• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 10

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Российские грузы – российским перевозчикам

Российские грузы – российским перевозчикамПочему наши транспортные компании проигрывают
зарубежным конкурентам.

Российские грузы – российским перевозчикамДля начала ознакомимся с некоторыми цифрами. Скажем, во всех субъектах Уральского федерального округа и Пермском крае в последнее время отмечается снижение объемов перевозок. При этом суммарные показатели по перевозкам грузов в/из регионов округа всеми участниками рынка автотранспортных услуг выросли на 14,1% и составили в 2013 году 747,5 тыс. тонн против 655,1 тыс. тонн в 2012 году.
В 2013 году автомобилистами УрФО было перевезено 87,2 тыс. тонн грузов, в 2012 году – 95,9 тыс. тонн. А всеми российскими перевозчиками на рынке международных автомобильных перевозок в УрФО перевезено в 2013 году 299 тыс. тонн. Получается, что перевозчиками УрФО перевозится только 30% грузов, и эти 87 тыс. тонн не только назначением/отправлением в Уральский федеральный округ, а в том числе и в прочие регионы России.
Эти цифры были приведены в докладе руководителя филиала АСМАП по УрФО Александра Салаутина на конференции «Международные автомобильные перевозки для реализации промышленного потенциала Среднего Урала», которая состоялась недавно в Екатеринбурге.
– Заказчик привлекает к перевозке транспортные средства, и главное его требование – даже не безопасность перевозки груза и его сохранность (ведь все застраховано), а низкая цена фрахта! – говорит Александр Салаутин. – И уральский перевозчик, находящийся в своем государстве, своем регионе, отодвигается из–за высокой предлагаемой им цены фрахта на второй, а то и третий план и может загрузиться в последнюю очередь, если она вообще до него дойдет. Кажется, было бы справедливо: российский груз – российским перевозчикам. Но! Российский перевозчик состоит здесь на всех видах учета, добросовестно уплачивает все установленные налоги, платит довольно высокую заработную плату водителям. С учетом введенного недавно утилизационного сбора, стоимости кредитов и лизинга, начальной стоимости нового транспортного средства российский перевозчик несет затраты несравнимо более высокие, чем иностранный. В то же время перевозчики Литвы, Латвии, Молдовы, Польши, Украины, да и Беларуси предлагают цену за перевозку грузов на 10–20%, а то и на 30% ниже.
И промышленное предприятие, учитывая свою экономику, не обращая внимания на патриотизм, привлекает к перевозке все большее количество иностранных транспортных средств. Это не критика промышленников и их экономической политики. Это одна из основных проблем российских, уральских перевозчиков грузов автомобильным транспортом. Транспортникам ее самостоятельно не решить.
По мнению участников конференции, введенный в 2012 году утилизационный сбор, администраторами которого являются таможенные, а с января 2014 года и налоговые органы, положительной роли в качестве поддержки российских производителей грузовой автомобильной техники и автобусов не сыграл, а на автотранспортные предприятия, осуществляющие международные автомобильные перевозки, оказал вообще негативное влияние.
Конечно, объемы таможенных сборов значительно увеличились: так, например, только два автотранспортных предприятия Свердловской области в 2013 году суммарно оплатили за приобретенную технику указанный сбор в размере 86,4 млн рублей. Эти предприятия за последние три года приобретали по 150–200 новых автопоездов. Увеличение дополнительной финансовой нагрузки на них в виде утилизационного сбора по решению руководства компаний не позволит продолжать работу по обновлению парка в 2014 году. Малые автотранспортные предприятия стали по этой же причине сокращать собственный автопарк.
При этом у них весьма ограничены возможности в обновлении парка современным, отвечающим высоким экологическим стандартам подвижным составом вследствие высокого уровня в России кредитных и лизинговых процентных ставок и необоснованно завышенных ставок утилизационного сбора. Как пример, стоимость приобретенного автопоезда (тягача и полуприцепа–рефрижератора) в Литве и на Урале может отличаться на 20–25 тыс. евро, а технический сервис транспортного средства и стоимость запасных частей к нему – на 20–40%.
Да что там импортные машины! В выступлении генерального директора ООО «ЭКС Карготранссервис» из города Краснокамска Пермского края Владимира Грязнова вопрос был поставлен, что называется, ребром: «Основой выполнения качественной транспортной услуги является наличие современного подвижного состава. Однако произведенный в России подвижной состав почему–то вдруг становится дороже, нежели ввезенный к нам из–за рубежа. При этом я не говорю о стоимости кредитных ресурсов у наших зарубежных конкурентов и у нас».
Конечно, это не все проблемы, волнующие международных автоперевозчиков. Очень беспокоит их, к примеру, введение с ноября 2014 года платного проезда транспортных средств полной массой свыше 12 тонн в размере 3,5 руб. за один км, что повлечет за собой повышение стоимости перевозок, в итоге возлагаемой на конечного потребителя (до МСК – 6300 руб., западной границы РФ – 10 500 руб. в одну сторону).
С 1 января 2009 по 31 марта 2014 года стоимость одного литра дизельного топлива выросла с 20 руб. до 33,5 руб., т.е. на 32,5%. Дизельное топливо сегодня можно считать вторым по значимости фактором после бензина, формирующим качественные показатели жизни людей в каждом конкретном регионе страны. Цена дизельного топлива прямо и косвенно влияет на стоимость практически всех реализуемых сегодня товаров и продуктов, причем с определенной зависимостью от цены дизельного топлива на региональных рынках.
Остаются высокими ставки транспортного налога во всех регионах округа. Он снижен для международных автоперевозчиков только в Свердловской области, где действует местный закон «О транспортном налоге», предусматривающий льготу по оплате в размере 40% от базовой ставки. Как результат – международные автоперевозчики Свердловской области в 2013 году направили более 3,3 млн руб. на совершенствование технологического оснащения машин, в том числе по комплектованию аппаратурой ГЛОНАСС/GPS.
Однако ни в одном регионе не учитывается в ставках транспортного налога экологический класс транспортных средств. Страны Еврозоны, с которыми сотрудничают российские перевозчики, ограничивают въезд автомобилей низких экологических классов, удерживают за них повышенные дорожные сборы за проезд, при том что дорожные сборы и так довольно высокие.
Затронули участники конференции и еще одну больную для них тему. Филиалом АСМАП в Екатеринбурге было инициировано проведение межведомственного совещания по проблемам подготовки кадров в министерстве среднего и профессионального образования Свердловской области. Ничего не получилось. Заинтересованность в решении этого вопроса власти не проявили.
– Считаю, что этой проблеме необходимо уделить самое пристальное внимание, – подчеркнул Александр Салаутин. – Мы видим, что произошло в перевозках пассажиров автобусами. Российских водителей почти нет. По различным причинам сокращается их количество и среди грузоперевозчиков. Полностью отсутствуют программы по развитию системы подготовки водителей категории «Е» с учетом современных особенностей и на современных транспортных средствах. Из 38 учебных организаций, осуществляющих обучение водителей категории «Е» в Свердловской области, ни одна не имеет ни одного современного автомобиля–тягача экологического класса Евро–3, 4, 5! Проблему пытается самостоятельно решать руководство одной из крупнейших транспортных компаний Урала, и мы поддержали ходатайство в адрес губернатора Свердловской области по выделению пригодного для создания учебного центра земельного участка. Но пока результата нет.
Эту же мысль – проблемы автотранспортников носят в основном внутрироссийский характер – поддержал и член правления АСМАП Юрий Ступак:
– Автотранспорт продолжает оставаться изгоем среди прочих видов транспорта, да и экономики в целом. Слишком много накопилось проблем, которые требуют решения. У нас постоянно что–то меняется в законодательстве, в других нормативных документах. Это уже стало напрягать…
О том, какую помощь могли бы оказать власти международным автоперевозчикам, говорили многие выступающие. К примеру, Владимир Грязнов остановился на том, как мешают перевозчикам различные бюрократические барьеры:
– Государственные структуры многих стран ведут настойчивую работу, чтобы отстоять интересы своих перевозчиков. У нас же порой происходит все с точностью до наоборот. Больше всего беспокоит количество и качество выпускаемых нормативных документов. Вместо того чтобы выстраивать стройную систему организации перевозок, они вносят полную сумятицу в работу и практически делают невозможным выполнение той или иной услуги. Если кто–то пробовал перевезти «негабарит» из Перми в Челябинск через Свердловскую область, тот знает, что это
займет не менее трех месяцев. Поэтому я предлагаю в резолюцию нашей конференции внести дополнение: «Для выработки системных мер поддержки отечественного автомобильного перевозчика рекомендовать Правительству РФ провести анализ конкурентоспособности российского международного перевозчика в сравнении с перевозчиками Восточной Европы, стран СНГ и Таможенного союза». Предлагаю также инициировать разработку новых подходов к работе транспорта, а именно – передачу части государственных функций по организации и контролю перевозок саморегулируемым организациям. Такие предложения обсуждаются уже несколько лет, но до дела так и не дошло.
Участники конференции приняли решение рекомендовать федеральным министерствам и ведомствам, региональным органам власти организовать и системно проводить поддержку российского перевозчика грузов. Предусмотреть программы субсидирования российским международным автомобильным перевозчикам приобретения новых автотранспортных средств, произведенных в России, причем по ценам не выше действующих в странах Евросоюза. Решено ходатайствовать перед Минтрансом России о размещении в Свердловской области трех стационарных пунктов весового контроля с вводом в эксплуатацию не позднее 2015 года с наделением одного из них правом выдачи Единого международного сертификата взвешивания автотранспортных средств (ЕМСВТС), что позволит уральским перевозчикам сократить затраты времени нахождения в пути до 30% при движении по внутригосударственным дорогам.
Намечены и другие меры, которые, по мнению участников конференции, способны изменить ситуацию.
Спад объемов международных перевозок грузов автомобильным транспортом в регионах Урала высветил ряд системных объективных проблем. Вместе с тем анализ взаимодействия с представителями промышленных предприятий, региональными органами власти, руководителями транспортных, экспедиторских и логистических компаний говорит о том, что потенциал уральских транспортников по всем субъектам округа и Пермскому краю использован не полностью, что при определенной поддержке международных автомобильных перевозок грузов, как сегмента экономики, снижение объемов остановить возможно, как возможно найти пути для их роста. Прежде всего – за счет обеспечения работой российских автоперевозчиков.

Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
Екатеринбург

Фото Владимира Бурнова


7.05.2014

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 25

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 27

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 35

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 28

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 31

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 23

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все