• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 38

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Ликвидировать режим перегрузки

Ликвидировать режим перегрузкиСистема весового контроля грузового автотранспорта на дорогах России требует изменений

Ликвидировать режим перегрузкиЧетверть федеральных дорог и половина региональных работают в России в режиме перегрузки. Существующие пункты весового контроля, призванные контролировать вес грузового транспорта, не справляются со своей работой. Не добавляет порядка и несовершенство нормативной базы, когда акт о нарушении составляет одно ведомство, а штрафы выписывает другое. Выход из ситуации Росавтодор видит в создании автоматизированных пунктов весового контроля и передаче всех функций по контролю в единый орган.

Одной из основных причин износа автомобильных дорог в России остается использование тяжелых грузовиков. На сегодня более чем четверть из 50 000 км федеральных автомобильных дорог в России работают в режиме перегруза, то есть эксплуатируются с показателями интенсивности, которые превышают расчетные или проектные. По данным Ассоциации РАДОР, последний ГОСТ по нагрузкам был введен в России в 2007 году. Он предполагает, что предельная нагрузка на автодороги 1–й и 2–й категорий не должна превышать 11,5 тонны, дороги 3–й и 4–й категорий –10 тонн, дороги 5–й категории – 6 тонн.
При этом по закону автотранспорт с нагрузкой 10 тонн и более допускается на все автодороги общего пользования, не только федеральные, но и региональные, общая протяженность которых составляет 500 000 км. Если учесть, что большая часть последних была построена 20–30 лет назад под нагрузку в 6 тонн, то в режиме перегруза на сегодня работают 300 000 км дорог региональной сети.
Вопрос сохранности дорог должен предполагать и эффективный контроль за соблюдением весового режима, однако пока этот процесс четко не отработан, считает заместитель начальника Управления эксплуатации  и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Елена Латкина. По ее словам, сейчас в процессе контроля задействованы несколько ведомств. В обязанности специалистов Росавтодора входит устройство и обеспечение бесперебойной работы стационарных постов весогабаритного контроля, сотрудники Ространсназора непосредственно проводят измерение весогабаритных параметров, проверяют документы, а также могут применить меры административного воздействия в случае международной перевозки. В случае российских перево-
зок Ространснадзор передает документы, подтверждающие факт нарушения, в органы ГИБДД. А Госавтоинспекция также наделена правом остановки грузового транспорта и проверки документов на перевозку. 
В настоящее время на федеральных дорогах функционируют всего 53 стационарных пункта весового контроля (СПВК), еще на 9 ведутся ремонтные работы. Этого недостаточно, говорят эксперты. Поэтому сейчас идет проектирование еще 60 СПВК, которые планируется построить в 2012–2016 годах.
Пока же эксперты говорят о неэффективности весогабаритного контроля. Так, согласно данным Ространснадзора сотрудники этой службы работают лишь на 29 СПВК, из них круглосуточно – на 23 пунктах, хотя должны работать круглосуточно и на всех. При этом численность сотрудников составляет 363 человека вместо 548. Сотрудники ГИБДД также работают всего на 33 постах, а круглосуточно – на 23. В результате, по данным за 9 месяцев 2012 года, проверены 10,637 млн автомобилей, а выявлены всего 85 742 нарушения. Сотрудники Ространснадзора составили 26 623 акта, а ГИБДД – 14 997 протоколов. В целом количество нарушений установленных нагрузок составило более 30% (для сравнения: в Европе этот показатель не превышает 2–3%). Однако реализация актов сведена к минимуму.
По данным Минтранса и расчетам Минэкономразвития на основе статистики МВД за 2011 год, с перевозчиков в прошлом году удалось собрать около 1 млрд руб. компенсаций и штрафов. Эти средства позволяют компенсировать нанесенный дорогам вред лишь на 20%. По оценкам Минтранса, на ремонт трасс из–за чрезмерных нагрузок требуется до 17 млрд руб. (по нормативам расходы на содержание и ремонт в 2012 году составят 210,6 млрд руб.). «Однако надо понимать, что нормативы разработаны для сети дорог, которые находятся в нормативном состоянии и эксплуатируются по нормативам, то есть с разрешенными нагрузками, чего не происходит», – добавляет Елена Латкина.
Таким образом, причинами неэффективного весогабаритного контроля специалисты называют необеспеченность существующих СПВК кадрами, а также недостаточное взаимодействие между ведомствами – Ространснадзором и ГИБДД.
В такой ситуации Росавтодор пошел по пути создания автоматических ПВК. Как планируется, уже до конца текущего года появятся два пилотных автоматизированных поста – в Московской области и Республике Татарстан. Кроме весового оборудования, эти пункты будут оснащены средствами фото– и видеофиксации. По результатам их опытной эксплуатации можно будет судить об их дальнейшем использовании.
Принцип автоматизированных пунктов весового контроля может стать эффективной мерой, считают в Росавтодоре. По мнению экспертов, именно так можно убрать с дороги «этот самый пресловутый человеческий фактор», потому что у «контролирующего всегда возникает соблазн договориться с перевозчиком». В настоящее время на автомобильной дороге Вологда – Новая Ладога в экспериментальном плане уже действует полностью автоматизированный пункт весового контроля, который работает в режиме фото– и видеофиксации. Сейчас отрабатывается механизм взаимодействия с ГИБДД. Кроме того, создается компьютерная программа, которая позволяет в автоматизированном режиме передавать данные в ГИБДД. Но пока эта работа не завершена.
В любом случае, надо навести порядок в нормативной базе. Пока в ней много несоответствий, считают в Росавтодоре. Так, акт о нарушении составляет Ространснадзор, а административный штраф имеют право вынести органы ГИБДД. Кроме того, «пробег» документов между этими ведомствами бывает сильно растянут во времени, а так как административный кодекс предусматривает срок исковой давности документов, то это приводит к их нереализации. Выходом из этой ситуации, по мнению руководства Росавтодора, может стать увеличение полномочий Ространснадзора, чтобы эта служба самостоятельно могла налагать штрафы на российских перевозчиков, так как в отношении иностранных перевозчиков такие полномочия у службы имеются.
Также необходимо увеличить эффективность работы ГИБДД. Елена Латкина привела пример Словакии, где дорожные службы пытаются решить те же проблемы, но делают это более скоординированно. Так, если у пункта весового контроля, который работает по графику, скап-
ливается ряд тяжеловесов (ожидающих окончания работы ПВК), то сотрудники дорожной полиции просто выезжают к месту их сбора и в принудительном порядке сопровождают их до пункта.
Елена Латкина также обратилась к заинтересованным общественным организациям и законодателям с просьбой возобновить работу над законодательным документом в части сохранности дорог. «О его необходимости говорят уже много лет, но он до сих пор не принят», – посетовала она.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

 

23.11.2012

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 77

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 106

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 93

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 89

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 91

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 75

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все