• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 82

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

И кнутом,и пряником

И кнутом,и пряником.jpgили Как стимулировать спрос на электромобили.

И кнутом,и пряником.jpgКак известно, с 1 февраля 2014 года до 31 декабря 2015 года пошлины на ввоз легковых электромобилей в страны Таможенного союза (Россия, Казахстан и Белоруссия) установлены по нулевой ставке. Такое решение одобрил Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Обнуление касается только легковых автомобилей с электроприводом с числом мест до девяти, включая место водителя, и не распространяется на машины с «гибридным» двигателем.
Сегодня, увы, единственным электромобилем, официально представленным на российском рынке, является Mitsubishi i–MiEV стоимостью 1,8 млн руб., порядка 40% этой цены составляют налоги и сборы, куда входят таможенные пошлины (19% для электромобилей), НДС и утилизационный сбор. До настоящего времени в Россию ввозилось ежегодно всего 50 электромобилей. Предлагаемая мера должна стимулировать спрос на электромобили и развитие соответствующей инфраструктуры. По экспертным оценкам, отмена ввозных пошлин позволит увеличить импорт электромобилей как минимум до 500 штук в год, а к 2020 году в РФ будут ежегодно продаваться более 200 тыс. автомобилей на электротяге. Насыщение российского авторынка электромобилями приведет к тому, что цена электромобиля будет сравнима со стоимостью обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Предполагается, что процесс формирования рынка электротранспорта будет идти не только за счет увеличения импорта электромобилей, но и за счет создания производства этого вида техники на территории Таможенного союза. К этой теме Совет ЕЭК намерен вернуться во второй половине 2014 года, причем речь может идти не только об иностранных, но и об отечественных машинах. Правительства России, Казахстана и Белоруссии совместно с ЕЭК должны проработать вопрос о стимулировании производства электромобилей, комплектующих для них и создании необходимой зарядной инфраструктуры. Соответствующие предложения должны быть подготовлены до конца 2014 года.
Теме экологически чистого автотранспорта был посвящен и «круглый стол» в Госдуме РФ, инициатором которого выступил Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.
По экспертным оценкам, в России в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56% городского населения. Российский автопарк составляет порядка 38 млн транспортных средств, причем 40% легкового автомобильного парка – это автомобили класса «Евро–0», т.е. наносящие самый большой вред окружающей среде. Учитывая существующие темпы роста автомобильного парка и его неблагоприятную структуру, следует ожидать дальнейшего ухудшения экологии в больших городах.
В России порядка двадцати различных документов стратегического характера так или иначе регулируют вопросы стимулирования перехода на экологически чистые виды транспорта, содержат мероприятия по снижению уровня загрязнения воздуха и улучшению экологического состояния крупных городов. Например, Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года предлагает стимулирование внедрения и широкого использования экологически чистых и энергосберегающих технологий путем модернизации налоговой политики.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает, в частности: необходимость снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и человека за счет использования экологически безопасных видов транспортных средств;
поощрение использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (не нефтяного происхождения); расширение применения транспортных средств, отличающихся высокой топливной экономичностью, соответствующих мировым стандартам; перевод 50% автомобильных парков крупных городов на альтернативные виды топлива к 2030 году.
Снижение цены электромобилей на фоне устойчивого роста продаж – это мировая тенденция. Параллельно с этим снижается и стоимость батарей: за последние пять лет цена на них упала в два раза. Все идет к тому, что в самом ближайшем будущем стоимость электромобилей сравняется со стоимостью стандартных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Однако развитие рынка электромобилей невозможно без развития зарядной инфраструктуры. В ЕС в 2012 году принята Программа развития зарядной инфраструктуры до 2020 года в крупных европейских городах.
В отличие от Европы использование электромобилей у нас в стране оказывается экономически невыгодным не только из–за их высокой стоимости, сказывается также и отсутствие мер государственной поддержки автовладельцев. В частности, существующая методика расчета транспортного налога для гибридных автомобилей в России основана на суммировании мощности электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания, пошлины, налоги и сборы при импорте электромобилей аналогичны обычным автомобилям и составляют более 40% от их розничной цены.
В ряде европейских стран, США и Японии государство принимает реальные меры по стимулированию использования автомобилей с электрическими двигателями. Это обнуление ставки налога на добавленную стоимость, отмена
ввозных таможенных пошлин (что уже сделано в России), выдача льготных кредитов на покупку электромобилей и выплата субсидий на их приобретение. К слову, в отдельных европейских странах льготы и субсидии на один электромобиль могут достигать суммарно 20 тыс. евро, в наших реалиях – это что–то из области фантастики! А вот пойти по пути предоставления бесплатных парковочных мест в городах, развития зарядной инфраструктуры, освобождения от платы за проезд по платным дорогам, разрешения движения по полосам для общественного транспорта и т.д. – это вполне по силам.
Например, правительство Москвы решило освободить владельцев электромобилей от оплаты парковки в центре города. Также в столице сделаны первые шаги по формированию соответствующей инфраструктуры, с учетом Московской области в столичном регионе уже насчитывается 43 зарядных станции для электромобилей. По словам заместителя начальника управления развития транспортных коммуникаций Департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Игоря Чурсина, в столице до 50% вредных выбросов приходится на грузовые автомобили и автобусы. Чтобы улучшить экологическую ситуацию, московские власти на законодательном уровне установили ограничения по использованию топлива на уровне не ниже «Евро–4», разработали меры по ограничению движения грузового транспорта и переводу муниципального транспорта на газ.
Участники заседания отметили, что регионы крайне редко учитывают экологический класс транспортного средства при определении ставок транспортного налога и не пользуются правом устанавливать льготы по транспортному налогу для владельцев электромобилей, гибридов или транспортных средств более высоких экологических классов.
Например, такой показатель, как экологический класс, есть в законодательстве только двух субъектов – Калининградской и Свердловской областей.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков подчеркнул необходимость разработки специальной программы действий по поддержке и стимулированию использования экологически чистого транспорта.
Депутатам Госдумы необходимо поработать над поправками в Налоговый кодекс в части изменения формулы расчета величины транспортного налога, так как действующие ставки не стимулируют потребителей переходить на экологически чистый вид транспорта. Нуждаются в корректировке и ряд федеральных законов, регулирующих порядок предоставления льгот для автовладельцев, а также регио-
нальное законодательство в части установления региональной ставки транспортного налога.
Председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобилестроении Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ Андрей Панков убежден, что только участие государства «способно запустить маховик инновационного производства электромобилей в России и улучшить экологию в наших мегаполисах». И освобождение от таможенных пошлин – первый шаг: «Как только мировые автопроизводители увидят, что в России начал формироваться рынок экологически чистых электромобилей, они, в свою очередь, сделают ответные шаги в виде снижения цен. По некоторым оценкам, снижение таможенных пошлин приведет к снижению стоимости электромобилей в 1,5–2 раза. Далее это позволит создать основу для развития зарядной инфраструктуры, а также, по аналогии с обычными автомобилями, перенести производство электромобилей или электромобилей с увеличенным запасом хода на территорию РФ».
Первый заместитель генерального директора по технической политике ОАО «Россети» Роман Бердников рассказал о Программе создания зарядной инфраструктуры для электромобилей до 2020 года в рамках «Российских сетей», принятой в апреле 2013 года. Цель – разработка базовых технологических решений и запуск пилотных проектов по внедрению электротранспорта и развертыванию зарядной инфраструктуры в ряде регионов и затем на всей территории России. «По нашим расчетам около 38–40 тыс. зарядных заправок будут установлены по стране к 2020 году, что будет стимулировать автовладельцев покупать электромобили», – убежден Роман Бердников.
Проект предполагает также разработку интеллектуальной системы энергоснабжения для экспресс–зарядки электромобилей на основе литий–ионных накопителей электроэнергии на объектах с ограничениями по мощности и категории энергоснабжения. Кроме того, «Россети» планируют создание станции ультрабыстрой зарядки для общественного электротранспорта и ее патентование в качестве международного стандарта.
«В рамках программы важно организовать взаимодействие с регионами и с автопроизводителями – лидерами рынка электромобилей, – считает Роман Бердников. – Без желания региональных властей развивать этот вид транспорта на территории всей страны невозможно. Наша задача – разработать единые технические стандарты, выстроить единую систему коммерческого управления сетью зарядной инфраструктуры. Эта модель должна быть проста, понятна и тиражирована по регионам. Нужно выработать единые правила и стандарты, единые технологические решения для электромобилей различных марок, свои стандарты необходимы и для общественного транспорта».
По мнению Романа Бердникова, для решения поставленных задач необходимо на законодательном уровне создать условия, упрощающие механизмы согласования, внедрения и техприсоединения зарядных станций на существующих городских объектах, закрепить новый вид деятельности компании – услугу по заправке электротранспорта.
Генеральный директор Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» Сергей Сухарев подчеркнул, что развитие электротранспорта в городах со сложной экологической обстановкой имеет первостепенное значение. Однако существующая нормативно–правовая база бессистемна и регулирует лишь общие вопросы деятельности электротранспорта, поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании. Развитие электротранспорта невозможно без государственного стимулирования, предполагающего, с одной стороны, запрет на эксплуатацию экологически грязного транспорта, с другой – льготы при производстве и использовании экологически чистого транспорта. Однако данного стимулирования недостаточно, потребуется серьезное развитие зарядной инфраструктуры, чтобы сделать использование электротранспорта экономически выгодным, считает Сергей Сухарев.
Эксперты обсудили и вопрос исчисления транспортного налога. В Правительстве РФ рассматривается предложение Минпромторга, касающееся изменения на федеральном уровне базы для исчисления транспортного налога: предлагается заменить мощность двигателя в виде лошадиных сил на объем двигателя, установить корректирующие коэффициенты, которые будут зависеть от экологического класса транспортного средства и его года выпуска.
Вячеслав Лысаков является сторонником включения транспортного налога в стоимость топлива: «Тогда все встает на место, учитывается принцип социальной справедливости: чем больше ездишь, тем больше платишь. Предложение о привязке налога к экологическому классу двигателя спорно. Это было бы применимо, если бы ТС работали на «Евро–5». Дьявол кроется в деталях. Учитывая, что у нас топливо в основном «Евро–2», удавка затянется на шее перевозчиков, которые работают в условиях нулевой рентабельности, а многие работают в минус».
Участники «круглого стола» выступили с инициативой создания экспертной (рабочей) группы по вопросам законодательного обеспечения стимулирования использования в России электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
 обозреватель «ТР»

6.02.14

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 246

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 248

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 287

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 236

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 247

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 208

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все