• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

«Дороги Дона»

«Дороги Дона»Форум с таким названием
прошел в Новочеркасске.

«Дороги Дона»В структуре транспортной системы Ростовской области автомобильные дороги играют существенную роль, однако даже возросшего объема дорожных фондов не хватает для решения всех проблем отрасли. Под ходить к ним нужно комплексно и в рамках системной работы государства и бизнеса. Об этом шла речь на гражданском форуме «Дороги Дона», проходившем в Южно–Российском государственном политехническом университете в Новочеркасске.

Денег много не бывает

На основных показателях работы комплекса остановился в своем выступлении губернатор Ростовской области Василий Голубев. По его словам, в текущем году на развитие дорожной отрасли региона будет направлено 13,5 млрд рублей, в следующем эта сумма вырастет еще на 1 млрд. Увеличится финансирование дорожной сферы муниципалитетов: если в 2012 году на строительство, ремонт и содержание муниципальных дорог было выделено 4,7 млрд, то в текущем году – 5,2 млрд рублей. Для сравнения: пару дет назад этот показатель не превышал 1,2 млрд рублей. Таким образом, финансирование увеличилось в 4–5 раз, констатировал губернатор.
Впрочем, даже этих средств недостаточно, считает начальник отдела Северо–Кавказского филиала ГипродорНИИ Наталья Нечаева. Только на строительство и реконструкцию региональных дорог идет порядка 2,5 млрд рублей при потребности 10 млрд рублей в год. Она напомнила, что в настоящее время в целом на дороги России выделяется 700 млрд рублей в год, что составляет 1,5% ВВП страны, в то время как в других странах этот показатель достигает 4–5% ВВП. Между тем только для того, чтобы обеспечить дорогами населенные пункты области, не имеющие круглогодичной связи с дорожной сетью, необходимо 30 млрд рублей. Не менее масштабная задача – модернизация улично–дорожной сети городов области. «Если мы будем продолжать финансирование существующими темпами, то закрыть дыры сможем за сто лет», – сказала Наталья Нечаева.
Потребность в дорогах в Ростовской области огромная, подчеркнул в своем выступлении начальник ФКУ «Севкав-
управтодор» Владимир Рожков. По его словам, в настоящее время в регионе ощущается кардинальное перераспределение грузопотоков в рамках Таможенного союза. В частности, резко увеличивается поток грузов в Европу, которые идут через Ростовскую область из Казахстана, Украины, Белоруссии. Чтобы обеспечить потребности рынка, регион в первоочередном порядке реализует несколько проектов: это реконструкция участков южного и северного подъездов к Ростову–на–Дону, реконструкция и капитальный ремонт на федеральных автомобильных дорогах М–23 Ростов – Таганрог – граница с Украиной и М–21 Волгоград – Каменск– Шахтинский – граница Украины. Приоритетной для региона остается ликвидация грунтового разрыва на федеральной трассе А–153 Астрахань – Махачкала, который находится на территории Астраханской области и Калмыкии.

От автодорог – к агломерациям

В рамках гражданского форума была организована работа четырех «круглых столов», в которых приняли участие работники дорожных, автотранспортных предприятий и организаций, представители власти региона, муниципальных образований, финансовых структур, проектировщики, ученые – всего более 400 человек. Большинство экспертов собрал «круглый стол», темой которого стали инвестиции в дороги. По мнению заместителя министра строительства, архитектуры и территориального развития – главного архитектора Ростовской области Алексея Полянского, развитие дорожной сети Ростовской области должно происходить в увязке с перспективами территориального планирования региона. По его словам, в настоящее время в области проходит процедуру согласования схема терпланирования, в которой должны найти отражение новые направления развития транспорта, в частности, высокоскоростная железная дорога.
В целом решение транспортных проблем не сводится лишь к ремонту и строительству дорог. Более того, по словам Алексея Полянского, дороги давно рассматриваются не как линейный объект той или иной категории. В инвестиционном плане перспективнее оперировать понятием «транспортный коридор», что подразумевает параллельное развитие автомобильной, железной дорог, инженерной инфраструктуры. «Мы понимаем, что транспортные вопросы Ростова, связанные с обходами, формированием логистических центров, выходят за пределы города, следовательно, как объект проектирования нужно брать более крупную территорию, к примеру, Большой Ростов или Ростовскую агломерацию. И уже в составе этой территории рассматривать узлы, например, объекты на левом берегу Дона, связанные с проведением Чемпионата мира по футболу, или аэропорт Южный хаб, который сам по себе будет представлять мощный транспортно–логистический центр», – уверен замминистра.
Примеры такого подхода в Ростовской области уже есть. В частности, был разработан проект планировки дороги от автомагистрали «Дон» до города Азов, в основу которого легла не только дорога, но и вся сопредельная территория. Это как раз такой «коридор», благодаря которому в будущем станет возможным как развивать рядом с ним жилищное строительство, так и формировать промышленную инфраструктуру. «Более того, ростовский узел начинает «развязываться» на наших глазах, – продолжает Алексей Полянский. – Построен мостовой переход на улице Сиверса, формируется северный обход Ростова, есть решения по восточному обходу, в том числе Аксаю. Возможно, ВСМ пройдет по западной части города, что даст нам возможность подумать и о западном обходе». Он добавил, что все эти знаковые для города и региона в целом проекты будут реализованы в ближайшие 10 лет.

Надежда на ГЧП

Важнейшей задачей в этом смысле остается финансирование. Примером вовлечения бизнеса в инфраструктурные проекты может стать Багаевский район Ростовской области, где реализуется проект строительства речного порта в промзоне станицы Багаевской стоимостью свыше 2 млрд рублей. Причем параллельно шли работы по привлечению частного инвестора для строительства моста через Дон, сообщил глава Багаевского района Андрей Шевцов. Проект моста уже заложен в генплане, его инвестором выступила турецкая компания.
Тем не менее, как отметил генеральный директор ООО «Южное инвестиционное агентство» Александр Потеряхин, в России еще недостаточно примеров реализованных проектов ГЧП в сфере транспорта, однако законодательная работа идет. По его данным, в Ростовской области, как и еще в 61 субъекте РФ, уже разработаны и действуют соответствующие законодательные акты относительно ГЧП, которые позволяют решать вопросы на местах в отсутствие федерального закона. Общей проблемой, по его мнению, остается неурегулированность и затягивание процессов согласования, подключений, перевода земли из одной категории в другую. Никто не может компенсировать потенциальному инвестору эти риски, констатировал Александр Потеряхин. По его мнению, целесообразно создать отдельный институт или орган, который отвечал бы за развитие транспорта и взял на себя решение всех вышеуказанных вопросов.
Статистику по количеству заявленных и реализованных проектов ГЧП по округам привел профессор кафедры организации перевозок и дорожного движения Ростовского государственного строительного университета Виталий Миронюк. По его данным, в ЦФО заявлены и реализуются порядка 50 проектов по схемам ГЧП, из них 5 связаны с дорожно–транспортной отраслью; в СЗФО, соответственно, 48 (0); Приволжском ФО – 41 (5); Северо–Кавказском – 9 (0); Уральском – 27 (4), Сибирском – 105 (15); Дальневосточном – 19 (2). Что касается Южного федерального округа, то здесь заявлены 15 ГЧП–проектов, причем два из них касаются транспорта и реализуются в Ростове – это строительство платного тоннеля (Северного), а также второго обхода Волгограда.
Виталий Миронюк сделал вывод, что реализацию проектов по схемам ГЧП на местах сдерживают недоработанность нормативно–правовой базы и то, что документы территориального планирования разрабатываются в недостаточной степени, что приводит к формированию транспортных потоков без учета состояния перспективы развития дорожных магистралей. Чтобы реализовать проекты в области транспорта, необходимо делать ставку на механизмы ГЧП, однако для их эффективности по–прежнему требуются гарантии государства.

Определены направления работы

О выводах экспертов, обсуждавших на одном из «круглых столов» проблему подготовки кадров для дорожного хозяйства и вузовской науки, рассказал проректор по учебной работе Ростовской государственного строительного университета Алексей Бескопыльный. Он констатировал печальный и известный всем дорожникам факт, что квалифицированных инженерных кадров в отрасли не хватает. По его мнению, исправить ситуацию на уровне области поможет создание образовательного кластера, который объединил бы учебный процесс от среднего до высшего звена, помог сформировать единые образовательные стандарты, и как следствие обеспечил бы профессиональными кадрами дорожные организации Дона. Кроме того, необходимо сократить разрыв между наукой и производством, считает он. Проректор выступил с инициативой создания плана научных исследований, заказчиком которых предлагается выступить областному министерству транспорта.
О развитии производственно–экономического потенциала дорожной отрасли Ростовской области рассказал заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Илиополов. Он заявил, что на федеральной магистрали М–4 «Дон», проходящей по территории Ростовской области, грядет настоящий бум работ по реконструкции. В частности, масштабные работы будут проводиться на четырех участках трассы общей протяженностью 196 км с объемами инвестиций порядка 55 млрд рублей. При этом впервые в истории госкомпании, да и, пожалуй, дорожной отрасли в целом дорога будет строиться фактически по немецкому проекту. Кроме того, на обходе Аксая будет построен полигон для испытаний дорожных конструкций и материалов. Опытный участок займет примерно 3–3,5 км федеральной трассы и будет разделен на отдельные секции. Это позволит испытывать разные дорожные технологии и материалы одновременно и в дальнейшем применять лучшие практики в других проектах. Также результаты удачных испытаний материалов и конструкций могут стать базой для разработки современных ГОСТов, чего сегодня так не хватает индустрии.
В целом же Сергей Илиополов отметил, что развитие дорожной отрасли должно быть инновационным и системным, причем инновации должны лежать не только в технологической плоскости, но и в организационно–управленческой. Востребованность инноваций возможна только при изменении организационной системы, которая позволяла бы реализовать схему контрактов жизненного цикла, заключать долгосрочные договоры и совмещать интересы заказчиков и подрядчиков, то есть бизнеса. Поэтому одной из самых важных проблем остается совершенствование нормативно–технической базы, уверен эксперт. «Увлечение ссылками на ее несовершенство позволяет закрывать глаза на собственную бездеятельность», – уверен он.
Проблемой Сергей Илиополов называет также отсутствие единых цен, расценок и сметных нормативов.
По итогам работы каждого «круглого стола» были подготовлены резолюции, включившие в себя конкретные предложения и законодательные инициативы, которые будут переданы в правительство и Законодательное собрание Ростовской области.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

22.08.2013

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 152

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 203

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 175

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 172

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 167

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 159

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все