• сентября 14, 2017 В КРЕМЛЕ

    Выделены средства

    Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выделении Минтрансу России 800 000 тыс. руб. из резервного фонда президента для дорожного строительства в Севастополе.
    Минтрансу поручено…

  • сентября 14, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Актуальные вопросы

    На заседании Правительства РФ члены кабинета министров рассмотрели проект государственной программы «Социально–экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», а также обсудили вопросы…

  • сентября 14, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Беспилотникам – правовое поле

    В целях формирования законодательной базы по вопросам использования беспилотных авиационных систем (БАС) Минтрансом России разработан ряд нормативных документов. В настоящее время ведется работа над…

  • сентября 15, 2017 Поздравление

    Событие

    Вышел в свет 1000-й номер газеты "Транспорт России"

  • сентября 14, 2017 64

    Хроника 11 – 17 сентября 2017 года

    Ространснадзор запустил пилотный проект по передвижным общественным приемным.
    Состоялась Международная конференция «Транспортная логистика. Грузовые автомобильные перевозки – 2017».
    Безэкипажное судно совершило переход вокруг острова Русский.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

«Однодневкам» не место на рынке услуг

«Однодневкам» не место на рынке услугПроблемы в организации перевозок грузов автомобильным транспортом и пути их решения

«Однодневкам» не место на рынке услугНа протяжении многих десятилетий в Минавтотрансе РСФСР действовала эффективная система организации перевозок грузов автомобильным транспортом. Организация перевозок грузов в городах была возложена на Центральные диспетчерские службы, которые на договорных отношениях работали с грузовладельцами, получая от них информацию о потребности автотранспорта для вывоза и завоза грузов. Это давало возможность повысить коэффициент использования пробега автомобиля с грузом, а владельцам груза сокращать транспортные издержки. С целью уменьшения нагрузки на улично–дорожную сеть в дневное время многие продукты питания в торговую сеть доставлялись в ночное время суток.

В настоящее время многое из бывшей инфраструктуры разрушено. Исчезли прогрессивные методы организации перевозок, увеличилось количество дорожно–транспортных происшествий с тяжкими последствиями, снижена производительность автотранспорта, увеличились транспортные издержки грузовладельцев.
Позицию органов государственной власти к автотранспортной деятельности сформировал рынок автотранспортных услуг, на котором предложения  значительно опережают спрос. Доставка грузов в стране гарантируется, а затратная часть такой работы обеспокоенности ни у кого не вызывает, что не может  не сказаться на транспортной составляющей в конечной цене товара и снижении конкурентоспособности российской экономики. Органы власти субъектов РФ загружены проблемами социально–бытового значения, строительства, сельского хозяйства,  промышленности, а транспортные проблемы рассматриваются ими только в случае чрезвычайных ситуаций.
Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых емких по сравнению с другими отраслями экономики. Однако, на мой взгляд, только на автомобильном транспорте отсутствует достоверный учет фактически выполненных объемов работ, чего не скажешь о других видах транспорта.
Значительная часть автоперевозок выполняется за наличный расчет, а товарно–транспортные накладные, по которым должны выполняться эти перевозки, не являясь документами строгой отчетности, по окончании перевозок просто уничтожаются.
На рынке автотранспортных услуг в междугородном сообщении действуют десятки тысяч мелких автоперевозчиков и экспедиторов. Отсутствие координации в их действиях отрицательно влияет на организацию эффективного перевозочного процесса.
Отсутствие действенного государственного контроля за фактически выполненными объемами перевозок  и уплатой налогов приводят к существенной дифференциации условий деятельности для различных групп автоперевозчиков. При этом в более сложных условиях оказываются законопослушные предприятия.
При легком доступе на рынок  и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления у многих участников рынка отсутствует  мотивация к совершенствованию бизнес–модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечает современным технологическим и экологическим требованиям. Практически полностью отсутствует  практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки.
Главные причины, порождающие большинство негативных тенденций развития автотранспортного рынка, не могут быть устранены без законодательных решений на федеральном уровне.
Существующая система налогообложения в автотранспортной отрасли  привела к тому, что практически не осталось грузовых автопредприятий (исключение составляет г. Москва), а те, кто выжил в рыночных условиях, умышленно дробятся в отдельные «ООО» до 20 единиц, с тем чтобы перейти на уплату единого налога на вмененный доход, и по этой причине более 90% парка грузовых автомобилей не являются плательщиками НДС. В то же время экспедиционные компании, которые оказывают транспортно–экспедиционные услуги, в массе своей являются плательщиками НДС, многие из них через фирмы «однодневки» обналичивают суммы автоуслуг, проплаченные клиентами, оставляя себе в виде вознаграждения от 1 до 5%, с которых и уплачивают НДС, тем самым вводя в заблуждение добросовестных заказчиков автоуслуг, предъявляя им налоговую декларацию по уплате НДС. А в отдельных случаях заказчики в связи с четко не прописанной ответственностью за привлечение сомнительного контрагента сознательно, с целью уменьшения транспортных издержек, идут на сотрудничество с «липовыми» экспедиторами, что дает им право принять к вычету сумму НДС при неуплате этого налога в бюджет фирмой–«однодневкой» – «липовым» перевозчиком.
Принимая во внимание, что оказание транспортно–экспедиционных услуг осуществляется на основании товарно–транспортных накладных, в которых указывается наименование реального перевозчика, его адрес, госномер автомобиля, фамилия водителя и т.д., при желании можно без особого труда выйти на фирму–«однодневку», так как данный перевозчик укажет, у кого он  получил оплату за фактически выполненную работу.
С целью исключения злоупотреблений в автотранспортной отрасли  мы обращались в Комитет по транспорту  Госдумы РФ и Министерство финансов РФ для инициирования и  внесения изменений в налоговое законодательство, предлагая предусмотреть, чтобы экспедиторы и перевозчики были переведены на уплату единого налога на вмененный доход, либо, в случае если это невозможно, определить в регионах уполномоченные экспедиторские компании, которые за выявление злоупотребления отвечали бы перед законом своим имуществом, банковскими гарантиями или другими финансовыми обязательствами. Это позволило бы убрать с рынка недобросовестных экспедиторов, которые «плодятся» как грибы, и так же быстро уходят с рынка, обманув государство и многих законопослушных перевозчиков, не оплатив им оказанные транспортные услуги.
Как показывает практика, даже при наличии решения Арбитражного суда взыскать с таких экспедиторов суммы нанесенного ущерба не представляется возможным, так как у них отсутствует имущество, другие основные фонды, и на расчетном счете средств нет.
По нашему мнению, необходимо реанимировать принцип системы «Главмежавтотранс», действовавший на протяжении нескольких десятилетий в системе Минавтотранса РСФСР, с учетом рыночных отношений.
В областных и краевых центрах должны быть созданы Некоммерческие Партнерства с целью объединения разрозненных автоперевозчиков и экспедиторов в единую структуру, которые должны работать по правилам и нормам, установленным Российским законодательством, с обеспечением попутных и обратных загрузок через сеть информационно–транспортно–логистических центров, находящихся при Некоммерческих Партнерствах. Эти центры должны быть организованы на базе существующих транспортно–экспедиционных компаний с обязательным наличием стоянок для большегрузных автомобилей, складских терминалов, гостиниц и наличия других сервисных услуг для грузовладельцев и водителей–междугородников. Это будет способствовать упорядочению работы грузового автотранспорта, эффективного его использования, обеспечения безопасности дорожного движения, а также позволит внедрять современные инновационные технологии управления перевозочным процессом, оснащая автотранспорт и организаторов перевозки системой спутниковой связи ГЛОНАСС.
Считаю, что транспортно–логистические центры, которые располагают базой данных о дислокации на территории города автоперевозчиков, не позволят  направлять автомобили для работы на объекте у заказчика из диаметрально противоположного конца города, а предложат автотранспорт,  дислоцируемый в районе нахождения заказчика. Уличить нас в монополизме  не будет представляться возможным, так как мы  предложим грузовладельцу минимум 5–10 автоперевозчиков, находящихся в его районе. Этим самым исключается возможность подачи и возврата автомобилей в утренние и вечерние часы пик, что создает неоправданную дополнительную  нагрузку на улично–дорожную сеть.
Проблемы перегруженности городских дорог и автотрасс можно решить за счет строительства  новых и расширения существующих дорог, но это миллиардные затраты, а их можно в определенной мере снизить за счет  правильной организации перевозочного процесса.
Размышляя над проблемами, имеющими место в перевозочном процессе, ряд руководителей сохранившихся транспортно–экспедиционных предприятий системы «Главмежавтотранс» пришли к единому мнению, что развитие и стабильность  рынка автотранспортных услуг возможны только  при объединении участников перево-
зочного процесса: владельцев автотранспорта, экспедиторов, грузовладельцев в единую общественную организацию.
Цель объединения: защитить права и интересы участников перевозочного процесса, повысить эффективность их работы  за счет сокращения  простоя в ожидании груза и погрузочно–разгрузочных операций, обеспечить загрузку транспорта в обоих направлениях, организации материально–технического обеспечения и ряда других положительных услуг, оказываемых созданными общественными организациями в городах субъектов Российской Федерации.
Некоммерческие Партнерства должны состоять в договорных отношениях с организациями, оказывающими услуги для автоперевозчиков: приобретение ГСМ, установление спутниковой навигации, сервисное обслуживание автомобилей, магазины запчастей, эвакуатор, стоянки, кафе, гостиницы, экспедиторы, проверенные и рекомендованные Некоммерческим Партнерством и т.д.
Учитывая, что Некоммерческое Партнерство будет выступать в роли крупного корпоративного заказчика, всем его членам будут  предоставляться хорошие скидки и преференции. Эта программа подразумевает взаимовыручку и взаимопомощь для перевозчиков из разных регионов непосредственно в регионе пребывания и у себя дома через Некоммерческое Партнерство своего региона.
Перевозчик при выборе маршрута будет знать, что на пути следования его автомобиля в том или ином регионе в случае  возникновения внештатной ситуации ему будет оказана помощь со стороны другого Некоммерческого Партнерства.
Учитывая огромное количество субъектов хозяйственной деятельности на автомобильном транспорте, а также начавшийся в регионах процесс объединения мелких перевозчиков и экспедиторов в некоммерческие организации для  решения производственных и экономических  проблем,  мы предлагаем двухуровневую систему Некоммерческого Партнерства в автотранспортном комплексе России.
Некоммерческое Партнерство  первого уровня – это региональные и межрегиональные объединения.
Некоммерческое Партнерство Федерального уровня – Союз Некоммерческих партнерств автоперевозчиков и экспедиторов, который будет содействовать в разработке нормативно–правовой базы на всех уровнях Федеральной власти, защищать интересы участников транспортного процесса, формировать единую межрегионную политику в деятельности автотранспортных и экспедиторских  услуг.
Создаваемые Некоммерческие Партнерства с транспортно–логистическими центрами  во всех регионах РФ позволят получить мощнейшую, управляемую транспортно–логистическую структуру, созданную без привлечения бюджетных средств, способную на равных конкурировать с иностранными перевозчиками и экспедиторами при вступлении России в ВТО.
Принимая во внимание, что в автотранспортной отрасли отменены лицензии на грузовые перевозки и транспортно–экспедиционную деятельность и отсутствуют другие весомые рычаги, которые бы влияли на организацию транспортного процесса, возлагаю надежду на разрабатываемый НИИАТом проект ФЗ «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты РФ», в котором предусмотрен: допуск субъектов к участию  в автотранспортной деятельности и допуск к профессиональной деятельности через создание института саморегулируемых организаций.
Одновременно удивлен тем, что транспортно–экспедиционная деятельность, являющаяся самой криминальной в автотранспортной отрасли, в вышеуказанном проекте ФЗ носит уведомительный характер, за нарушение  которого  практически нет никакой ответственности.
Главной целью саморегулируемой организации является создание системы регулирования отношений между членами этой организации, государством и потребителями автотранспортных услуг.
В результате реализации этой цели члены саморегулируемой  организации получат возможность сделать свой бизнес современным и эффективным, цивилизованными  методами принимать участие в решениях  исполнительной власти, влияющих на рынок  автотранспортных услуг. Государство получит возможность без дополнительных бюджетных затрат осуществлять контроль за соблюдением законодательства в автотранспортной отрасли, а потребители – возможность пользоваться качественными автоуслугами.
Развитие саморегулируемых организаций в отрасли позволит объединить автотранспортные  предприятия, мелких автоперевозчиков и транспортно–экспедиционные компании, что послужит созданию добросовестной конкуренции и постепенному уходу с рынка непрофессионалов.
Через сеть СРО будет создан механизм допуска хозяйствующих субъектов к автотранспортной деятельности исходя из общепризнанных международных  критериев:
– правовой репутации автоперевозчика или экспедитора;
– их финансовой состоятельности;
– профессиональной компетенции;
– технологической готовности;
– обязательного страхования ответственности;
– повышения исполнительской дисциплины;
А это то, что сегодня необходимо для законопослушных перевозчиков и экспедиторов.
И здесь главное, чтобы был соблюден баланс интересов государства и предпринимателей.

Дмитрий ИРХИН, генеральный директор
ООО «Ростовского Узлового
Транспортно–Экспедиционного
предприятия «Севкавмежавтотранс»,
председатель Совета Некоммерческого Партнерства
«Транспортные, Экспедиционные
компании «Межавтотранс»,
представитель Союза Транспортников России в Ростовской области

 

№ 37 (1000) 11 – 17 сентября 2017 года

Транспортная политика 236

Территория приоритетов

Во Владивостоке под председательством Президента России Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета по вопросам комплексного развития…
Железнодорожный транспорт 223

Гарантия спроса

Ее обеспечивает инновационность продукции железнодорожного машиностроения. В течение нескольких дней в подмосковной Щербинке, на территории…
Городской пассажирский транспорт 206

Реформа приносит результат

Московские частные перевозчики подвели итоги первого года работы в новых условиях. В центре реформы наземного городского транспорта – активное…
Рынок услуг 209

Сделать из потребности оплачиваемый спрос

Подвижной состав в лизинг: нужна ли помощь государства? На сегодняшний день рынок подвижного состава находится в противоречивом положении. С одной…
Безопасность 226

Системе добавляют интеллекта

Наша память обладает удивительным свойством – оставлять в закромах только хорошие воспоминания. Это касается всех, за исключением, может быть, тех,…
Спорт 188

Гонки по воде…

Спасатели показали высокий уровень мастерства. X Всероссийский чемпионат по водно–моторным видам спорта среди команд Государственной инспекции по…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ