• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 10

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Четкий порядок действий

необходим при возникновении чрезвычайных ситуаций.

После трагических событий в московском метрополитене Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ, в соответствии с которым Министерство транспорта Российской Федерации определено в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Принимая непосредственное участие в создании этой системы, Ространснадзор разработал предложения в проект подпрограммы «Надзор и контроль обеспечения безопасности населения на транспорте». Ее мероприятия тесно связаны с мероприятиями, проводимыми в рамках других подпрограмм Комплексной программы, и сформированы таким образом, чтобы обеспечить возможность их реализации в рамках различных федеральных целевых программ. При этом целью подпрограммы являются: надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, а также от чрезвычайных ситуаций.
Акты незаконного вмешательства, произошедшие в последние годы в транспортном комплексе, четко обозначили необходимость обеспечения возможности оперативного управления и принятия обоснованных решений руководством Минтранса России, подведомственной федеральной службой и федеральными агентствами при возникновении чрезвычайных ситуаций. Однако действующие нормативные правовые акты не регламентируют четкий порядок действий перевозчика по информированию государственных органов об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В рамках реализации этой подпрограммы предусмотрено совершенствование системы получения информации о происшествиях на транспорте, а также о нарушениях законодательства и требований в сфере транспортной безопасности. Для этого будут разработаны обязательные требования по информированию Ространснадзора субъектами транспортного комплекса о происшествиях и установлена административная ответственность за сокрытие или несвоевременную передачу сведений о происшествиях. С учетом внесения изменений в КоАП РФ (в части ответственности за нарушения требований транспортной безопасности) эффективная система мониторинга приведет к созданию у субъектов транспортного комплекса экономических стимулов к соблюдению требований в области защиты населения на транспорте и транспортной безопасности.
Техническая реализация задачи по совершенствованию системы получения информации о происшествиях на транспорте предполагает создание ситуационных центров в Москве и в федеральных округах. Их задача – анализ оперативной информации и поддержка принятия оперативных мер, направленных на недопущение и пресечение актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций, а также на ликвидацию их последствий. Обеспечение транспортной безопасности неразрывно связано с действиями всех участников процесса перевозки, поэтому высокую значимость приобретает возможность получения оперативной информации от граждан, пользующихся услугами перевозчиков. Следует отметить, что в настоящее время обращения принимаются только письменно или через Интернет, что не всегда доступно для пассажира. В этой связи важной составляющей данной системы станет работа с обращениями граждан посредством открытия call–центра и «горячей линии» Ространснадзора, доступ к которым будет обеспечен на всех объектах транспортного комплекса, а также интеграции с «Системой–112» (система вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»).
Кроме того, мероприятиями подпрограммы будет предусмотрено создание информационных систем контроля наиболее важных объектов транспортного комплекса, перевозок опасных грузов и аварийных служб, которые позволят передавать оперативную информацию в ситуационные центры Москвы и федеральных округов.
Своевременное получение информации о возникающих угрозах и актах незаконного вмешательства в деятельность транспорта позволит проводить соответствующие мероприятия оперативного, превентивного и профилактического характера по недопущению их повторения, а также использовать эти данные для анализа при решении системных задач обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса.
Разработка новых методов предупреждения актов незаконного вмешательства и создание новых информационных систем предполагает постоянное совершенствование профессиональных навыков и приобретение новых знаний специалистами и должностными лицами, работающими в области обеспечения транспортной безопасности. Для этого мероприятиями подпрограммы предусмотрена разработка специальных программ подготовки и межведомственных курсов по обучению инспекторского состава Ространснадзора, федеральных агентств, подведомственных Минтрансу России, и других органов исполнительной власти в сфере безопасности населения на транспорте.
Реализация мероприятий подпрограммы будет подкреплена внесением соответствующих изменений в нормативную базу.
В настоящее время функции контроля и надзора федеральными органами исполнительной власти в большинстве случаев реализуются путем проведения выездных и документарных проверок. Специфика организации и проведения этих процедур не позволяет получить оперативную информацию о текущей обстановке на объектах транспортного комплекса в вопросах обеспечения транспортной безопасности.
В частности, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки юридических лиц проводятся не чаще чем один раз в три года, имеются ограничения по основаниям для проведения внеплановых проверок, установлено предварительное уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.
Вместе с тем, в международной практике и, в частности, в соответствии с требованиями Стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO), сроки и периодичность проведения плановых проверок, а также основания и порядок проведения внеплановых проверок хозяйствующих субъектов в данной сфере деятельности отличаются от общих подходов, установленных вышеназванным федеральным законом. Например, предварительное уведомление не позволяет инспекторам органа государственного контроля (надзора) объективно и в полном объеме оценить ситуацию с обеспечением мер транспортной безопасности в связи с возможностью сокрытия хозяйствующим субъектом имеющихся нарушений на период проведения проверки.
Для обеспечения полноты и эффективности проводимых проверок в подпрограмме предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», которые устанавливают особый порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Изменения коснутся, в частности, проведения внезапных проверок без уведомления проверяемого хозяйствующего субъекта, а также проверок, имитирующих акт незаконного вмешательства.
Изменения, вносимые в нормативную базу, коснутся также прав и полномочий сотрудников Ространснадзора, осуществляющих контрольные и надзорные функции, а принятие Административного регламента Ространснадзора по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением транспортной безопасности позволит повысить эффективность и устранить возможные пробелы и разногласия при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, предполагается внесение изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, направленных на усиление ответственности за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, а также ужесточение наказания за незаконное вмешательство в деятельность транспорта. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен на рассмотрение в Государственную думу Российской Федерации. Его принятие дополнит существующее законодательство нормами, обеспечивающими защиту жизни и здоровья граждан, повысит ответственность должностных лиц и граждан за нарушение требований транспортной безопасности и причинение ущерба, позволит расширить спектр мер воздействия в отношении нарушителей требований транспортной безопасности.
Предусмотрено внесение изменений в положения о лицензировании перевозок.
Одним из мероприятий, направленных на решение задачи обеспечения безопасности населения на транспорте, станет принятие и осуществление Государственной программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности.
Реализация подпрограммы «Надзор и контроль обеспечения безопасности населения на транспорте» будет способствовать повышению уровня защищенности каждого конкретного пассажира за счет оптимизации деятельности по надзору и контролю за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований безопасности.

Сергей РОМАНЧЕВ,
пресс–группа Ространснадзора

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 25

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 27

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 36

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 29

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 31

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 23

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все