• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 61

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Досмотр – не обыск

Досмотр – не обыскНасколько готовы перевозчики, транспортники и пассажиры
к новым правилам, включенным
в качестве поправок в ФЗ № 16
«О транспортной безопасности».

Досмотр – не обыск«Ни для кого не секрет, что безопасность в небе начинается с обеспечения безопасности на земле. Наши пассажиры давно уже привыкли к тому, что в аэропорт надо прибыть заблаговременно и пройти предварительный  досмотр. В авиации такой порядок существует уже давно, более сорока лет. Как и неписаное правило: досмотр должен быть профессиональным и тщательным, но при этом максимально корректным для пассажиров. Я хочу особо подчеркнуть – профессиональным!  То есть доверить проводить его можно лишь  специально подготовленным и обученным сотрудникам, которые призваны обеспечить безопасность населения на транспорте».
Эти слова были сказаны директором учебного центра «АэроМаш» Наталией Кан на заседании экспертного «круглого стола» на тему: «Создание служб транспортной безопасности в России: чего ждать пассажирам и перевозчикам? Программа подготовки и обучения специалистов». Он состоялся в издательском доме «Комсомольская правда». Его участники попытались выяснить, насколько готовы перевозчики, транспортники и пассажиры к новым правилам, включенным в качестве поправок в ФЗ № 16 «О транспортной безопасности», проект которого находится на рассмотрении в Госдуме. Эти поправки в случае их принятия, а  у транспортного сообщества нет сомнения, что депутаты их одобрят, существенно расширят полномочия служб безопасности в части проведения досмотра пассажиров и их личных вещей на всех видах транспорта.
Первый вступила в разговор за «круглым столом» начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности ГУТ МВД РФ Алла Антонова: «Отрадно, что в новом проекте закона учтены наиболее важные, на наш взгляд, предложения и замечания, высказанные экспертами и сотрудниками транспортной полиции. О необходимости создания специализированных подразделений транспортному сообществу стало ясно с первых дней, как только стали проводить конкретные мероприятии по организации досмотра пассажиров на железнодорожных и автовокзалах и на других объектах транспортной инфраструктуры. Это позволит нашим сотрудникам, контактируя с созданными подразделениями, основное внимание уделять непосредственным обязанностям – следить за порядком в аэропортах, на вокзалах, в метрополитене. Сегодня у нас в России нет единообразия в охране транспортных объектов. Единая же служба  подготовленных по единым стандартам специалистов позволит повысить уровень защищенности всей транспортной инфраструктуры, в том числе и от террористических угроз. Что касается пассажиров, то с принятием поправок в законодательство никаких особых изменений для них не вводится. Они уже на многих вокзалах  проходят предварительный досмотр, почти как в аэропортах. А от того, что его будут осуществлять специально подготовленные и обученные специалисты, пассажиры только выиграют».
Что касается обучения и переподготовки сотрудников транспортной полиции, то Алла Антонова напомнила, что в этом направлении уже много лет работает Всероссийский институт  обучения, переподготовки и повышения квалификации работников МВД. Особое внимание здесь уделяется обучению сотрудников по транспортной безопасности. В институте создан Центр подготовки высококвалифицированных специалистов, несущих дежурства на транспортных объектах. Он представляет собой аналог действующего аэропорта Домодедово и оснащен всеми необходимыми учебными пособиями, оборудованием и техническими средствами. Обучение проводится по пятиуровневой системе обеспечения.
Не секрет, что при принятии решения о создании подразделений транспортной безопасности самым острым остается кадровый вопрос. Причем проблемы возникают уже при заполнении штатного расписания. Ведь на работу нельзя принимать людей с непогашенной судимостью. И тех, кто состоит на учете в психиатрическом или наркологическом диспансерах. А также граждан, уволенных с работы за дисциплинарные проступки и действия, порочащие честь государственного служащего. Не стоит пытаться поступить в специализированные подразделения и тем, на кого органы внутренних дел  составили заключение о невозможности допуска на работу, связанную с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья людей. В ФЗ № 16 предложено внести ряд поправок. В частности, нельзя принимать в эти подразделения людей, связанных с криминалом, и тех, кто совершил преступления, которые не были своевременно раскрыты. Как и людей, употребляющих наркотики или злоупотребляющих алкоголем.  Не место на такой ответственной службе и тем, кто намеренно исказил  в заполняемых анкетах достоверную информацию о себе. Как и  нарушителям трудовой дисциплины на прежней работе.  Вот сколько сведений требуется кадровикам тщательно проверить, прежде  чем дать добро на прием.
Что касается подготовки и обучения сотрудников транспортной безопасности, то и здесь в вузах сталкиваются с определенными проблемами. Но и они вполне успешно разрешаются. МИИТ по праву считается головным среди всех транспортных учебных заведений. И не случайно, что именно в нем была создана Академия комплексной безопасности, а при ней учебный центр транспортной безопасности. Таких учебных центров  в стране сейчас девять, все  учебные программы для них, методические пособия разрабатывают в МИИТе. О том, какие задачи решают в Академии комплексной безопасности, поведала начальник  учебного центра Марина Жарикова. Основная из них – это профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации специалистов и должностных лиц в области транспортной безопасности и преподавательского состава для учебных центров страны. На Академию также возложена обязанность создания сети филиалов головного учебного центра, а также разработка с учетом специфики категорий обучающихся (население, специалисты транспортного комплекса) электронных средств, обеспечивающих  возможность самостоятельно заниматься непрерывной профессиональной подготовкой и повышением квалификации в области транспортной безопасности.
Что касается создаваемых подразделений транспортной безопасности, то сотрудники, ответственные за досмотр пассажиров, грузов и ручной клади,  проходят обучение в этом учебном центре по шести разработанным в 2012 году  программам. Они рассчитаны на 72 часа занятий. А другие работники транспорта знакомятся  с методами и средствами проведения досмотра. К их услугам предоставлены три лаборатории, аудитория для практических занятий и компьютерный класс.
Марина Жарикова сообщила, что лаборатория «Технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и багажа» оснащена самым современным оборудованием и приборами, позволяющими обнаруживать запрещенные к провозу на транспорте вещества и предметы, в том числе и взрывчатые. В лаборатории «Психологический профайлинг» сотрудники создаваемых подразделений учатся по поведенческой реакции выявлять в потоке пассажиров потенциальных преступников и террористов. Лаборатория «Инженерно–технические средства обеспечения транспортной безопасности» оснащена наглядными пособиями средств и систем охраны объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитенов. В аудитории для практических занятий проводится отработка навыков применения переносных средств и мобильных комплексов. А в компьютерном классе обучающиеся на тренажерах осваивают программы для планирования мер и контроля состояния безопасности транспортных объектов, оценки их уязвимости и другие.
«Сегодня в нашем центре могут проходить обучение до 1,5 тыс. человек в год. В наступающем 2014 году будет увеличено количество учебных программ, закуплены новые тренажеры и другие технические средства. Кстати, все разработанные нами программы обучения востребованы. К сожалению, до сих пор нет еще у нас стандартов обучения и квалификации специалистов в области транспортной безопасности», сказала в заключение Марина Жарикова.
К ее словам можно добавить, что в наступающем новом году рядом с одной из станций подземки появится пункт управления безопасностью  работы столичного метрополитена. На его создание выделено более 120 млн рублей. В этот пункт будет поступать информация с камер, установленных в зонах досмотра, металлических рамок, датчиков радиации и взрывоопасных веществ. Все сотрудники нового центра безопасности пройдут обучение по специальной программе и получат специальную форму.
Директор учебного центра «АэроМаш», что расположен в районе аэропорта Шереметьево, Наталия Кан убеждена, что на сегодня их УЦ АТБ располагает самой современной в России материально–технической базой. Для проведения наглядных занятий в распоряжение учащихся предоставлено специальное оборудование: компьютеры, интроскопы, стационарный и ручные металлодетекторы. Имеется учебный пункт досмотра, специализированные аудитории и учебный класс. Преподавателями разработаны и сертифицированы более 20 учебных программ. Большое внимание уделяется совершенствованию форм обучения и информационной составляющей учебного процесса. Так, совместно с центром ФСБ РФ были организованы  тематические семинары «Выявление и локализация взрывчатых предметов и веществ, способы их сокрытия», в которых приняли участие специалисты  служб безопасности ведущих аэропортов страны и образовательных учреждений. Особой гордостью директора учебного центра является программа по обучению профайлингу, в которой обобщен передовой опыт по обеспечению безопасности в аэропортах Израиля и Лондона. Курс уникален. И он ведется уже 2 года.
В настоящее время на всех пунктах досмотра в международном аэропорту Шереметьево работают специалисты этого предприятия. А всего здесь уже прошли обучение более 12 тыс. человек. Сейчас организованы курсы для подготовки сотрудников полиции, которые будут помогать обеспечивать безопасность и порядок в Сочи на Белой Олимпиаде.
«Вообще, нам проще по сравнению с другими учебными центрами, – константировала Наталия Кан, – поскольку у нас была наработана правовая законодательная база, есть международные стандарты обучения, согласованные с ИКАО».
После этих слов невольно возникает вопрос, а надо ли железнодорожникам, другим перевозчикам городить огород, разрабатывать свои стандарты, тратя на это немалые средства. Не проще ли воспользоваться наработками авиаторов, ведь досмотр пассажиров в аэропортах и на вокзалах мало чем отличается по технологии и организации.
 

Владимир ЧИСТОВ

26.12.2013

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 119

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 162

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 141

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 141

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 135

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 126

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все