• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 55

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Расходовать эффективно!

Расходовать эффективно!Участники селекторного совещания по формированию региональных дорожных фондов сверили позиции.

Расходовать эффективно!Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел в Доме Правительства РФ селекторное совещание с руководителями субъектов РФ по вопросу создания региональных дорожных фондов. В совещании приняли участие министр финансов РФ Антон Силуанов, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев.
Селекторное совещание проходило в самый канун Нового года, когда уже во всех регионах были приняты законы о региональных дорожных фондах (за исключением четырех субъектов РФ, где подобные документы были подписаны сразу же после видеоконтакта с их руководителями). Надо было, как говорится, сверить позиции. Ведь механизм формирования фондов вот–вот начнет действовать, и важно, чтобы все средства от акцизов на топливо и транспортного налога, аккумулируемые в них, направлялись руководителями регионов именно на нужды дорожной отрасли, а не на какие–то другие.
Игорь Левитин напомнил участникам совещания о последовательных шагах, предпринятых в последние годы при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального собрания РФ по созданию законодательной основы работы дорожного хозяйства. Для исполнения закона об автомобильных дорогах только на федеральном уровне приняты 25 нормативно–правовых актов Правительства РФ, Минтранса России, Росавтодора. А в субъектах РФ – около 500 региональных законодательных и нормативно–правовых актов.
Серьезным шагом стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автодорог. По федеральным трассам завершение перехода на 100%–ное нормативное финансирование планируется в 2014 году. Закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривает для этого соответствующие ассигнования. Были утверждены нормативы затрат на содержание региональных автодорог и правила их расчета в 66 субъектах РФ, на ремонт – в 63 субъектах. Однако при прежних условиях финансирования реализация этого принципа могла растянуться на десятилетия. Завершение перехода на нормативное содержание и ремонт дорог во многих регионах планировалось в 2020 году, в некоторых (Омская область) – лишь в 2025–м, а то и, как, например, в Республике Саха (Якутия), только в 2031 году.
По словам министра, ускорили решение проблемы ряд поручений Президента РФ Дмитрия Медведева и Председателя Правительства РФ Владимира Путина, направленных на реформирование системы финансирования дорожного хозяйства. Федеральным законом № 68 от 6 апреля 2011 года внесены изменения в Бюджетный кодекс и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов. Основными источниками наполнения фондов определены акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог, напомнил Игорь Левитин. Однако законодательством также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда Бюджетный кодекс предусматривает 10 таких источников. В принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов субъекты РФ включили 32 различных неналоговых источника.
Кроме того, Федеральным законом № 361 от 30 ноября 2011 года в Бюджетный кодекс внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов. Для Федерального дорожного фонда ими могут стать средства от уплаты неустоек, возмещения убытков и другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о госзакупках. В состав Федерального дорожного фонда предусмотрено также включать плату по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос федеральных трасс для строительства и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, прокладки или переустройства инженерных коммуникаций.
По прогнозам Минфина России создание системы дорожных фондов позволит уже в 2012 году сформировать фонды субъектов РФ общим объемом более 391 млрд рублей, а к 2014 году – более 531 млрд рублей. Напомним: фактический объем финансирования региональных дорог, к примеру в 2010 году, составил немногим более 200 млрд рублей. Объем финансовых вложений в дорожное хозяйство в некоторых регионах вырастет в два и более раза. Вот почему так важно установить контроль за эффективным использованием этих средств. На этом этапе необходимо ускорить принятие актов о порядке расходования ассигнований дорожных фондов, подчеркнул Игорь Левитин. Нужно строго руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем при подготовке законов о региональных бюджетах на 2012 год в 33 субъектах РФ заложили объемы ассигнований на дорожное хозяйство существенно ниже прогнозных данных Минфина России. В то же время в 20 субъектах РФ предусмотрели объемы ассигнований из собственных дорожных фондов больше, чем показывает прогноз Минфина.
Министр транспорта РФ обратил внимание участников совещания на то, что в ряде регионов планируемое расходование средств фондов не в полной мере соответствует понятию дорожной деятельности. В отдельных субъектах РФ средства дорожных фондов намечено направить на строительство объектов городского благоустройства, создание и эксплуатацию системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения.
Другая важная задача – привести в нормативное состояние местные автодороги. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусматривает предоставление субсидий на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам. В 2011 году их общий объем составил 5 млрд рублей, в 2012–м планируется 6 млрд, на 2013–й и последующие годы – 7 млрд рублей с индексацией. В результате в 2011–2015 годах только в рамках ФЦП предусмотрено обеспечить круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования 720 тысяч человек, или около 25% сельского населения, для которого эта проблема пока не решена. По итогам 2011 года обеспечен круглогодичный проезд к 230 сельским населенным пунктам, общая протяженность подъездов составила более 500 км. В 2012 году планируется построить и реконструировать подъездные дороги с твердым покрытием общей протяженностью более 600 км.
Федеральный закон № 361 от 30 ноября прошлого года установил, что на строительство подъездных дорог к сельским населенным пунктам из дорожных фондов субъектов РФ должно направляться не менее 5% их ассигнований. Столько же средств из региональных фондов предусмотрено выделять местным бюджетам на ремонт муниципальных дорог. Кроме того, не менее 5% ассигнований фондов субъектов РФ должно направляться на ремонт дворовых территорий и проездов к ним. Эффективному расходованию средств на улучшение состояния автодорог местного значения поможет мониторинг за их состоянием, подчеркнул Игорь Левитин.
Вместе с тем, по словам министра, серьезную обеспокоенность вызывает то, что статистические сведения о состоянии местных дорог в большинстве случаев не основаны на инструментальной диагностике. Вызывают сомнение данные государственной статистической отчетности, по которым состояние местных дорог существенно лучше, чем федеральных и региональных. Доля местных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет 55,4% при 38,6% на федеральных дорогах. По отчетам в 22 субъектах РФ состояние местных дорог отвечает нормативным требованиям на 80%, а в 4 субъектах (Адыгея, Иркутская, Новосибирская, Оренбургская области) 100% местных дорог находятся в нормативном состоянии. На региональной сети, по статистическим данным, доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет более 80% в Дагестане, Белгородской, Ивановской, Кемеровской областях, Ненецком автономном округе. Для обеспечения эффективного расходования средств дорожных фондов требуется серьезная работа по налаживанию диагностики региональных и местных дорог, считает министр.
Игорь Левитин выразил опасение, что резкое увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в субъектах РФ, связанное с созданием дорожных фондов, на первом этапе может столкнуться с неготовностью рынка эффективно использовать эти средства. В условиях многолетнего недофинансирования автодорог региональные подрядные организации, производители местных стройматериалов приспособились к существующим объемам работ. Резкое увеличение финансирования может привести к срывам сроков или попыткам уложиться в установленные в контрактах сроки за счет снижения качества работ, невыполнения отдельных операций. Неготовность поставщиков местных стройматериалов быстро нарастить объемы производства может привести к необоснованному росту цен на материалы, считает министр. По его мнению, надо организовать мониторинг динамики цен на материалы и дорожные работы и разработать меры гибкого оперативного реагирования на случаи увеличения цен. Необходимо также создание новой системы мониторинга и взаимной увязки дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Такая система должна учитывать предусмотренное законодательством разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности по уровням государственной власти и местного само-
управления.
Игорь Левитин сообщил, что Минтрансом России подготовлены и направлены в субъекты РФ рекомендации, предусматривающие систематизацию работы по приведению единой дорожной сети в нормативное состояние, повышению эффективности расходования средств дорожных фондов. Еще одним направлением мониторинга должно стать обобщение информации субъектов РФ о наиболее крупных поставщиках инертных дорожно–строительных материалов и подрядных организациях. Это поможет в выработке мер по сдерживанию роста цен на рынке дорожных работ.
Решение о создании дорожных фондов предполагает поэтапное увеличение акцизов на нефтепродукты. С 2012 года они вырастут еще на один рубль. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, это может привести к некоторому повышению стоимости бензина на АЗС. В такой ситуации важно, чтобы увеличение налогов на ГСМ было понятно пользователям, а средства региональных дорожных фондов распределялись по правилам, понятным и прозрачным для российских граждан, и в первую очередь для автомобилистов.
Идею общественного контроля поддержал лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков. По его мнению, надо создать некий сайт дорфондов – федерального, региональных, куда мог бы зайти любой желающий и посмотреть: где и какие дороги строятся, ремонтируются, как идет работа, какие деньги потрачены на тот или иной объект. Пока же региональная власть закрыта от общественных организаций.
Итак, позиции сверены. В новый год все субъекты РФ вошли с принятыми законами о дорожных фондах. Разработку документов о порядке их использования надо завершить в регионах как можно быстрее. И главное, общественность должна знать, насколько эффективно будут тратиться средства дорожных фондов.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото из архива ОАО «ДСК «АВТОБАН»

12.01.2012

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 114

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 138

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 144

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 302

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 121

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 135

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все