• декабря 14, 2017 В КРЕМЛЕ

    Отказать – вправе

    Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

  • декабря 14, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    «Инфляция минус»

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание о тарифном регулировании железнодорожных перевозок на 2018 год и долгосрочную перспективу.
    Целый ряд вопросов, рассмотренных на…

  • декабря 14, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Равные условия

    Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • декабря 14, 2017 13

    Хроника 11 – 17 декабря 2017 года

    Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о готовности России открыть прямое авиасообщение с Египтом.
    Состоялось заседание Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.
    Федеральное дорожное агентство в пятый раз приняло участие в Общероссийском дне приема граждан.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Пункты пропуска – не пункты отстоя

Пункты пропуска – не пункты отстояРазмышления по итогам расширенного заседания
коллегии Росграницы.

Пункты пропуска – не пункты отстояНаверное, большинство из нас в детские годы свои первые познания о государственной границе получили из художественных кинофильмов, в которых воины–пограничники отбивали атаки банд басмачей, устремлялись в погони за диверсантами, ловили иностранных шпионов, сумевших под покровом ночи проникнуть на территорию нашей страны. Опасная и в мирное время служба, главный девиз которой – всегда держать границу на замке, была овеяна романтикой. Этот лозунг, хотя вооруженные столкновения с нарушителями случаются теперь довольно редко, остается актуальным для пограничников и поныне. Но в последние годы, особенно после распада СССР, произошла коренная переориентация стоящих перед ними задач. Государственная граница, оставаясь военным форпостом, должна всемерно способствовать развитию экономических и торговых связей с зарубежными странами. На первый план выходит ее комплексное обустройство таким образом, чтобы обеспечивать беспрепятственное продвижение импортных и экспортных грузов, не допуская при этом провоза контрабандной продукции и товаров.
Совершенствование системы пропуска через государственную границу является сегодня одним из важнейших факторов экономического развития страны. Причем очень важно с обустройством пунктов пропуска одновременно наметить и осуществить меры по согласованному развитию дорожной и иной приграничной инфраструктуры. Поэтому представляется закономерным, что этот вопрос был вынесен на рассмотрение расширенного заседания коллегии Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, в котором приняли участие губернаторы приграничных регионов, представители Минтранса России, контрольных органов, общественности и бизнеса.
С докладом «О мерах по обеспечению согласованного развития дорожной и иной инфраструктуры с обустройством пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» выступил заместитель руководителя Росграницы Борис Хайтович. По официальным данным, в настоящее время на протяжении территории России функционируют 379 пунктов пропуска, из них 156 автомобильных и смешанных. А эксплуатируются 112. 42 не функционируют из–за отсутствия на них обустройств или потребностей в их использовании в международном или приграничном транспортном сообщении. В соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация этих пунктов возложены на Федеральное агентство по обустройству государственной границы. Что же касается автомобильных дорог, то проектирование, прокладку, реконструкцию, ремонт и содержание федеральных магистралей осуществляет Росавтодор, а трасс региональных и межмуниципальных – соответственно местные органы исполнительной власти. При этом в федеральной собственности находятся 32, в собственности субъектов РФ – 75, муниципальной – 4 дороги. А одна вообще остается в подвешенном состоянии, поскольку не зарегистрирована в Едином государственном реестре на недвижимое имущество.
И первая проблема, на которой заострил внимание докладчик, как раз возникла из–за недостаточной согласованности принимаемых федеральных программ строительства и реконструкции пунктов пропусков с федеральными и региональными программами реконструкции автомобильных дорог общего пользования на подъездах к пунктам пропуска. Причем такая несогласованность была «заложена» в программы, рассчитанные на срок до 2012 года. Это создавало и создает до сих пор немало трудностей как для пограничников, так и для перевозчиков грузов по автотрассам. Не устранены допущенные просчеты и в разрабатываемых планах на перспективу. В подтверждение этого Борис Хайтович привел такие факты. В разрабатываемой Федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)» предусматривается строительство до 20 автомобильных пунктов пропуска, тогда как в уже утвержденной подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» запланировали реконструкцию только трех участков дорог общего пользования федерального значения. Причем к двум пунктам пропуска, которые уже сданы в эксплуатацию, а третий вступит в строй до конца нынешнего года. Когда начнут прокладывать участки к тем пунктам, которые начнут возводить с будущего года, пока никто не знает. Если все так и будет принято, то мы вновь столкнемся с ситуацией, с которой пограничники сталкивались уже не раз, – новый пункт пропуска построили, а подъезда к нему с федеральной магистрали нет. Его еще только планируют проложить. А бывает и наоборот: подъездной участок готов, а пункт еще возводить не начали. В принятых же региональных целевых программах по развитию дорожной сети и объектов придорожного сервиса вообще почему–то не предусмотрели мероприятий как по прокладке, так и по реконструкции и содержанию таких участков. Результаты же проведенного мониторинга показали, что только 13 участков региональных трасс, прилегающих к автомобильным пунктам пропуска, функционирующих на российской государственной границе, содержатся в хорошем состоянии, 68 – в удовлетворительном, а 30 нуждаются в срочном капитальном ремонте.
Впрочем, из выступлений, прозвучавших на расширенном заседании коллегии в прениях по обсуждавшемуся вопросу, напрашивается вывод, что капитальный или фрагментарный ремонт требуется, не откладывая в долгий ящик, произвести не только на этих тридцати, но буквально на большинстве подъездных участков автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Особенно на российско–украинском, российско–азербайджанском, российско–казахстанском и российско–монгольском участках государственной границы, где по обеим сторонам то и дело возникают автомобильные пробки. Тогда как экономические и торговые связи России с этими странами в последние годы развиваются довольно интенсивно и по нарастающей.
Пробки на границе возникают и по иным причинам. О них также шла речь на заседании коллегии. В частности о том, что практически все подъезды к автомобильным пунктам пропуска имеют лишь две полосы движения транспорта – по одной в каждую сторону – с шириной проезжей части всего в 6–10 метров. Из–за отсутствия на них разделительных полос по видам автотранспортных средств на пунктах пропуска образуется общая очередь. Это не позволяет одновременно свободно въезжать на их территорию грузовым и легковым автомобилям, а также автобусам, в полном объеме задействовать их пропускные возможности. На подъезде к государственной границе, стремясь побыстрее пройти таможенный контроль, водители осознанно идут на нарушение правил дорожного движения, создавая аварийные ситуации. А поскольку на контроль пассажирского и грузового транспорта отводится разное время, это приводит к постоянным автомобильным заторам по обеим сторонам границы. Ситуация усугубляется из–за низкого уровня координации между уполномоченными органами и организациями, которые обязаны создавать необходимые условия для участников дорожного движения. В частности, возводить объекты придорожного сервиса.
– Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения объектами дорожного сервиса с указанием количества и видов этих объектов, а также с перечнем услуг, оказываемых на них, установлены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2009 года, – напомнил Борис Хайтович. – Однако в этом постановлении не определено обязательное наличие объектов дорожного сервиса в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу. А в результате их размещение и строительство на магистралях федерального значения ведется бессистемно: где густо, а где пусто. А на трассах регионального значения весь придорожный сервис зачастую ограничивается сооружением автозаправочных станций. Словом, куда ни кинь – всюду клин. А ведь реализация установленных законодательством норм позволила бы значительно улучшить условия работы для всех участников дорожного движения, пересекающих государственную границу.
И в основном докладе повестки дня – «О реализации ФЦП «Государственная граница Российской Федерации», и в прениях по двум докладам назывались и другие неувязки и причины, по которым запланированные мероприятия по обустройству пунктов пропуска ведутся со скрипом. Так, происшедшее с 2005 года значительное удорожание строительных материалов и транспортной составляющей, а также принятие новых технических требований к оснащению пунктов пропуска привели к существенному увеличению стоимости возводимых объектов. Фактическая стоимость проектно–изыскательских работ превысила запланированную в 1,5–2 раза. А строительство обустройств подорожало в 2–4 раза. По железнодорожным объектам и того больше – до 8 раз. Так что в Росгранице вынуждены были пересмотреть перечень вводимых в строй объектов в сторону уменьшения. В результате до 2012 года намечалось построить 42 автомобильных пункта пропуска, а удалось на сегодня ввести в строй лишь 17. Еще 5 должны вступить в эксплуатацию до конца текущего года. Сдача остальных в эксплуатацию переносится на более поздние сроки. Строительство пунктов пропуска Росграница осуществляет по проектной документации, разработанной другими государственными заказчиками – ФТС России, Росморречфлотом, Росжелдором. В ней не учтены типовые требования государственных контрольных органов к обустройству пунктов пропуска, вступившие в силу в 2008 году. На пересогласование этой документации с контрольными органами уходит немало времени, из–за чего затягивается начало строительства. А длительные сроки оформления земельных участков – до года и более – не позволяют своевременно направлять уже готовые проекты на рассмотрение в ФГУ «Глав-экспертиза России». Автомобильные пробки на границе возникают и из–за частых перебоев в электроснабжении пунктов пропуска. Некоторые из них до сих пор не оснащены современной телефонной и компьютерной связью.
Итог же, который озвучил Борис Хайтович, получается удручающим: за последние годы ни разу не удавалось укладываться в нормативные сроки возведения приграничных объектов, строителям все время приходится нагонять, а это удается далеко не всегда. И без налаживания взаимопонимания со всеми организациями, участвующими в обустройстве государственной границы, этого отставания не избежать и в дальнейшем.
То, что сегодня вопрос о взаимосогласованных действиях на всех стадиях от проектирования и строительства объекта до сдачи его в эксплуатацию и дальнейшего содержания является самым актуальным, подтвердили и выступления вице–президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова и заместителя руководителя Росавтодора Сергея Потапова. На заседании коллегии в адрес их организаций прозвучали критические замечания. Отвечая на них, Михаил Акулов сказал: «На государственной границе действует 61 железнодорожный пункт пропуска. И все они работают с большим напряжением, поскольку, к сожалению, ни один из них не был в свое время оформлен как положено. Нам приходится постоянно доводить их «до ума». Вот сейчас нам необходимо строить пункты пропуска в дальневосточных портах Владивосток и Находка. Но мы там столкнулись с тем, что земля находится в частных руках. Землю под строительство все же удалось найти, но, увы, не рядом с портами. И столько подобных, как и других, неувязок возникает буквально на каждом пункте пропуска».
– Я работаю в Росавтодоре 6 лет. И все эти годы с трибун различных совещаний и заседаний слышу призывы о необходимости увязывать наши действия. Кто же будет против этого возражать?! Но, по–моему, до сих пор ни у кого нет ясности, кто же должен координировать наши действия, согласовывать наши планы, – сказал Сергей Потапов. – У нас постоянно меняются правила бюджетного планирования. Мы уже «закрыли» с финансовой точки зрения свою программу до 2018 года включительно. А где мы находимся в разрабатываемой новой целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)», честно скажу, понятия не имею. А ведь автомобильные пункты пропуска должны соответствовать пропускной способности наших дорог, чтобы не превратить их в пункты отстоя транспорта. Нам нужно единое техническое задание, без этого мы можем сколько угодно говорить, но ничего не увяжем. Предлагаю для разработки новой целевой программы создать оперативную рабочую группу, в которую вошли бы все заинтересованные лица. И принимали бы действительно согласованные решения.
Это предложение Сергея Потапова как бы подвело итог состоявшегося расширенного заседания коллегии Росграницы и нашло поддержку всех присутствовавших на нем. И хочется верить, что оно не останется только на бумаге, а послужит сигналом к решительным действиям. И что Росграница совместно с госзаказчиками доработает проект концепции федеральной целевой программы с учетом всех высказанных замечаний и пожеланий. И что поставленные государством перед пограничниками задачи будут отныне выполняться качественно, эффективно и в срок. А для этого нужно уже сейчас четко спрогнозировать развитие ситуации в будущем, чтобы сформировать современную пограничную инфраструктуру, обеспечивающую, с одной стороны, открытость и доступность пересечения для законопослушных граждан и бизнеса. А с другой – способствующую борьбе с терроризмом, преступностью, контрабандой, наркотрафиком и незаконной миграцией.

Владимир ЧИСТОВ

13.10.2011

№ 50 (1013) 11 – 17 декабря 2017 года

Транспортная политика 35

Стратегический вектор

Транспортный комплекс России становится более экологичным. В России завершается Год экологии. Снижение выбросов в атмосферу от автомобильного…
Транспортная политика 41

Искусство управлять трафиком

Оно помогает сделать дорожное движение безопасным. Вопросы безопасности дорожного движения, развития транспортных систем российских городов и…
Железнодорожный транспорт 29

Заглянуть за горизонт

В приоритете – развитие железнодорожной инфраструктуры и совершенствование сервиса. Как уже сообщала наша газета, в Москве прошел III Железнодорожный…
Автомобильные дороги 35

Все начинается с проекта

Без применения инновационных инженерных решений сегодня невозможно строительство сложных транспортных объектов. Актуальные вопросы проектирования,…
Подготовка кадров 32

Создать касту профессионалов

Для работы в Арктике нужны стрессоустойчивые, целеустремленные и готовые прийти на помощь коллегам специалисты. Формирование арктической повестки –…
Безопасность 32

Меры нужны комплексные

На повестке дня – вопрос совершенствования весогабаритного контроля. Это было недавно… В октябре 2014 года в Новосибирске прошло заседание президиума…
Показать все