколько сервисов вроде парикмахерской и ателье. Летом центр хутора засажен розами. Появились и небольшие деньги: несколько лет местная администрация выигрывала конкурсы по работе с территориальным общественным самоуправлением. «Призовые» шли в местный бюджет. Но когда Елена Кудлаева замахнулась на новые дороги в районе, мало кто верил в ее силы. Тем не менее это случилось.
– Впервые о такой возможности я узнала в 2012 году, – рассказывает она. – Тогда реализовывалась программа софинансирования из регионального и местного бюджетов на строительство дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов. Критериями получения субсидии были: число жителей не менее 125 человек, протяженность автодороги не более чем 5 км и норматив на строительство 1 км дороги с твердым покрытием в размере 10 млн руб.
Конечно, документально кажется все просто. Но на деле оказалось, что счет идет на часы, а разобраться во всех министерских хитросплетениях и требованиях закона очень непросто. Началось все с проекта: времени на его разработку было крайне мало, поэтому Елена Кудлаева не отходила от проектировщиков в прямом смысле слова, готова была оказать любую помощь, предоставить необходимую документацию, помочь в организации процедур, связанных с изыскательскими работами. После того как проект был разработан в кратчайшие сроки и прошел экспертизу, предстояла еще более трудная задача: попасть в план заказчика – министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Ведь известно, что бумаги имеют свойство теряться, лежать годами в столах чиновников, и только личное участие и настойчивость помогают воплощать планы в жизнь. Конкретно этот проект необходимо было включить в программу на 2012 год, поскольку на следующий денег уже попросту не было бы.
– Кудлаева скромничает: она практически 3 месяца провела в министерстве безвылазно – требуя, доказывая, объясняя, что дорога нужна нашим фермерам, – рассказывает председатель совета ТОС «Сухановский» Яков Мазжалин. – Звонила мне в девять вечера и жаловалась, что ее не принимает министр… Да, без ее участия дорога, возможно, и появилась бы, но… в другом районе.
В общем, когда на дорогу заехали первые единицы дорожно–строительной техники, люди не поверили своим глазам.
– Почему людям так нужна была эта дорога? – спрашиваю я Елену Кудлаеву.
– Только один пример: до того, как появилась эта дорога, из хутора мы не могли даже покойника вывезти! Это сейчас мы заработали на отдельный ритуальный УАЗик, а приходилось на одном людей возить и живых, и мертвых. Кроме того, необходимость строительства была в том, что в Сухановском нет центральной больницы. А связи с райцентром не было по полгода – автобусы не ходили. Пока работали колхозы, они выделяли проходимую технику. Но они развалились, и все проблемы легли на глав сельских поселений. Кроме того, в Сухановском работают 33 фермерских хозяйства, которые не могли вывезти и продать свой урожай. Кто не жил на селе, тот не поймет. Да и чиновники в министерстве далеки от наших проблем.
– А что движет лично вами?
– Моя личная цель – создать комфортные условия для сельчан. Если конкретно, хотелось бы продолжить участие в программе по строительству дорог с твердым покрытием. Району нужны внутрипоселковые и межпоселковые дороги. Нам просто необходимы новые социальные сервисы и службы, рабочие места, чтобы народ не ездил в район, а работал здесь. Пока перспективы очень призрачные: молодежь в хутора не возвращается, фермерские хозяйства государство не поддерживает. Региону нужны перерабатывающие сельхозпроизводства, но инвесторам они пока не интересны. С появлением дорог, хочется верить, ситуация изменится. По крайней мере, для себя мы прорабатываем такие направления, как туризм и агротуризм: у нас прекрасная природа, а наши фермеры всегда предложат свежие деревенские и экологически чистые продукты.
Вот с такими трудностями приходится сталкиваться сельчанам, чтобы выжить на своей родной земле. Тем не менее программа по строительству сельских дорог все же принесла свои плоды. За 3 года только в Волгоградской области были построены десятки подъездных дорог к хуторам в Алексеевском, Николаевском, Чернышковском, Старополтавском, Михайловском районах. Но этого недостаточно, считают главы местных администраций. Ведь есть множество хуторов и поселков, где тоже живут люди, однако существующие критерии предоставления субсидий на строительство дорог не дают им возможности принимать участие в строительстве дорог.
Поэтому в настоящее время в Минтрансе России идет доработка действующей методики расчета распределения субсидий из федерального бюджета на строительство подъездов к сельским населенным пунктам. Обсуждается предложение отказаться от лимитирующих критериев отбора, сохранив при этом норматив субсидии из федерального бюджета. В частности, предполагается, что перечень объектов регионы будут определять самостоятельно, а критерием, который позволит оценивать целевое и эффективное использование средств, станет количество жителей, получивших доступ к дорогам с твердым покрытием.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

Волгоград
На снимке:  дорога в хуторе Сухановский

24.04.14

№ 42 (1005) 16 – 22 октября 2017 года

Новости 87

Проект реализован на год раньше срока

Президент России Владимир Путин открыл автомобильное движение по 12–километровому участку обхода Гатчины на трассе Р–23. тербург – Псков – Пустошка –…
Автомобильные дороги 82

От ремонта – до беспилотников

Послесловие к выставке–форуму «ДорогаЭкспо–2017». Итак, VIII Международная специализированная выставка–форум «ДорогаЭкспо» завершила свою работу.…
IT-технологии 799

Цифровая эра транспорта

В Москве прошел II Международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России». Открывая пленарное заседание форума, его модератор –…
Транспорт и общество 82

На полпути к свободе,

или Две оценки состояния безбарьерной среды. О безбарьерной среде в городах в последнее время говорится много. Высказывается оптимистическая точка…
Транспортное машиностроение 112

Стратегический шаг

Господдержка позволит значительно увеличить объем экспортируемой продукции железнодорожного машиностроения. В конце августа Правительство РФ…
Спорт 97

Притяжение кожаной сферы

Футбол – как необходимая составляющая корпоративной культуры. 10–11 февраля 2018 года состоится традиционный, тринадцатый по счету спортивный…
Показать все