• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 80

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

В российской глубинке идут перемены

В российской глубинке идут переменыКак решается проблема транспортной доступности.

В российской глубинке идут переменыЖители села Татарские Карамалы, что в Сармановском районе Республики Татарстан, в город на телеге теперь не ездят, вспоминать о своей прежней жизни, когда в распутицу от населенного пункта до большой дороги им приходилось идти по колено в грязи, не хотят. Резиновые сапоги им теперь ни к чему. А все потому, что недавно построена подъездная дорога с твердым покрытием протяженностью 3,7 км к этому селу. Намного комфортнее стала жизнь его 340 жителей. Облегчилась доставка в город сельскохозяйственных и молочных продуктов, сельчанам теперь проще добраться до жизненно важных объектов. Поездка в райцентр за справкой пенсионного фонда, органа соцзащиты, паспортно–визовой или налоговой службы теперь для них не такая сложная проблема, как прежде. По асфальтированной дороге в случае необходимости быстрее приезжают в село пожарная машина и «скорая».

Приведенный пример наглядно иллюстрирует перемены в жизни жителей российской глубинки, связанные со строительством подъездных дорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, подчеркнул заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов. В том же Татарстане увеличение протяженности сельских дорог создает предпосылки для развития сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, повышения продуктивности прилегающих сельскохозяйственных угодий. Это приводит к снижению демографической напряженности, способствует закреплению молодежи на селе и возвращению сюда выходцев из сельской местности, ранее пополнивших ряды городских жителей.
Как пояснил Григорий Прокуронов, подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», реализацию которой в качестве государственного заказчика осуществляет Росавтодор, предполагает формирование в стране единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения. В этой связи подпрограммой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на строительство (реконструкцию) дорог c твердым покрытием, обеспечивающих сельские населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования.
За счет этих средств и региональных источников финансирования в период до 2020 года Правительством Российской Федерации установлено обеспечить подъездами с твердым покрытием более 2,7 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживают около 900 тыс. человек. Согласно установленным критериям в первую очередь дороги должны быть построены в деревни и села с постоянно проживающим населением не менее 125 человек, удаленные от автодорог общего пользования на расстояние до 5 км.
Местные дороги – один из важных сегментов автодорожной инфраструктуры. Ведь, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране насчитывается около 150 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживает больше 26% населения России. Из них около 46 тыс. поселков, сел и деревень (почти 3 млн жителей) не обеспечены круглогодичной связью с общей дорожной сетью. Состояние и протяженность дорог местного значения не удовлетворяют потребностям экономики и населения. В сельской местности из–за бездорожья гибнет значительная часть урожая. Все это и стало причиной миграционного оттока населения с сельских территорий. Приведенные цифры говорят об остроте этой социально–экономической проблемы.
Началом активного строительства сельских дорог стал 2011 год. Их развитие тогда получило внушительное финансовое подкрепление: на строительство подъездных дорог из федерального бюджета в 2011 году было выделено около 4,9 млрд руб., в 2012 году – 5,98 млрд, в 2013–м – 4,03 млрд руб. Это дало возможность за три года построить и реконструировать в общей сложности более 1450 км подъездных сельских дорог. Таким образом, подъездами с твердым покрытием были соединены с дорожной сетью общего пользования 670 сельских населенных пунктов с общей численностью населения 180 тыс. человек.
Планы на текущий год у Росавтодора такие: обеспечить круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования 282 сельских населенных пункта.
Существенный момент: программа строительства сельских дорог помимо субсидий из федерального бюджета с софинансированием из бюджетов субъектов РФ предполагает самостоятельную ее реализацию из бюджетов субъектов РФ. В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено ежегодное выделение на эти цели не менее 5% ассигнований из региональных дорожных фондов. Однако реализация мероприятий программы в разных субъектах РФ осуществляется разными темпами.
Как отметил Григорий Прокуронов, активно участвуют в софинансировании развития сельских дорог субъекты РФ Приволжского федерального округа. Новые подъездные дороги в 2013 году получили 26 сельских населенных пунктов Татарстана. На строительство и реконструкцию дорог республики в прошлом году из федерального бюджета было направлено 639,9 млн руб. При софинансировании из республиканского бюджета в 2013 году построено более 60 км новых подъездных дорог к указанным 26 сельским населенным пунктам.
Так, введенная в эксплуатацию в Татарстане в 2013 году автодорога Чистополь – Аксубаево – Нурлат – Чувашское Енорускино протяженностью 5 км обеспечила транспортную доступность более 400 местным жителям. По этой дороге осуществляются перевозки товаров народного потребления, строительных материалов. С улучшением проезда между населенными пунктами более стабильным стало движение пассажирского транспорта, увеличился пассажиропоток. Наряду с этим наличие подъездов с твердым покрытием обеспечило местному населению доступность услуг социально гарантированного минимума жизненно важных объектов: поликлиник, аптек, магазинов, служб быта и т. п. В 2014 году в Татарстане при поддержке из федерального бюджета планируется проложить дороги с твердым покрытием к 16 сельским населенным пунктам общей протяженностью более 40 км.
Активно ведется строительство подъездных дорог к сельским населенным пунктам в Удмуртии. В 2012 году субсидии из федерального бюджета на эти цели там составили 699,8 млн руб., из бюджета республики были выделены 123,7 млн руб. В результате были введены в эксплуатацию 72,6 км сельских дорог, 27 населенных пунктов получили круглогодичную связь с сетью автодорог общего пользования. Еще более 40 км подъездных дорог и 5 мостов общей протяженностью 290 пог. метров к 21 сельскому населенному пункту были построены в прошлом году.
Ввод 39 км сельских дорог к 16 населенным пунктам намечен в республике в 2014 году, на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» из федерального бюджета Удмуртия получит 348,5 млн руб. Реконструкция автодорог к указанным 16 сельским населенным пунктам ведется в 9 районах республики. В частности, идет реконструкция автодорог Ува – Вавож – Рябово в Увинском районе, Бажаново – Косоево в Малопургинском районе, Воткинск – Степаново – Камское в Воткинском районе, Асинер – Короленко в Кизнерском районе, Верхние Юри – Каменный Ключ в Можгинском районе, Балезино – Сергино – Зотино в Балезинском районе.
Заметны позитивные тенденции в строительстве сельских автодорог и в других субъектах РФ. Положительным примером может служить строительство в 2013 году автодороги Изи–Кугунур – Юшуттур в Моркинском районе Республики Марий Эл протяженностью 2,1 км. Подъезд автотранспорта к деревне Юшуттур по грунтовой дороге в период интенсивного выпадения осадков был крайне затруднен, а в период весенней и осенней распутицы – невозможен. Поэтому значительную часть года жители этого населенного пункта оставались без автотранспортной связи. Строительство автодороги позволило соединить населенный пункт с сетью дорог общего пользования. В результате облегчилась задача «скорой помощи», которая теперь может беспрепятственно, в любую погоду заехать на территорию деревни.
В Алтайском крае при софинансировании из краевого бюджета в 2014 году планируется построить более 30 км новых подъездных дорог к 12 сельским населенным пунктам. Федеральная поддержка составит порядка 295 млн руб. В числе регионов – лидеров по строительству сельских дорог также Брянская, Орловская, Тамбовская, Омская и Новосибирская области.
Однако подавляющее большинство российских регионов не в полной мере выполняют норму Бюджетного кодекса РФ, предписывающую выделять на строительство и реконструкцию сельских автодорог не менее 5% от общего объема бюджетных
ассигнований территориальных дорожных фондов. Своих же средств у муниципалитетов зачастую нет даже на подготовку проектно–сметной документации на строительство подобных объектов, которая должна представляться в Росавтодор и Минсельхоз России в определенные сроки. Но, несмотря на наличие средств для оказания государственной поддержки в строительстве сельских дорог, далеко не все регионы спешат вовремя оформить документы на предоставление субсидии из федерального бюджета.
 С 2011 года администрации отдельных субъектов РФ, таких как Московская и Сахалинская области, вообще не обеспечили представление в Росавтодор и Минсельхоз России предложений по объектам, подкрепленных пакетом необходимой документации. В заявках, поступающих из регионов, встречаются населенные пункты, не соответствующие критериям подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Там или число жителей менее 125 человек, или предлагаемые к соединению сельские населенные пункты, по статистическим данным тех же субъектов РФ, числятся как уже имеющие связь с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.
К примеру, в Республике Саха (Якутия) критериям подпрограммы на начало 2011 года удовлетворяли 102 населенных пункта, в которых постоянно проживали более 100 тыс. человек. Но за 2011 и 2012 годы подъездами с твердым покрытием были соединены только 7 населенных пунктов. В прошлом году субсидии из федерального бюджета были направлены на строительство еще трех объектов. А все потому, что проектно–сметная документация на другие подобные объекты просто отсутствует. Специалисты Росавтодора подсчитали, что если подъездные сельские дороги в Якутии будут строиться такими темпами, то упомянутые 102 населенных пункта будут обеспечены круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования лишь к 2044 году.
Мириться с этим нельзя. Поэтому Росавтодор совместно с Минтрансом России проводит последовательную работу, направленную на создание условий для стабильного финансирования дорожной отрасти в целом и строительства объектов, обеспечивающих круглогодичную транспортную доступность сельских населенных пунктов, отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов. С 2012 года начала действовать система дорожных фондов субъектов РФ. Созданы условия для функционирования с 2014 года муниципальных дорожных фондов. На законодательном уровне закреплены доходные источники региональных и муниципальных дорожных фондов. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития сельских дорог.

 Сергей ОЗУН,
 обозреватель «ТР»

3.07.2014

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 243

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 246

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 286

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 235

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 243

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 207

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все