• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 95

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Адекватный ответ на новые вызовы

Адекватный ответ на новые вызовы
О развитии устойчивых
городских транспортных систем
в России.

Адекватный ответ на новые вызовы

Сегодня перед российским транспортным комплексом стоят новые вызовы, связанные с развитием общественного транспорта и городской транспортной инфраструктуры, внедрением новых технологий и новой техники, отвечающей передовым стандартам безопасности, надежности и экологии. О развитии устойчивых городских транспортных систем в России до 2030 года газете «Транспорт России» рассказал директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей БАКИРЕЙ. 
– Алексей Сергеевич, какие цели на сегодняшний день являются приоритетными для развития автотранспортной системы России с точки зрения обеспечения ее экологической устойчивости?

– Наша главная задача в условиях интеграции инновационных технологических решений тесно связана с общемировой практикой по улучшению экологической обстановки и сохранению климата на планете. Климатические изменения могут привести к непредсказуемым погодным явлениям, что может самым негативным образом отразиться на запасах пищи и воды, здоровье человека, состоянии экосистем и биоразнообразии. Сейчас при разработке технической политики государства в большей степени ориентируются на экологически чистые материалы и технологии, построенные на принципах предотвращения климатических изменений (снижение выбросов) и адаптации к ним (снижение уязвимости).

– Какие пути развития общественного транспорта могут помочь улучшению ситуации?

– Распоряжением Президента РФ от 2 апреля 2014 года Правительству РФ поручено обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов на 25%. Транспортный сектор, в частности автомобильный транспорт, играет важнейшую роль в достижении национальных целей сокращения парниковых газов. Несмотря на положительные сдвиги – постепенное обновление автомобильного парка транспортными средствами высоких экологических классов, выбросы парниковых газов от автомобильного транспорта России росли быстрее, чем в любом другом секторе экономики, за счет быстрого роста парка личных автомобилей. Поэтому автомобильный сектор имеет сейчас наибольший потенциал для реформирования.

– Мобильность сегодня является неотъемлемой частью жизни горожанина. Как можно ее развивать, не нанося ущерба экологии?

– Решение проблемы мы видим в стимулировании населения к отказу от использования личных автомобилей. Развитие общественного транспорта, велосипедной инфраструктуры и пешеходных возможностей позволяет одновременно решить две проблемы – пробок и загрязнения воздуха. При передвижении автобусом в условиях полной нормальной загрузки в пересчете на одного пассажира расход энергии в 6 раз меньше, чем при передвижении легковым автомобилем. Потребление энергии трамваем или поездом метро в расчете на одного пассажира более чем в 10 раз меньше, чем требуется для автомобиля. Если же в автомобиле едет один водитель (как это часто бывает), а не 4 человека, то энергоэффективность автомобиля снижается в 4 раза. Следовательно, выбросы загрязняющих веществ, приходящиеся на одного пассажира, в общественном транспорте в 5–10 раз меньше, чем у легкового автомобиля. 

– Что следует изменить и реформировать в действующей инфраструктуре общественного транспорта?

– Для развития общественного транспорта планируются увеличение числа подвижного состава, скорости и частоты движения, увеличение числа маршрутов, повышение комфортности. В плане повышения эффективности для организации движения можно увеличить пропускную способность общественного транспорта за счет ограничения въезда в центр города (кроме общественного транспорта и велосипеда) и введения частичного запрета на парковку. Для этого требуется построить больше перехватывающих парковочных мест. 

– Как можно повысить комфортность передвижения для велосипедистов?

– Конечно, с учетом увеличения потока пешеходов для организации велосипедного движения необходимо построить специальные велодорожки. Чтобы организовать удобное и безопасное передвижение, не обойтись без внедрения новых правил, знаков и регулирующих систем движения. По инициативе Минтранса России с участием Российского велотранспортного союза были подготовлены предложения по внесению изменений в Правила дорожного движения в части, касающейся совершенствования правового регулирования велосипедного движения. Правительство РФ поддержало эти предложения (постановление от 22.03.2014 № 221). Мы полагаем, что органам власти поселений необходимо создавать большее число парковочных мест для велосипедов и сделать возможным их перевозку общественным транспортом. 

– Какие меры помогут снизить выбросы в атмосферу парниковых газов городским транспортом?

– 25 сентября 2012 года заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул и глава офиса Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации Елена Арманд подписали документ о реализации нового проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Снижение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России». Он стал первым проектом ГЭФ в России, сфокусированным на транспортном секторе, и направлен на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов посредством улучшения планирования и управления городским транспортом. Проект реализуется путем создания эффективных систем мониторинга и продвижения экологически чистых видов транспорта. Основной задачей проекта является подготовка на федеральном и региональном уровнях нормативно–правовой базы в поддержку развития низкоуглеродных топлив для транспортных средств, автомобилей гибридного типа, заряжаемых от бытовой электросети. Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет: 2013 – 2017 гг.
Подобные проекты по повышению эффективности автодорожного транспорта поддерживают Программа развития ООН и Глобальный экологический фонд. Они действуют во многих городах: в Алма–Ате, Белграде, Братиславе, Батуми, Душанбе. 

– Есть ли конкретный план по реализации проекта на территории Российской Федерации? 

– Выполнена научно–исследовательская работа на тему: «Разработка предложений по комплексу мер, направленных на создание условий для поэтапного обновления парка транспортных средств общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно–коммунальных служб автомобилями, работающими на газомоторном топливе, и стимулирования развития соответствующей инфраструктуры». Разработан план действий по сокращению объемов выбросов парниковых газов во исполнение Указа Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» в части автомобильного транспорта. Совместно с Минприроды России мы разрабатываем законопроект об экологической маркировке автотранспортных средств. В Минэкономразвития России предложили план мероприятий для поддержки производства и использования экологически чистого транспорта. Ведется активная работа по созданию нормативной и правовой базы в рамках политики формирования дополнительного парковочного пространства, предложений по ограничению проезда автотранспорта, разработке стандартов пешеходной и велотранспортной инфраструктуры, программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий в части внедрения учебных модулей по эко–вождению. Калининград и Казань выбраны пилотными городами проекта, в которых будут продемонстрированы современные подходы и решения в области комплексного городского транспортного планирования и организации дорожного движения, оптимизации маршрутов пассажирского транспорта и парковочной политики, а также развития велосипедного движения.

– С какими проблемами приходится сталкиваться при формировании новой транспортной политики?

– Прежде всего, новизна такого масштабного международного проекта и амбициозные планы, которые потребуют больших усилий как со стороны группы реализации проекта, так и со стороны Минтранса России и администраций пилотных городов. К примеру, в г. Казани в преддверии проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года и XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года проведена колоссальная работа по социально–экономическому и транспортному развитию города, поэтому часть мероприятий по развитию устойчивой транспортной системы города, планируемых по проектному документу, была уже реализована.
В этой связи в 2013 году была проведена актуализация направлений совместных действий с уточнением плана мероприятий. В отсутствие законодательных требований или рекомендаций города не обязаны составлять стратегический транспортный план и увязывать его с городским бюджетом. Более того, большинство городов формируют свои бюджеты за счет средств, полученных в рамках межбюджетных трансфертов, что ограничивает возможности городов в части разработки многолетних планов. В результате основной капитал транспортного сектора – инфраструктура и автотранспорт содержится и обновляется не так, как это необходимо.
С учетом того, что многим российским городам в наследство от прошлого досталась недостаточно развитая улично–дорожная сеть (УДС), им трудно обеспечить ее нормальное содержание. Подвижной состав муниципальных автотранспортных предприятий, как правило, физически устарел и малопривлекателен. Объем инвестиций в инновационные технологии, которые могут улучшить управление транспортными потоками и сделать поездки более комфортными и безопасными для пассажиров, ограничен. За счет средств проекта мы поможем российским городам укрепить свой институциональный и технический потенциал в различных функциональных областях. Преимуществами реализации подобных международных проектов являются доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам глобальной сети ООН и взаимодействие с такими ведущими международными организациями, как Международное энергетическое агентство (IEA); Международный совет по чистому транспорту (ICCT); Глобальная инициатива по экономии топлива (GFEI) и т. д. 

 

 

Беседу вела 
 Анна ТАРАСОВА
таблица 

 

14.08.14

 

 

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 281

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 283

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 321

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 276

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 278

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 239

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все