• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 38

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Гора предписаний рождает мышь

14424_s.jpgв виде мелких штрафов нелегальным перевозчикам.

Гора предписаний рождает мышьЕсли бы нам удалось перенестись в Сантьяго, столицу Чили, скажем, десятилетней давности, то на городской остановке общественного транспорта можно было бы наблюдать весьма экзотическую картину: разношерстные автобусы всех времен и мастей, латаные–перелатаные, с забитыми кое–где фанерой окнами, источая черные клубы дыма, почти одновременно подъезжают к «автопристани». Лишь нескольким из них удается остановиться в изогнутом «кармане». Менее проворные высаживают пассажиров прямо на дороге. Люди, ждущие на остановке, бросаются к автобусам, давя и отталкивая друг друга, с риском для жизни выбегая на проезжую часть.

Подобная транспортная вакханалия наблюдалась на улицах чилийской столицы до конца 2006 года, пока система общественного транспорта в этой латиноамериканской стране не была переведена на условия, в которых работает оная в развитых странах мира. Упорядочить перевозки пассажиров там в первую очередь помогла организация конкурсов на маршруты среди перевозчиков.
Проведение конкурсов на право обслуживания маршрутов общественного транспорта предусмотрено и российскими законами на региональном и местном уровне. Тем не менее семимильными шагами мы движемся к чилийскому варианту десятилетней давности. Почему так происходит?
Казалось бы, что проще – сформулировать требования к перевозчикам, желающим участвовать в конкурсе на каждый городской маршрут (по количеству подвижного состава, его новизне и техническому состоянию в соответствии с современными требованиями), согласовать четкий и жесткий маршрутный график движения, а потом отобрать лучших по заданным критериям. Ан нет. То, что хорошо в теории, на практике разбивается о неумение и нежелание властей осуществлять контроль за исполнением законов, обязательств, требований к соблюдению норм и правил участниками перево-
зочного процесса.
Возьмем перевозчиков, работающих на общественном транспорте. Даже если вы выиграли вожделенный городской маршрут, несмотря на результаты конкурса и ваши лавры победителя, на данном маршруте оказываются еще и другие перевозчики. Нелегальные. Они не начинают смену в 5 утра и не заканчивают около часа ночи, а выходят на линию только в часы пик с максимальной выручкой, не заезжая в отдаленные, неудобные участки маршрута.
«Левые» перевозчики не усложняют себе жизнь бесконечными проверками транспорта перед выходом на линию, не подозревают о еженедельных и ежедневных технических осмотрах, не содержат затратных медицинских работников, обязанных проводить осмотр водителей до и после рабочей смены. Нелегалы нанимают гастарбайтеров с сомнительными водительскими правами и заработной платой, не обременяющих себя соблюдением режима труда и отдыха. За переработку им не нужно платить сверхурочные.
Нелегитимные перевозчики платят мизерные налоги, находясь на специальной льготной системе налогообложения (по причине малого количества подвижного состава и заниженного числа работников). Конкуренцию с ними очень трудно выдержать тем, кто является законопослушным.
К последним (и оттого бедным и разоряющимся) относятся все остальные транспортные предприятия – автобусные, троллейбусные и трамвайные МУПы и ГУПы с профессиональными коллективами, которые в полном объеме выполняют все многочисленные требования и по графику, и по ремонтам, и по медосмотрам водителей, по соблюдению ими режима труда и отдыха, вынужденно подпадая под общий режим налогообложения по причине как значительного количества единиц подвижного состава, так и большого коллектива, необходимого для выполнения перевозок в соответствии с жесткими нормами. Эти законопослушные предприятия медленно, но верно и не без помощи властей проигрывают неравную борьбу с нелегалами.
Для наведения порядка на рынке перевозок требуется не так уж и много – неукоснительные действия властей всех уровней по пресечению нарушений при осуществлении перевозок общественным транспортом и неотвратимые наказания при выявлении нарушений для всех нарушителей, независимо от их финансового состояния, места на рынке, любых связей и регалий.
Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения, законы о перевозках пассажиров изобилуют многочисленными нормами, карающими, приостанавливающими деятельность нерадивых нарушителей – перевозчиков общественного транспорта, однако в реальности вся эта гора грозных предписаний рождает мышь в виде жалких штрафов нахальным нелегалам.
И это при том, что штрафовать законодатель за что только ни призывает: за нарушение режима труда и отдыха водителей, нарушение условий, предусмотренных лицензией (например, отсутствие принадлежащих на праве собственности или аренды помещения и оборудования для ремонта и обслуживания транспорта), непроведение медицинских осмотров, несогласование расписания движения транспорта на маршруте с местной администрацией, нарушение продолжительности рабочей смены водителей, перевозку пассажиров в количестве, превышающем предельную вместимость автобуса, эксплуатацию транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения ГИБДД, осуществление перевозок после прекращения действия договора о транспортном обслуживании и т. д. и т. п.
Штраф, предусмотренный ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ, составляет для должностных лиц до 5 тыс. руб., для юридических лиц – до 50 тыс. руб.
 Но все это только на бумаге, в действительности никто нарушителей не штрафует. К примеру, заказ автобуса для того, чтобы свозить школьников на праздник за город, требует предварительного согласования с ГИБДД, оборудования транспортного средства специальными сиденьями и т. п.
Но в Вологде стоимость муниципального и частного перевозчика отличается ровно в два раза в пользу частника. А все потому, что никаких упомянутых жестких требований по перевозке детей последний в большинстве случаев не соблюдает, будучи уверен в отсутствии контроля и, соответственно, последствий от нарушений.
Помимо нежелания и неумения местных властей осуществлять надлежащий контроль за исполнением перевозчиками, работающими на общественном транспорте, условий конкурса на выигранном маршруте, беспомощности муниципалитетов в борьбе с нелегалами, нагло встающими на маршрут и отнимающими тем самым у легитимных перевозчиков большую часть доходов, существует еще и недопонимание пагубности данных процессов у государственных органов, таких, например, как антимонопольная служба.
Приведу пример из практики пассажирских перевозок в Вологде. В конце прошлого года Вологодской городской думой были внесены изменения в Положение о проведении конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок. На основе этого документа требования к перевозчикам, участвовавшим в конкурсе, установили жесткие, но справедливые, отражающие интересы пассажиров. В их числе наличие вместительных и современных, с учетом последних технических норм, транспортных средств, оснащенных системами навигации, устройствами для удобства инвалидов; наличие ремонтной базы для всех видов обслуживания и ремонта данного подвижного состава, наличие квалифицированного персонала и оборудованных мест стоянки и другие важные требования.
Конечно, под указанные критерии совершенно не подпадал экзотический транспорт частных перевозчиков, не утруждающих себя ни соблюдением указанных норм, ни приобретением новых и безопасных средств передвижения. Но на защиту «обиженных» частных перевозчиков встал местный антимонопольный орган, который посчитал, что городские власти нарушили закон о конкуренции, установив настолько жесткие требования, что они отсекли весь маловместительный, далеко не новый и не совсем исправный транспорт, «намеренно отдав самые лакомые куски» самому крупному муниципальному автотранспортному предприятию. Кстати, оно имеет многолетний опыт и добросовестный квалифицированный персонал и недавно заменило свой подвижной состав современными сочлененными автобусами.
В ходе изучения предложений участников конкурса вскрылись факты, о которых шла речь выше: нищенская «белая» зарплата водителей этих частных перевозчиков (например, в НП «Перевозчики пассажиров Вологды») размером с прожиточный минимум, отсутствие обслуживающей и ремонтной базы для транспорта, не соответствующий никаким нормам минимальный штат водителей–гастарбайтеров, большая часть которых имеет права, выданные в Таджикистане, и т. д.
Вот и получается, что за красивыми словами о борьбе «за равные права всех перевозчиков» кроется безответственность, невозможность властей осуществлять контроль за общественными перевозками. Допуск же на городские маршруты избыточного количества перевозчиков, владеющих малогабаритным, изношенным и не всегда исправным транспортом, приведет к снижению качества и безопасности пассажирских перевозок.

Наталья НАБОКА,
руководитель
юридической службы
ОАО «Вологдаэлектротранс»

 

 

 

16.10.14

 

 

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 77

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 106

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 93

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 89

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 91

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 75

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все