• ноября 16, 2017 В КРЕМЛЕ

    Заседание комиссии

    Под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на…

  • ноября 16, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Защитить пассажира

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам совершенствования регулирования пассажирских авиаперевозок.
    В совещании приняли участие заместитель Председателя…

  • ноября 16, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Необходима оптимизация

    Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта,…

  • ноября 16, 2017 79

    Хроника 13 – 19 ноября 2017 года

    В Маниле состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с министром транспорта Республики Филиппины Артуром Тугаде.
    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих принял участие в форуме министров транспорта по безопасности дорожного движения.
    Открылась зимняя навигация на Москве–реке.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Идут лавины одна за одной

Идут лавины одна за однойДорожные организации делают все, чтобы движение по горным трассам несмотря на непогоду, не прерывалось.

Идут лавины одна за однойВ условиях высокогорья, где отсутствует устойчивая телефонная связь, использовать современные метеосистемы для прогнозирования опасных явлений на автодорогах невозможно. Тем не менее, рассказал заместитель директора ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Знаур Макиев, дорожные организации делают все, чтобы движение по горным трассам, находящимся в зоне его ответственности, несмотря на непогоду, не прерывалось.
Северо–Кавказский регион имеет стратегическое значение для России. Общая протяженность федеральных автодорог, обслуживаемых ФГУ
Упрдор «Северный Кавказ» в семи регионах Южного федерального округа, составляет более 2400 км. Из них на территории Ставропольского края – 833 км, Дагестана – 644 км, Кабардино–Балкарии – 362 км, Чечни – 121 км, Калмыкии – 71 км, Северной Осетии – 256 км, Ингушетии – 39 км. Сеть автодорог, подведомственных управлению, выходит на границы с Краснодарским краем и Астраханской областью, а также на внешние границы страны – с Южной Осетией, Грузией и Азербайджаном. Часть дорог входит в российские и международные транспортные коридоры. Интенсивность движения на отдельных участках составляет 25–30 тыс. автомобилей в сутки.
Однако только 10% федеральной сети автодорог в регионе соответствует главным требованиям технической категории. Дороги, обслуживаемые Упрдором, проходят по равнинным районам Ставропольского края и Калмыкии и поднимаются в горы – свыше 3 тыс. метров над уровнем моря в республике Северная Осетия – Алания и чуть ниже в Кабардино–Балкарии. Сейсмичность в регионе достигает 9 баллов. На федеральных дорогах расположены 438 искусственных сооружений и 12 тоннелей общей протяженностью свыше 24 тыс. метров.
В зимний период больше всего проблем у дорожников с обслуживанием Транскавказской автомобильной магистрали (Транскама), связывающей напрямую Северную и Южную Осетию. По ней также осуществляется грузовое сообщение с Арменией и другими государствами Закавказья. Протяженность трассы составляет 97 километров. Транскам проходит по территории высокогорных районов, в зоне активного воздействия опасных природных катаклизмов. Зимой на дорогу сходят снежные лавины, а в межсезонье и летом существует опасность селевых потоков, оползней и камнепадов. Кроме того, магистраль постоянно подвергается воздействию реки Ардон, которая подмывает берега, разрушая дорожное полотно и мосты.
Напомним, что идея строительства дороги через Рокский перевал зародилась еще в XIX веке. Но лишь в середине 70–х годов прошлого столетия по решению Совета министров СССР началось строительство современной автомагистрали. В начале 80–х годов трасса была сдана в эксплуатацию. На втором этапе развития дороги, продолжающегося и в настоящее время, проводится ее инженерное обустройство, устанавливаются защитные противолавинные заграждения, пробиваются тоннели, строятся мосты и обходы населенных пунктов. Реконструкция магистрали должна сократить расходы на ее содержание.
Сейчас на Транскаме 9 тоннелей общей протяженностью 6800 метров. Кроме того, здесь много других искусственных сооружений: верховых и низовых подпорных стен, укреплений берегов различными видами защиты, такими как габион, каменная наброска. Все работы по содержанию и обслуживанию трассы, включая искусственные сооружения, лежат на плечах дорожников Северной Осетии, где действует филиал Упрдора «Северный Кавказ». Производственно–технические базы размещены в оптимальной близости от участков, где скапливается особенно много снега и существует опасность схода лавин. По словам заместителя директора ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Знаура Макиева, в случае перекрытия трассы лавинами это позволяет дорожникам действовать оперативно, в тесном взаимодействии с ведомствами, заинтересованными в круглогодичном и безопасном движении по Транскаму: со структурными подразделениями МЧС и МВД России в республике Северная Осетия и с Рокским противолавинным отрядом. Для предотвращения образования гололеда на базах созданы запасы песчано–соляной смеси.
Наличие согласованного межведомственного регламента позволяет своевременно оповещать все службы о необходимости принятия экстренных мер, что дает возможность избегать ЧП с тяжелыми последствиями для участников дорожного движения. За последние пять лет случаев гибели людей на дороге из–за несвоевременного предупреждения о возможном сходе лавин не зарегистрировано.
Но проблем, конечно, хватает. Одна из наиболее серьезных – отсутствие устойчивой служебной связи на Транскаме. Есть довольно протяженные участки, где телефон вообще не работает. По этой причине посты ГИБДД не всегда своевременно получают информацию о закрытии трассы после схода лавин и пропускают машины с людьми на лавиноопасные участки, пояснил Знаур Макиев. А таких опасных мест на магистрали очень много. Только на участке от 65–го до 93–го км насчитывается 250 очагов схода снежных лавин. Даже в самую малоснежную зиму 2003 года объем снега, обрушившегося на дорогу со склонов за сезон, составил 200 тыс. кубометров. А в 2007 году был зафиксирован максимальный сход лавин – свыше 500 тыс. кубометров.
Опасность для магистрали представляет строительство различных несанкционированных сооружений. Но даже там, где, казалось бы, все посчитано и учтено при подготовке проекта, возникает немало проблем. Например, строительство газопровода во многих местах сильно ослабило и без того проблемные горные склоны, повысило опасность камнепадов и селей, а на некоторых участках сильно сузило русло реки.
Согласно программе реконструкции Транскама в ближайшие годы на самых лавиноопасных высокогорных участках планируется построить 24 противолавинные галереи протяженностью более 6 км и 4 тоннеля. Но строительство защитных сооружений на трассе сопряжено с большими затратами. Чтобы сделать движение по ней круглогодичным и безопасным, необходимы колоссальные финансовые вложения.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»

№ 46 (1009) 13 – 19 ноября 2017 года

Новости 206

Первая ласточка президентского проекта

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в открытии автомобильного обхода Звенигорода. В церемонии открытия также участвовали губернатор…
Транспортная политика 233

Транспортный потенциал

Он в значительной степени определяется возможностями транзита. Прошедший в Санкт–Петербурге Международный форум «Транспортный потенциал» вот уже в…
Городской пассажирский транспорт 268

Нацеленность на инновации

демонстрирует отечественный пассажирский транспорт. Состоявшийся недавно в Санкт–Петербурге Международный инновационный форум пассажирского…
Рынок услуг 203

Зигзаги авиастраховщиков

Какие проблемы существуют на рынке и как их решить? Тема страхования в довольно специфической авиатранспортной нише затрагивается нечасто. С точки…
Безопасность 237

Наравне с водителями

пешеходы должны нести ответственность за нарушение правил. Инспекторы из народа Наверняка многим знакома такая картина: пешеход переходит дорогу, не…
Экология 217

Сезон охоты у дельфинов

Ученые наблюдают за ними в районе строительства Крымского моста. В Керченском проливе завершается осенняя экспедиция биологов и экологов, ведущих…
Показать все