• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 44

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Идут лавины одна за одной

Идут лавины одна за однойДорожные организации делают все, чтобы движение по горным трассам несмотря на непогоду, не прерывалось.

Идут лавины одна за однойВ условиях высокогорья, где отсутствует устойчивая телефонная связь, использовать современные метеосистемы для прогнозирования опасных явлений на автодорогах невозможно. Тем не менее, рассказал заместитель директора ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Знаур Макиев, дорожные организации делают все, чтобы движение по горным трассам, находящимся в зоне его ответственности, несмотря на непогоду, не прерывалось.
Северо–Кавказский регион имеет стратегическое значение для России. Общая протяженность федеральных автодорог, обслуживаемых ФГУ
Упрдор «Северный Кавказ» в семи регионах Южного федерального округа, составляет более 2400 км. Из них на территории Ставропольского края – 833 км, Дагестана – 644 км, Кабардино–Балкарии – 362 км, Чечни – 121 км, Калмыкии – 71 км, Северной Осетии – 256 км, Ингушетии – 39 км. Сеть автодорог, подведомственных управлению, выходит на границы с Краснодарским краем и Астраханской областью, а также на внешние границы страны – с Южной Осетией, Грузией и Азербайджаном. Часть дорог входит в российские и международные транспортные коридоры. Интенсивность движения на отдельных участках составляет 25–30 тыс. автомобилей в сутки.
Однако только 10% федеральной сети автодорог в регионе соответствует главным требованиям технической категории. Дороги, обслуживаемые Упрдором, проходят по равнинным районам Ставропольского края и Калмыкии и поднимаются в горы – свыше 3 тыс. метров над уровнем моря в республике Северная Осетия – Алания и чуть ниже в Кабардино–Балкарии. Сейсмичность в регионе достигает 9 баллов. На федеральных дорогах расположены 438 искусственных сооружений и 12 тоннелей общей протяженностью свыше 24 тыс. метров.
В зимний период больше всего проблем у дорожников с обслуживанием Транскавказской автомобильной магистрали (Транскама), связывающей напрямую Северную и Южную Осетию. По ней также осуществляется грузовое сообщение с Арменией и другими государствами Закавказья. Протяженность трассы составляет 97 километров. Транскам проходит по территории высокогорных районов, в зоне активного воздействия опасных природных катаклизмов. Зимой на дорогу сходят снежные лавины, а в межсезонье и летом существует опасность селевых потоков, оползней и камнепадов. Кроме того, магистраль постоянно подвергается воздействию реки Ардон, которая подмывает берега, разрушая дорожное полотно и мосты.
Напомним, что идея строительства дороги через Рокский перевал зародилась еще в XIX веке. Но лишь в середине 70–х годов прошлого столетия по решению Совета министров СССР началось строительство современной автомагистрали. В начале 80–х годов трасса была сдана в эксплуатацию. На втором этапе развития дороги, продолжающегося и в настоящее время, проводится ее инженерное обустройство, устанавливаются защитные противолавинные заграждения, пробиваются тоннели, строятся мосты и обходы населенных пунктов. Реконструкция магистрали должна сократить расходы на ее содержание.
Сейчас на Транскаме 9 тоннелей общей протяженностью 6800 метров. Кроме того, здесь много других искусственных сооружений: верховых и низовых подпорных стен, укреплений берегов различными видами защиты, такими как габион, каменная наброска. Все работы по содержанию и обслуживанию трассы, включая искусственные сооружения, лежат на плечах дорожников Северной Осетии, где действует филиал Упрдора «Северный Кавказ». Производственно–технические базы размещены в оптимальной близости от участков, где скапливается особенно много снега и существует опасность схода лавин. По словам заместителя директора ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Знаура Макиева, в случае перекрытия трассы лавинами это позволяет дорожникам действовать оперативно, в тесном взаимодействии с ведомствами, заинтересованными в круглогодичном и безопасном движении по Транскаму: со структурными подразделениями МЧС и МВД России в республике Северная Осетия и с Рокским противолавинным отрядом. Для предотвращения образования гололеда на базах созданы запасы песчано–соляной смеси.
Наличие согласованного межведомственного регламента позволяет своевременно оповещать все службы о необходимости принятия экстренных мер, что дает возможность избегать ЧП с тяжелыми последствиями для участников дорожного движения. За последние пять лет случаев гибели людей на дороге из–за несвоевременного предупреждения о возможном сходе лавин не зарегистрировано.
Но проблем, конечно, хватает. Одна из наиболее серьезных – отсутствие устойчивой служебной связи на Транскаме. Есть довольно протяженные участки, где телефон вообще не работает. По этой причине посты ГИБДД не всегда своевременно получают информацию о закрытии трассы после схода лавин и пропускают машины с людьми на лавиноопасные участки, пояснил Знаур Макиев. А таких опасных мест на магистрали очень много. Только на участке от 65–го до 93–го км насчитывается 250 очагов схода снежных лавин. Даже в самую малоснежную зиму 2003 года объем снега, обрушившегося на дорогу со склонов за сезон, составил 200 тыс. кубометров. А в 2007 году был зафиксирован максимальный сход лавин – свыше 500 тыс. кубометров.
Опасность для магистрали представляет строительство различных несанкционированных сооружений. Но даже там, где, казалось бы, все посчитано и учтено при подготовке проекта, возникает немало проблем. Например, строительство газопровода во многих местах сильно ослабило и без того проблемные горные склоны, повысило опасность камнепадов и селей, а на некоторых участках сильно сузило русло реки.
Согласно программе реконструкции Транскама в ближайшие годы на самых лавиноопасных высокогорных участках планируется построить 24 противолавинные галереи протяженностью более 6 км и 4 тоннеля. Но строительство защитных сооружений на трассе сопряжено с большими затратами. Чтобы сделать движение по ней круглогодичным и безопасным, необходимы колоссальные финансовые вложения.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 142

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 144

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 180

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 136

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 134

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 113

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все