• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 91

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Взлетная полоса региона

Взлетная полоса регионаТрасса «Амур» позволит укрепить целостность федеративного государства, его геополитические, экономические и социальные позиции.

Взлетная полоса регионаРайон тяготения автодороги Чита – Хабаровск характеризуется, с одной стороны, богатейшими природными ресурсами. С другой – слабым промышленным потенциалом, уровнем занятости, низкой плотностью и бедностью населения. Автомагистраль, считают специалисты, послужит катализатором развития промышленности и инфраструктуры региона, частного предпринимательства. Она трасса «Амур» позволит укрепить целостность федеративного государства, его геополитические, экономические и социальные позиции.

Доступ к недрам Забайкалья

Начнем с природных ресурсов. По данным правительства Забайкальского края, одного из субъектов РФ, через который проходит трасса, на юго–востоке разведаны и утверждены запасы 2,7 млн тонн меди, 442 тонн золота, 600 тыс. тонн молибдена, 3 тыс. тонн серебра, 278 млн тонн железа. Прогнозные запасы по меди оцениваются в 8,5 млн тонн, по золоту – 1 тыс. 200 тонн.
В недрах Забайкалья собрана почти вся таблица Менделеева. Поэтому в перспективе акцент делается на запуск новых добывающих предприятий и модернизацию уже имеющихся. В 2009 году введен в эксплуатацию Ново–Широкинский рудник с годовой добычей и переработкой руды объемом 450 тыс. тонн, завершен монтаж обогатительной установки в поселке Вершино–Дарасунский, введена в эксплуатацию первая очередь обогатительной фабрики на Быстринско–Ширинском месторождении, способная перерабатывать 100 тыс. тонн золотоносной руды в год.
Кроме того, продолжаются геологоразведочные работы. Разведаны и поставлены на государственный баланс запасы полезных ископаемых по Култуминскому и Солонеченскому месторождениям, проведены изыскания под размещение производственных объектов на месторождениях Быстринское и Бугдаинское. По словам главы региона Равиля Гениатулина, правительством края ведется работа по привлечению инвестиций в отрасль, в том числе и иностранного капитала. Так, с участием китайского капитала осуществляется освоение Березовского месторождения железа, Нойон–Тологойского месторождения полиметаллов, Лугиинского месторождения золота и Нерчуганского месторождения каменного угля. Компании из Великобритании и Канады участвуют в проектах освоения Тасеевского, Любавинского, Верхне–Алиинского и других месторождений. Объем иностранных инвестиций в горнорудную промышленность в прошлом году составил 933 млн рублей. Взять эти природные богатства, доставить к местам переработки и потребления поможет автомагистраль Чита – Хабаровск.

Ядро металлургии

В качестве одной из зон опережающего развития на территории Приамурья эксперты называют природно–ресурсную зону БАМа и трассы «Амур». От разработки отдельных месторождений полезных ископаемых планируется перейти к созданию единого территориально–промышленного комплекса, задуманного еще в 60–70–е годы прошлого века. На базе таких месторождений полезных ископаемых, как Гаринское, Куранахское и Большой Сейим, а также на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, расположенных в Еврейской автономной области, планируется формирование металлургического комплекса, включающего горно–обогатительные и металлургический комбинаты, с размещением последнего на территории Приамурской аграрно–индустриальной зоны.
На самом деле этот проект уже сейчас реализуется группой компаний «Петропавловск», которая добывает золото на нескольких амурских месторождениях. Она ведет строительство Кимкано–Сутарского комбината, а на Куранахском руднике в Тындинском районе вот–вот начнется производство титаномагнетитового и ильменитового концентрата (сырье для получения титана). Освоение Гаринского железорудного месторождения напрямую связано с развитием транспортной схемы региона. Город Шимановск, расположенный вблизи автомагистрали «Амур», станет базой машиностроения для нужд горнодобывающего и транспортного комплексов. В поселке Чагоян появятся обогатительный комбинат и крупный цементный завод.
В течение следующих десяти лет Амурской области предстоит стать ядром металлургического комплекса, который впервые в истории формируется на российском Дальнем Востоке. Если он не возникнет, то на огромной территории от Восточной Сибири до Тихого океана никогда не получат развития ни машиностроение, ни судостроение. Сталь и титан – это трубы, автомобили, самолеты, строительные конструкции, станки, танкеры и поезда – все то, без чего невозможно представить современную промышленность. Ее невозможно представить и без развитой дорожной сети. Так вот, трансконтинентальная автомагистраль, введенная в эксплуатацию недавно, наряду с БАМом примет на свои плечи значительную часть этих грузов.

Дорога в космос

Согласно Стратегии социально–экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года в нынешнем десятилетии Амурской области предстоит превратиться в космические ворота России. Без реализации проекта строительства космодрома Восточный отечественная программа освоения околоземного пространства невыполнима. Более того, в Приамурье должен быть построен не просто космодром – речь идет о Дальневосточном национальном космическом центре. Для его формирования и развития на территории Углегорска, Шимановского и Свободненского районов предполагается создать комплекс высоких космических технологий, приборостроения и электроники.
Безусловно, на данный момент Шимановск и Свободный так же далеки от космического приборостроения и электроники, как от Альфы Центавра. Однако это расстояние будет сокращаться. И в первую очередь благодаря Благовещенску. Именно здесь, на базе Амурского госуниверситета, Дальневосточного аграрного университета, Амурской медицинской академии, а также ряда НИИ будет создан Амурский технико–внедренческий центр, обеспечивающий инновационные потребности регионального машиностроения, приборостроения и космических технологий.
На месте будущего космодрома прежде располагался военный космодром Свободный. На его территории и планируется создать будущий российский космодром, который обеспечит независимый доступ России в космическое пространство. Ведь после распада СССР наша страна осталась без полноценной космической гавани. Главный из трех космодромов (Байконур, Плесецк и Капустин Яр) оказался на территории независимого Казахстана.  И разговоры о том, что родине Гагарина арендовать космодром у другого государства просто стыдно, ведутся давно.
В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию объектов первой очереди космодрома Восточный, обеспечивающих подготовку и запуск космических аппаратов научного, социально–экономического, двойного и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ). Спустя три года будут построены объекты второй очереди, обеспечивающие выполнение программ пилотируемых космических полетов. Трассы запусков будут проходить над малонаселенными районами Дальнего Востока и океанскими акваториями. Подчеркну, основаниями выбора именно этого места для строительства космодрома стали развитая дорожная сеть (БАМ, федеральная трасса Чита – Хабаровск), большой потенциал для  производства в регионе электроэнергии и близость морских портов.

«Амур» – ТЭКу

Третьим направлением развития региона должен стать ТЭК. В конце прошлого года была введена в эксплуатацию первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В нынешнем году достраивается его ответвление Сковородино – Мохэ, по которому российская нефть пойдет на экспорт в Китай. Отмечу, что этот стратегический проект, направленный на выход РФ на углеводородный рынок Азиатско–Тихоокеанского региона, был рассчитан на развитие транспортно–дорожной сети.
Ведь стратегия предусматривает, что трубопровод ВСТО «даст возможность развития нефтеперерабатывающей отрасли в Амурской области». А это означает строительство на ее территории новых заводов по переработке нефти, способных обеспечивать Дальний Восток более дешевым топливом. Но если нефть и газ через Приамурье планируется транспортировать, то угля и гидроресурсов в регионе хоть отбавляй. Поэтому в стратегию включены проекты создания Нижне–Бурейской и Нижне–Зейской ГЭС, а также Ерковецкой ТЭС. Они будут не только экспортировать электроэнергию в КНР, но и обеспечивать ею дальневосточный металлургический комплекс.
Напомним, что во время инспекционной поездки по трассе Чита – Хабаровск председатель Правительства РФ Владимир Путин побывал на месте будущей Нижне–Бурейской ГЭС, где участвовал в закладке первого кубометра бетона. Доработанный проект строительства этой гидроэлектростанции должен быть получен ОАО «РусГидро» в конце уходящего года. К 2014 году, когда, по прогнозу экспертов, в Амурской области будет наблюдаться дефицит электроэнергии, планируется запустить два гидроагрегата ГЭС. Еще два агрегата намечено ввести в 2015 году.
Планировать масштабное освоение восточно–сибирских и дальневосточных территорий в ближайшие годы было бы бессмысленно, если бы не была создана транспортная ось региона, которой и является автотрасса «Амур». Конечно, пройдет еще время, пока эта главная артерия обрастет большими и малыми ответвлениями. В сторону горнорудных, металлургических, энергетических и других объектов будут проложены разные по протяженности и значению дороги. И заработает транспортная сеть, снабжая новую экономику дальневосточной России современным оборудованием, материалами, техникой. Вблизи создаваемых производств на пустующих ныне просторах Забайкалья запульсирует жизнь, появятся новые поселки и города. Дорожная сеть даст возможность жителям таежной глубинки приобщаться к благам цивилизации.
Все это будет. Уже сейчас от проходящей с запада на восток магистрали Чита – Хабаровск есть ряд ответвлений. В северном направлении по трассе «Лена», через Нерюнгри и Томмот можно попасть в Якутск, западные районы Магаданской области. В южном направлении можно проехать к Благовещенску, Забайкальску, границе с Китаем, а также к тихоокеанским портам на территории Хабаровского и Приморского краев. Но качество многих дорог, смежных с трассой «Амур» или находящихся в зоне ее действия, пока не выдерживает никакой критики. Поэтому мощные трудовые и технические ресурсы, высвободившиеся после завершения строительства автомагистрали, будут переброшены на эти и другие ключевые направления.
Таким образом, будут продолжены работы по реконструкции участков автодороги «Лена» от Невера до Якутска, автотрассы «Колыма» от Якутска до Магадана, а также автомагистрали «Уссури» от Хабаровска до Владивостока. Именно на эти объекты будут направлены производственные мощности подрядных организаций, участвовавших в строительстве «Амура».

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 273

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 278

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 314

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 271

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 273

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 234

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все