• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Перспективы ГЧП

Перспективы ГЧПГоскомпания «Автодор» в рамках «Транспортной недели–2012» провела конференцию «Проекты ГЧП в дорожном хозяйстве».

Перспективы ГЧПГоскомпания «Автодор» в рамках «Транспортной недели–2012» провела конференцию «Проекты ГЧП в дорожном хозяйстве. Перспективы формирования инвестиционно–строительного рынка». Будущее ГЧП в дорожной отрасли, состояние дел на таких важных участках, как трасса М–11 Москва – Санкт–Петербург и М–1 «Беларусь», вопросы правового, страхового обеспечения проектов на принципах ГЧП, мнение иностранных инвесторов относительно привлекательности вложений в российские дороги – вот далеко не полный перечень тем, которые были затронуты на конференции.
Заместитель председателя правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию ГК «Автодор» Александр Носов отметил, что три года работы компании в дорожной отрасли подтвердили необходимость ее создания. Госкомпания явилась испытательным полигоном по привлечению внебюджетного финансирования дорожных проектов, внедрению инноваций на всех этапах жизненного цикла автодорог – от проектирования до строительства и эксплуатации, а также реализации новых инструментов управления развитием дорожной сети.
Это позволит сформировать инфраструктурную базу для модернизации экономики и создаст условия для перехода к инновационной модели развития общества.
Спектр деятельности ГК «Автодор» достаточно широк и включает в себя реализацию концессионных соглашений и других проектов ГЧП в сфере дорожной инфраструктуры, обеспечение проектирования, строительства и эксплуатации магистральных и скоростных автомобильных дорог, развитие объектов придорожной инфраструктуры с формированием многофункциональных зон дорожного сервиса, реализацию инновационных программ в дорожной отрасли.
Александр Носов представил используемые в работе в настоящее время схемы ГЧП, которые различаются предметом соглашения, сроком действия и механизмом возврата инвестиций (см. табл.).

Используемые схемы государственно–частного партнерства

Таблица

Большой интерес участников конференции вызвала уточненная информация о финансировании инвестиционных проектов. Запланированный объем инвестиций на период 2010–2019 гг. составит 1393 млрд рублей.
Объем субсидий закреплен в программе деятельности ГК «Автодор» и утвержден распоряжением Правительства РФ. Таким образом, обязательства госкомпании тождественны обязательствам государства.
Структура инвестиций на перспективу выглядит следующим образом: частное финансирование (26%) и субсидии из федерального бюджета и Инвестиционного фонда РФ (74%). Для контрактов жизненного цикла и долгосрочных инвестиционных соглашений ожидаемая доходность составит 13–15% годовых.
На инвестиционной стадии (проектирование–реконструкция) исполнитель контракта финансируется за счет как собственных средств инвестора, так и средств кредитных организаций. Капитальный грант на инвестиционной стадии обеспечивает ГК «Автодор». Грант может составлять до 75% стоимости строительства. Выдача гранта снижает объем требуемого частного финансирования и ведет к бюджетной экономии на эксплуатационных платежах.
Далее на стадии эксплуатации в рамках КЖЦ концессионер возвращает средства инвесторам и банкам. За счет доходов от сбора платы концедент в лице ГК «Автодор» возмещает свои затраты, одновременно выплачивая концессионеру эксплуатационные платежи на регулярной основе в объеме, покрывающем текущие издержки концессионера по содержанию, ремонту автодорог, содержанию и эксплуатации пунктов взимания платы, автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) и т. д.
Что касается конкретных проектов, то к таким известным и уже много раз упомянутым в нашей газете данным, как месторасположение дороги, интенсивность движения, категорийность, расчетная скорость движения по трассе, стоимость проекта, а также срок и тип используемого контракта были добавлены еще несколько существенных. Это касается распределения работ по годам.
Так, по дороге М–1 «Беларусь» в 2012 году выполнялись подготовительные работы, на 2013 год планируется проведение конкурса и, начиная с 2014 и по 2019 год, будут вестись проектные работы. На новой скоростной автомобильной дороге М–11 Москва – Санкт–Петербург на период до 2018 года планируются проектные работы. На сегодняшний день участки 15–58 км, 258–334 км находятся на стадии реализации, с 58 по 149 км, а также с 646 по 684 км участки готовы к реализации. Со 149 по 258 км, а также с 334 по 646 км участки находятся на проектной стадии. Особое внимание хотелось бы обратить на участок 58–149 км, по которому в 2013–2014 годах будут проходить концессионные конкурсы.
Во всех отношениях интересна дорога М–4 «Дон», которая служит своеобразным полигоном для отработки различных форм контрактов: на участке с 21 по 633 км будет использоваться операторский контракт. На небольшом участке с 633 по 715 км, где предполагается обход с. Лосево и г. Павловска, будет использоваться КЖЦ и, наконец, на протяжении с 715 по 1319 км работы будут вестись в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения. Напряженными для компаний, участвующих в строительстве и реконструкции на трассе М–4, будут 2013–2015 годы, когда планируется проведение концессионных конкурсов.
Особое внимание в связи с расширением Москвы в планах ГК «Автодор» занимает ЦКАД. Работы начнутся с 1 января 2014 года и будут вестись в три этапа. Речь идет о пусковых комплексах № 1 (от М–4 «Дон» до М–1 «Беларусь»), № 3 (от М–11 Москва – Санкт–Петербург до М–7 «Волга»), № 4 (от М–7 «Волга» до М–4 «Дон»). Общая протяженность этих комплексов составит 276,3 км, на что потребуется 200 млрд руб., доля частного капитала составит 35%.
На конференции шла речь о том, как на практике осуществляется возврат средств государству в рамках КЖЦ на примере взимания платы за проезд по участку трассы М–4 «Дон» с 48 по 71 км. После работы в тестовом режиме, с 1 октября 2012 года процедура стала вестись в штатном режиме. О финансовых результатах судить пока рано, но расценки за проезд и механизм оплаты у перевозчиков особых нареканий не вызывают. Хотя все прекрасно понимают, что 20–километровый платный участок можно рассматривать только как экспериментальный.
Проехать по платному участку на легковом автомобиле или мотоцикле с 00:00 до 07:00 мск отныне можно за 10 руб., а с 07:00 до 00:00 – за 30 руб. Для фургонов на легковом шасси и пикапов высотой менее 2,6 м стоимость проезда в полтора раза выше – 15 и 45 руб. соответственно.
Для грузовых автомобилей и автобусов с габаритной высотой с учетом перевозимого груза более 2,6 м и двумя осями с 00:00 до 07:00 стоимость проезда составляет 20 руб., с 07:00 до 00:00 – 60 руб. Для грузовых автомобилей и автобусов с габаритной высотой с учетом перевозимого груза более 2,6 м и тремя осями стоимость проезда составляет соответственно 40 руб. и 120 руб.
Оплата проезда осуществляется на специальных пунктах взимания платы (ПВП), установленных на 51–м и 71–м км трассы М–4 «Дон», наличными денежными средствами, банковскими картами и специально выпускаемыми смарт–картами, а также с помощью транспондеров, которые могут устанавливаться на лобовом стекле автомобиля и обеспечивать автоматическое взимание платы при проезде автомобиля через ПВП.
Электронные средства оплаты позволяют свести к минимуму время прохождения автомобилей через шлюзы пунктов взимания платы (ПВП). Оплачивая проезд смарт–картой, водитель самостоятельно прикладывает имеющуюся у него карту к специальному считывающему устройству. Система автоматически списывает со счета клиента необходимую сумму. При оплате с помощью транспондера (T–pass), установленного на лобовом стекле автомобиля, транспортному средству не нужно останавливаться на ПВП. Достаточно лишь снизить скорость до 20 км/ч. Денежные средства при этом списываются автоматически со счета транспондера. Для таких транспортных средств на ПВП выделены специальные полосы движения.
В среднем время проезда через ПВП при наличии смарт–карты сокращается примерно в два–три раза, а при наличии транспондера – в пять–семь раз, отмечают специалисты ГК «Автодор». При этом подчеркивают, что электронные средства оплаты, приобретенные в пунктах продаж Московской области, будут действительны и на других платных участках федеральных автомобильных дорог, которые будут вводиться в дальнейшем.
Поступающие через дочернюю компанию ГК «Автодор – платежные системы» средства направляются в федеральное казначейство, то есть в пользу государства. Одним словом – процесс пошел, и есть все основания полагать, что платные дороги в России приживутся.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

20.12.2012

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 153

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 204

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 176

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 173

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 168

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 160

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все