• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 95

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Задачи общие – решения частные

Задачи общие – решения частныеДорожники обсудили в Суздале основные проблемы отрасли.

Задачи общие – решения частныеК 2015 году планируется привести в нормативное состояние всю федеральную дорожную сеть на территории Владимирской области. Регион же своей задачей ставит привести в порядок все областные автомобильные дороги за пять лет. Такие приоритеты были озвучены на ежегодной научно–практической конференции, которая прошла в Суздале в конце июля. Предметом обсуждения стали также вопросы применения новых материалов и технологий, повышения качества дорожно–строительных работ.

Стратегическая задача области

Владимирская область не случайно была выбрана местом проведения конференции, а также расширенного выездного заседания коллегии Росавтодора. Такой выбор обусловлен тем, что власти области уделяют большое внимание развитию транспортной инфраструктуры, ремонту автомобильных дорог и заинтересованы в качественной дорожной инфраструктуре. Руководитель Росавтодора Роман Старовойт отметил, что, учитывая готовность региона к работе, в 2013–2015 годах Владимирской области из федерального бюджета на реконструкцию, капремонт и содержание федеральных трасс будет выделено почти 9,5 млрд рублей. По его словам, региональная исполнительная власть готова выполнять взятые обязательства в области дорожного строительства. «К 2015 году мы планируем привести в нормативное состояние всю федеральную дорожную сеть на территории Владимирской области», – заявил глава агентства. Он также отметил, что Владимирская область вошла в федеральную программу по ликвидации очагов аварийности на дорогах. В рамках программы планируется устройство надземных и подземных пешеходных переходов, установка освещения, барьерных ограждений, систем видеофиксации нарушений. Реализация программы начнется уже в этом году.
Стратегическая задача области – за пять лет привести в порядок все областные автомобильные дороги, заявила в своем выступлении губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Докладывая об итогах работы дорожной отрасли региона, она отметила, что в настоящее время общая протяженность автодорог на территории региона составляет 12 650 км, из них 429 км – федерального значения (трасса М–7), 5158 км – регионального и межмуниципального и более 7000 км – местного значения. Ремонт и содержание дорог осуществляется за счет средств регионального дорожного фонда. В 2013 году планируемый объем фонда составляет 4,381 млрд рублей, что почти на четверть больше уровня прошлого года. По информации губернатора, в текущем году область дополнительно изыскала и выделила 2,18 млрд рублей, за счет которых планируется ввести в эксплуатацию 9 км автодорог, отремонтировать 126 км дорог регионального значения, провести капремонт и ремонт 20 искусственных сооружений.
Светлана Орлова поблагодарила руководство Росавтодора за содействие в выделении средств федерального бюджета на завершение строительства обхода вокруг Мурома (на эти цели направлено свыше миллиарда рублей). Решение о его строительстве было принято в 2006 году для разгрузки улично–дорожной сети города, которая уже не обеспечивала необходимую пропускную способность транспорта. Ввод объекта в эксплуатацию позволит обеспечить бесперебойное движение транспортных потоков в обход перегруженного Московского транспортного узла и будет способствовать развитию транспортного коридора Москва – Шатура – Гусь–Хрустальный – Муром – Арзамас и далее с выходом на Урал. Она также напомнила, что в 2009 году был введен в эксплуатацию мост через Оку, что обеспечило устойчивую транспортную связь между Нижегородской и Владимирской областями. Длина моста составляет всего 1,4 км, однако для жителей Нижегородской, Ульяновской областей, Мордовии и Татарстана перепробег транспортных средств при сообщении с Владимирской, Костромской, Ярославской областями сократился на 200 км.

От частных задач – к общероссийским

Об общих задачах, которые стоят перед дорожной отраслью России, рассказал Роман Старовойт. В частности, необходимо увеличить объем строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза по сравнению с преды-
дущим десятилетием. «При этом программы ввода дорог в эксплуатацию должны обеспечивать максимальный эко-
номический эффект для грузо-
владельцев, перевозчиков, экономики в целом», – отметил он. Всего в рамках этой задачи предстоит до 2022 года ввести в эксплуатацию 7600 км федеральных дорог. Второй задачей для дорожного хозяйства остается переход в 2014 году на 100%–ное финансирование капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Госпрограмма «Развитие транспортной системы» предусматривает, что к 2019 году федеральные дороги на всем протяжении без учета участков, планируемых к реконструкции и ремонту, должны быть приведены в надлежащее транспортно–эксплуатационное состояние.
Заделы для решения этих задач уже есть. В частности, в текущем году предусмотрено ввести в эксплуатацию 503 км автодорог, что в полтора раза больше, чем предусматривает ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Причем к вводу предусматриваются сложнейшие олимпийские объекты в г. Сочи, участки на вечномерзлых грунтах дорог «Лена» и «Колыма», реконструируемые под интенсивным движением участки дорог М–5 «Урал» и М–7 «Волга» и т. д. «В течение первого полугодия уже завершено строительство первой очереди центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер Курортного проспекта», – отметил Роман Старовойт. – На ней протяженность ввода в эксплуатацию составляет 5,7 км, при этом 5,2 км представляют тоннели, мосты, эстакады. Введены также две сложные транспортные развязки в Сочинском транспортном узле».
Руководитель Росавтодора также проинформировал, что ассигнования на ремонт и содержание федеральных дорог в 2013 году увеличены в 1,58 раза по сравнению с 2012 годом, а также что предусматривается увеличить объемы капитального ремонта опережающими темпами. При этом в 2013 году планируется ввести в эксплуатацию почти 1400 км капитально отремонтированных федеральных дорог, что почти в два раза превышает объемы 2012 года. В результате доля протяженности федеральных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, соответствующих нормативным требованиям, увеличится с 41% в 2012 году до 45,4% в текущем. Предстоит решать проблемы реконструкции мостов, находящихся в предаварийном состоянии, а также строительства подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. В частности, в рамках федеральной целевой программы предусмотрено соединить подъездами, обеспечивающими круглогодичный проезд, не зависящий от погодных условий, более чем к 2700 наиболее крупных населенных пунктов с населением около 1 млн человек. В 2011–2012 годах такими подъездами соединены 440 населенных пунктов. В период 2013–2015 годов такую связь получит еще 831 населенный пункт, в том числе в 2013 году – 250 населенных пунктов.
Однако весь этот спектр задач невозможно решить без повышения эффективности расходования бюджетных средств и привлечения внебюджетных источников. Росавтодор предлагает по–прежнему делать ставку на механизмы государственно–частного партнерства при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Так, Федеральное дорожное агентство уже запустило два первых инвестиционных проекта на основе концессионных соглашений: это создание и эксплуатация мостового перехода через р. Лену у г. Якутска и реализация системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами максимальной массой свыше 12 тонн.
Также на повышение эффективности бюджетных расходов направлены меры, принимаемые Росавтодором в части совершенствования нормативной технической базы дорожного хозяйства, в том числе проектирования для строительства и ремонта автомобильных дорог в целях обеспечения снижения средней стоимости дорожных работ в расчете на 1 км дороги. Разрабатывается свод правил по геометрическому проектированию автомобильных дорог, предусматривающий гармонизацию требований к характеристикам автомобильных дорог с требованиями стандартов, применяемых в других странах. В своде правил намечено установить более гибкие требования к важнейшим характеристикам дорог, включая ширину проезжей части, обочин, разделительной полосы, в зависимости от обслуживаемой интенсивности движения.

От переходов до отелей

В последующих выступлениях участников конференции речь шла о практической реализации программ Росавтодора и других организаций дорожной отрасли. Так, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Анатолий Безверхов рассказал о результатах реализации программ строительства пешеходных переходов на федеральных трассах, а также ликвидации железнодорожных переездов в одном уровне. Начальник управления земельно–имущественных отношений Юрий Лахин доложил о концепции размещения объектов дорожного сервиса (ОДС) на сети автомобильных дорог федерального значения с привлечением механизмов ГЧП.
Он отметил, что мониторинг размещения объектов дорожного сервиса на федеральных трассах свидетельствует о бессистемном создании вдоль дорог пунктов торговли, питания и отдыха. Также нет равномерного покрытия автодорог сетями связи. Особенно ощущаются эти недостатки на протяженных участках федеральных трасс Сибири и Дальнего Востока России. По данным Росавтодора, около 40% объектов дорожного сервиса на федеральных магистралях не оборудованы необходимыми парковочными местами, только 15% имеют стоянки для грузовых автомобилей, менее 40% оснащены удобствами. Согласно исследованиям ФГУП «РосдорНИИ», стихийные и зачастую незаконные объекты дорожного сервиса стали превращаться в очаги аварийности. Ситуацию усугубляют устаревшие нормативы и отсутствие четкой законодательной базы для создания современных многофункциональных зон отдыха и сервиса, а также модернизации инфраструктуры уже имеющихся площадок.
Поэтому сейчас создана рабочая группа, куда вошли представители Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», НП «Гильдия управляющих и девелоперов», Российской автомобильной федерации, Российского топливного союза, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, НП «Федерация рестораторов и отельеров», Российской ассоциации франчайзинга. Ее задача – создать единую концепцию развития сети объектов дорожного сервиса на автомобильных трассах федерального значения. По словам Юрия Лахина, итоговый документ планируется представить в Министерство транспорта РФ уже к сентябрю текущего года. «Мы предложим для утверждения дорожную карту по развитию сети ОДС, где будут предусмотрены единые стандарты, определены типы ОДС, критерии и частота их размещения с учетом интенсивности транспортных потоков и особенностей субъектов РФ, регламентированы вопросы господдержки предпринимателей, а также предусмотрены предложения по изменениям в законодательную базу, – пояснил Юрий Лахин. – Главная задача – ликвидировать стихийность возникновения подобных объектов, обеспечить системный подход на всех федеральных автодорогах с помощью готовых современных стандартов, сделать многофункциональные зоны ОДС опорными точками экономического развития в отдаленных населенных пунктах и регионах».

Композиты ждут своего часа

Блок вопросов был посвящен проблемам производства строительных материалов и применения современных технологий в дорожном строительстве. Так, исполнительный директор «Союза производителей композитов» Сергей Ветохин проинформировал собравшихся об опыте применения конструкционных композиционных материалов в дорожном хозяйстве. По его данным, современные полимерные композиты широко применяются во всем мире при строительстве объектов транспортной инфраструктуры благодаря высокой прочности, коррозионной стойкости и низкому удельному весу. Благодаря этим свойствам уменьшаются сроки строительства, снижается стоимость, увеличиваются сроки безремонтной эксплуатации.
Однако объем производства и применения композитов в России пока крайне низок и составляет 0,3–0,5% от мирового объема. В настоящее время в мировой практике полимерные композиты активно используются при изготовлении несущих конструкций мостовых сооружений, их счет идет на сотни, тогда как в России построены всего 11 таких пешеходных переходов через автомобильные и железные дороги. Для более широкого внедрения этой технологии требуется решение целого комплекса задач, считает Сергей Ветохин. В частности, необходимо разработать комплекс нормативно–технических документов, регламентирующих производство и применение полимерных композитных материалов, изделий и конструкций в дорожном хозяйстве, подготовить ТЭО эффективности их применения, оптимизировать конструктивные и технологические решения для сокращения начальной стоимости композитных конструкций.
Впрочем, композитная отрасль, курируемая Министерством промышленности и торговли РФ, и дорожная отрасль, курируемая Федеральным дорожным агентством и Министерством транспорта РФ, движутся в одном направлении, отметил выступающий. Так, Минтранс России в рамках деятельности экспертного совета по повышению инновационности государственных закупок рекомендует к закупкам государственными заказчиками конструкции и изделия из полимерных композитов. Росавтодор разработал и утвердил в 2012 году «Программу нормативно–технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2011–2015 годы», а Минпромторг России – подпрограмму «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Технологии и качество работ

Не менее важной проблемой в дорожном хозяйстве остается повышение качества работ, производимых по традиционным технологиям. Почему возникают дефекты в полотне и как можно повысить качество асфальтобетонных смесей путем применения перегружателей, рассказал директор ФКУ Упрдор «Москва – Бобруйск» Константин Пустогаров. Об основных проблемах асфальтобетонного покрытия говорил и генеральный директор AstecIndustries Александр Мясников. Генеральный директор ООО «Рад» Юрий Кокуш поделился с присутствующими опытом применения литых эмульсионно–минеральных смесей «Сларри Сил» и «Микросюрфейсинг» на дорогах России. Еще один доклад был посвящен роли геоинформационных систем в дорожном хозяйстве. Председатель правления группы компаний «Индор» Владимир Бойков рассказал о целях применения ГИС в дорожном хозяйстве и результатах, которые удалось достигнуть с использованием IndorRoad.
Говорилось и об опыте повышения безопасности дорожного движения. Как отметил начальник ФКУ ФУАД «Черноземуправтодор» Александр Лукашук, российские показатели смертности населения в дорожно–транспортных происшествиях продолжают находиться на крайне высоком уровне. «Учитывая этот факт, мы в своей работе применяем новые подходы к решению проблемы безопасности движения на автомобильных дорогах федерального значения, используя при этом инновационные технологии и современные материалы», – отметил он. Так, по его словам, наносится разметка пешеходных переходов с устройством цветных покрытий противоскольжения, используются светодиоды и высокоинтенсивная светоотражающая пленка на дорожных знаках, осуществляется устройство поперечных шумовых полос. Эти и другие мероприятия, по его мнению, позволят повысить безопасность на дорогах.
Однако любое нововведение в дорожном хозяйстве невозможно без предварительной работы по испытанию и апробации новых материалов или технологий. Между тем сейчас в России нет широкой практики их применения. О ходе разработки частного технического задания на строительство испытательных полигонов рассказал генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин. По его словам, специалисты института провели анализ отечественного и зарубежного опыта создания и эксплуатации дорожных полигонов, разработали рекомендации по размещению полигонов в регионах России с различными природно–климатическими условиями. Определены основные направления исследований на полигонах и разработаны программы исследований для каждого полигона.
В частности, один из полигонов предлагается построить в северной зоне распространения вечномерзлых грунтов, в республике Якутия, на автомобильной дороге М–56 «Лена», км 1078 – км 1086. Основными направлениями исследований в этих условиях станет обеспечение устойчивости земляного полотна в связи с возможным изменением состояния криолитозоны, а также проверка долговечности дорожных покрытий в условиях действия очень низких зимних температур. В центральной зоне (то есть в средней полосе) России полигон предлагается разместить на КАД Санкт–Петербурга. Направлениями исследований в этой зоне могут стать обеспечение устойчивости земляного полотна на слабых грунтах, увеличение долговечности дорожных одежд в условиях высокой интенсивности движения, повышение устойчивости дорожных покрытий к колееобразованию (в том числе в результате износа шипами) и трещинообразованию. В южной зоне полигон можно построить на автомобильной дороге А–146 Краснодар – Новороссийск, где основными исследованиями станут обеспечение устойчивости дорожных покрытий к пластическим деформациям в жаркий период года, а также совершенствование методов противодействия оползневым процессам на горных склонах.
 

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

22.08.2013

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 281

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 283

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 322

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 276

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 278

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 239

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все