• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Дорога для жизни

Дорога для жизниНа чем держится российская деревня.

Дорога для жизниЗначение дорог в России трудно переоценить: на каждый рубль, вложенный в их строительство, государство получает отдачу в три. Этот показатель еще выше на селе. Там дорога в прямом смысле слова становится нитью жизни, на которой держатся образование, здравоохранение, сельхозпроизводство. При этом часто появление дорог совсем не гарантировано государством, а зависит только от инициативы на местах. Именно так строятся сельские дороги в одном из районов Волгоградской области.

Джип как необходимость

Дороги остаются больной темой для многих регионов России. Если в столицах претензии пользователей сводятся к бесконечным дорожным работам, увеличивающим пробки и тормозящим трафик, то в субъектах РФ, особенно в сельских районах, – к отсутствию асфальта как такового. Это не образное выражение: по данным статистики, в настоящее время 9% региональных дорог и 41% местных дорог не имеют твердого покрытия. При этом ни один субъект РФ к началу текущего года не был на 100% обеспечен подъездами к сельским населенным пунктам.
…Мой путь лежит к Качалинскому сельскому поселению, которое располагается в Суровикинском районе, в 140 км от административного центра Волгоградской области. В отличие от Волгограда, где состояние дорожной сети не выдерживает никакой критики, районные дороги немного лучше: внедорожник может разогнаться кое–где до 100 км в час. При этом автомобили типа внедорожник в Волгоградской области это не роскошь, а суровая необходимость: разбитые подвески лучше всяких отчетов демонстрируют состояние дорожной сети.
– У нас был легковой автомобиль, но через год он развалился на наших дорогах, – рассказывает заместитель директора ООО «Проектно–сметное бюро» Юрий Кривобоков. Он вместе со своей супругой не первый год занимается проектированием сельских дорог в Волгоградской области, поэтому может подробно рассказать о десятках хуторов, которые нуждаются в дорогах с твердым покрытием.
Начиная с 2001 года кое–где подъезды стали появляться благодаря федеральным средствам в подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Только в прошлом году на территории области было построено более 70 км автодорог с твердым покрытием, в бюджете на эти цели было запланировано 4,8 млрд руб. Не такая большая сумма, если учесть, что всего, по данным областной думы, на 2013 год в Волгоградской области почти треть из 464 населенных пунктов не имели дорог с твердым покрытием. В целом же протяженность дорог в области составляет почти 21 тыс. км, из них 19,5 тыс. – это дороги общего пользования.

Из Волгограда в Качалин

– Сейчас мы едем по федеральной автомобильной дороге М–21 Волгоград – Каменск–Шахтинский – граница с Украиной, – продолжает Юрий Кривобоков. – Как видите, дорога не в самом лучшем состоянии. Если, к примеру, двигаться по федералке Р–22 «Каспий», то хорошие участки дороги будут только на подступах к Москве и когда дорога входит в М–4 «Дон». Я считаю, на сегодня в России только М–4 отвечает всем европейским стандартам.
По дороге мы рассуждаем о причинах плохих дорог. Одна из них – это климатические особенности региона, который располагается в континентальной зоне с холодной зимой и жарким летом. В длительное межсезонье для области характерны очень частные температурные переходы через 0». При этом вода замерзает, проникая в мелкую сеть трещин изношенного поверхностного слоя, разрывая его.
– Даже в Германии, где дороги строились в расчете на передвижение по ним танков, дорожники обратились в правительство с просьбой ограничить проезд большегрузов, которые причиняют самый большой урон дорожной сети, – называет еще одну причину бедственного состояния дорог Юрий Кривобоков.
На этих словах мы встаем в пробку перед железнодорожным переездом на выезде из города. Переезды – это еще одна беда Волгограда: в час пик автолюбители, да и пассажиры общественного транспорта теряют здесь от 20 минут и больше. Наконец мы выезжаем за пределы города: небольшие домишки частного сектора сменяются полями, где встречаются иногда стада коров и овец. Треть населения области приходится на сельские районы, где люди могут выжить только за счет собственного подворья. Плодородные почвы дают хорошие урожаи зерновых, а травы позволяют заниматься животноводством. Прекрасная природа. Одна беда: в распутицу не проедешь к природе и не вывезешь урожай.

Хутор под горой

Именно так долгие годы, и без преувеличения можно сказать – столетия, жили жители хутора Сухановский, что всего в нескольких километрах от административного центра Суровикинского района – Качалина. Традиционно казачьи хутора строились на берегах рек. И хорошо, если поселение занимало высокий берег, а бывало и так, что необходимость заставляла жить людей и на низком, пологом берегу. Так и случилось с хутором Сухановский. Сейчас тут постоянно проживают порядка двух сотен сельчан, кто может, занимается фермерством, кто нет – держит небольшие хозяйства для собственного прокорма.
– Проблема была в том, что весной и осенью Сухановский был полностью отрезан от Большой земли: грунтовую дорогу развозило, а большой угол подъема делал невозможным проезд даже мощной техники, – вступает в разговор Татьяна Кривобокова, руководитель ООО «Проектно–сметное бюро».
Жители вспоминают: было время, когда хлеб людям доставляли на тракторе «Кировец». А после снежных зим до асфальтированной дороги добирались на лодке. Но это еще полбеды: бывало, что из хутора не могли вывезти беременную женщину рожать в районную больницу. Зимой не лучше: дорогу сильно заметало снегом.
– Когда мы, выиграв тендер на проектирование дороги, приехали сюда в первый раз, глава Качалинского сельского поселения обещала выслать нам навстречу «бабочку», чтобы расчистить дорогу, – продолжает Татьяна Кривобокова. – Мы остались в недоумении: зачем нам тракторный отвал? Оказалось, что дорогу заметает так, что транспорту невозможно проехать.
Можно представить, как нужна была людям новая дорога – подъезд от автомобильной дороги Новомаксимовский – Майоровский к хутору Сухановский. И она появилась в 2013 году во многом благодаря стараниям одной женщины – главы Качалинского сельского поселения Елены Кудлаевой.

Три месяца жила в министерстве

Елена Кудлаева была избрана главой поселения в 2006 году и сразу перешла к практическим делам. Под ее руководством были расчищены свалки, благоустроено местное кладбище, облагорожена территория самого хутора. Постепенно был отремонтирован Дом культуры, сейчас это фактически многофукциональный центр: в нем расположены кафе, несколько сервисов вроде парикмахерской и ателье. Летом центр хутора засажен розами. Появились и небольшие деньги: несколько лет местная администрация выигрывала конкурсы по работе с территориальным общественным самоуправлением. «Призовые» шли в местный бюджет. Но когда Елена Кудлаева замахнулась на новые дороги в районе, мало кто верил в ее силы. Тем не менее это случилось.
– Впервые о такой возможности я узнала в 2012 году, – рассказывает она. – Тогда реализовывалась программа софинансирования из регионального и местного бюджетов на строительство дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов. Критериями получения субсидии были: число жителей не менее 125 человек, протяженность автодороги не более чем 5 км и норматив на строительство 1 км дороги с твердым покрытием в размере 10 млн руб.
Конечно, документально кажется все просто. Но на деле оказалось, что счет идет на часы, а разобраться во всех министерских хитросплетениях и требованиях закона очень непросто. Началось все с проекта: времени на его разработку было крайне мало, поэтому Елена Кудлаева не отходила от проектировщиков в прямом смысле слова, готова была оказать любую помощь, предоставить необходимую документацию, помочь в организации процедур, связанных с изыскательскими работами. После того как проект был разработан в кратчайшие сроки и прошел экспертизу, предстояла еще более трудная задача: попасть в план заказчика – министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Ведь известно, что бумаги имеют свойство теряться, лежать годами в столах чиновников, и только личное участие и настойчивость помогают воплощать планы в жизнь. Конкретно этот проект необходимо было включить в программу на 2012 год, поскольку на следующий денег уже попросту не было бы.
– Кудлаева скромничает: она практически 3 месяца провела в министерстве безвылазно – требуя, доказывая, объясняя, что дорога нужна нашим фермерам, – рассказывает председатель совета ТОС «Сухановский» Яков Мазжалин. – Звонила мне в девять вечера и жаловалась, что ее не принимает министр… Да, без ее участия дорога, возможно, и появилась бы, но… в другом районе.
В общем, когда на дорогу заехали первые единицы дорожно–строительной техники, люди не поверили своим глазам.
– Почему людям так нужна была эта дорога? – спрашиваю я Елену Кудлаеву.
– Только один пример: до того, как появилась эта дорога, из хутора мы не могли даже покойника вывезти! Это сейчас мы заработали на отдельный ритуальный УАЗик, а приходилось на одном людей возить и живых, и мертвых. Кроме того, необходимость строительства была в том, что в Сухановском нет центральной больницы. А связи с райцентром не было по полгода – автобусы не ходили. Пока работали колхозы, они выделяли проходимую технику. Но они развалились, и все проблемы легли на глав сельских поселений. Кроме того, в Сухановском работают 33 фермерских хозяйства, которые не могли вывезти и продать свой урожай. Кто не жил на селе, тот не поймет. Да и чиновники в министерстве далеки от наших проблем.
– А что движет лично вами?
– Моя личная цель – создать комфортные условия для сельчан. Если конкретно, хотелось бы продолжить участие в программе по строительству дорог с твердым покрытием. Району нужны внутрипоселковые и межпоселковые дороги. Нам просто необходимы новые социальные сервисы и службы, рабочие места, чтобы народ не ездил в район, а работал здесь. Пока перспективы очень призрачные: молодежь в хутора не возвращается, фермерские хозяйства государство не поддерживает. Региону нужны перерабатывающие сельхозпроизводства, но инвесторам они пока не интересны. С появлением дорог, хочется верить, ситуация изменится. По крайней мере, для себя мы прорабатываем такие направления, как туризм и агротуризм: у нас прекрасная природа, а наши фермеры всегда предложат свежие деревенские и экологически чистые продукты.
Вот с такими трудностями приходится сталкиваться сельчанам, чтобы выжить на своей родной земле. Тем не менее программа по строительству сельских дорог все же принесла свои плоды. За 3 года только в Волгоградской области были построены десятки подъездных дорог к хуторам в Алексеевском, Николаевском, Чернышковском, Старополтавском, Михайловском районах. Но этого недостаточно, считают главы местных администраций. Ведь есть множество хуторов и поселков, где тоже живут люди, однако существующие критерии предоставления субсидий на строительство дорог не дают им возможности принимать участие в строительстве дорог.
Поэтому в настоящее время в Минтрансе России идет доработка действующей методики расчета распределения субсидий из федерального бюджета на строительство подъездов к сельским населенным пунктам. Обсуждается предложение отказаться от лимитирующих критериев отбора, сохранив при этом норматив субсидии из федерального бюджета. В частности, предполагается, что перечень объектов регионы будут определять самостоятельно, а критерием, который позволит оценивать целевое и эффективное использование средств, станет количество жителей, получивших доступ к дорогам с твердым покрытием.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

Волгоград
На снимке:  дорога в хуторе Сухановский

24.04.14

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 153

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 204

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 176

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 173

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 168

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 160

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все