• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 58

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Как защитить аэропорты?

Как защитить аэропорты?Российские проблемы
глазами французского
эксперта.

Как защитить аэропорты?Прошло уже немало времени с того январского дня, когда в столичном международном аэропорту Домодедово прогремел взрыв, унесший жизни десятков человек. А шок, который испытали все мы, услышав о террористическом акте, до сих пор не проходит. В который уже раз мы снова почувствовали себя беззащитными и поняли, что наш мир хрупок и уязвим.
До сегодняшнего дня в СМИ продолжаются дискуссии о том, можно ли было предотвратить этот теракт, жертвами которого мог стать любой из нас, находясь в эти минуты в аэропорту? Почему аэропорты становятся привлекательной мишенью для террористов и можно ли гарантировать стопроцентную защиту от них как пассажиров, так и авиационных объектов? Как в нынешних условиях нужно готовить для работы в аэропортах сотрудников службы безопасности на воздушном транспорте? Сколько, в конце концов, стоит безопасность пассажира?
Все эти вопросы прозвучали и на пресс–конференции «Международный опыт обеспечения безопасности аэропортов», прошедшей в пресс–центре РИА «Новости». Ее участники благодаря видеомосту Москва – Париж смогли пообщаться с известным во всем мире французским криминалистом и экспертом по авиабезопасности Кристофом Ноденом. Интерес подогревал еще тот факт, что именно крупнейший французский аэропорт Орли впервые стал в 1983 году мишенью для международных террористов. Тогда, 15 июня у стойки турецкой авиакомпании был приведен в действие начиненный взрывчаткой чемодан. В результате тер-
акта погибли восемь и получили ранения 60 человек. После того события прошло уже почти 28 лет. И за все это время Франция больше не переживала подобных трагедий на воздушном транспорте.
Оправдала ли состоявшаяся пресс–конференция ожидания журналистов? Думается, недостаточно. По крайней мере, об опыте работы французских сотрудников службы безопасности на воздушном транспорте мало что было сказано. Более того, Кристоф Ноден заявил, что аэропорты в России не более опасны для пассажиров, чем во Франции и во всем мире, во что после теракта в Домодедово нам трудно поверить. А если и согласиться с мнением французского эксперта, спокойствия и уверенности, что трагедия больше не повторится, оно не добавляет.
На вопрос, какие просчеты, на его взгляд, были допущены службой безопасности аэропорта Домодедово, не сумевшей предотвратить теракт, г–н Ноден сказал:
– Я не обладаю достаточной информацией, и в первую очередь у меня нет доступа к информации следственных органов, чтобы ответить на этот вопрос. В России большинство людей считают, что основной причиной теракта явилась плохая работа спецслужб и милиции. Ошибок, безусловно, избежать не удалось. Но подобные просчеты допускаются и в Европе, и в других странах мира. Так что не надо во всем обвинять сотрудников службы безопасности. Кстати, и у нас, случись ЧП, спецслужбы становятся мишенью для критики. Пора всем нам осознать, что поставить заслон террористам можно только общими усилиями, в том числе и с помощью авиапассажиров.
Но журналисты продолжали настойчиво допытываться у французского собеседника, какие недостатки в работе российских аэропортов, и в частности Домодедово, ему как иностранцу, когда он прилетает к нам, сразу бросаются в глаза? На что Ноден сказал, что в России нет материальных проблем, в распоряжении авиаторов имеется все необходимое оборудование для контроля отъезжающих и прибывающих в Москву пассажиров.
– Другое дело, – заметил Кристоф, – что не все работники обладают достаточными знаниями, чтобы эффективно на практике применять оборудование, которым оснащены сегодня авиационные объекты. Но подобная проблема существует и в других странах.
Французский эксперт обратил внимание на то, что большинство работников в Домодедово не владеют иностранными языками. У многих из них вообще недостаточный уровень образования для работы в международном аэропорту. А ведь в Россию прилетают немало пассажиров из–за рубежа. Ноден недоумевает, почему на работу в гражданской авиации принимают неподготовленных сотрудников, хотя в России немало людей, особенно среди молодежи, которые в совершенстве владеют не только английским или французским языками, но и японским и даже таким сложным, как китайский. Их не потребуется специально обучать на курсах иностранному языку. И как бы подводя итог разговору на эту тему, французский собеседник высказал предположение, что причиной теракта в Домодедово стала не проблема с техническим оснащением объектов аэропорта и организацией контроля, а человеческий фактор. Более того, Кристоф Ноден считает, что в России авиапассажиров подвергают даже излишне жесткой проверке при прохождении контроля в таможенной зоне, когда их заставляют снимать обувь, ремни, отбирают у них бутылки с водой или с пивом. По его словам, безопасность такие меры вряд ли повышают.
Мне часто задают вопрос, говорит Кристоф Ноден, что было предпринято на воздушном транспорте у нас после теракта в Орли. Заверяю вас, что никаких особых мер не последовало. Не стали мы внедрять и дополнительного контроля пассажиров и встречающих граждан при входе в здание аэропорта и при нахождении их в публичной зоне. Считал и считаю, что система обеспечения безопасности достаточно отработана и вполне действенна. В том числе и в России. Просто требуется ее строго выполнять. Оснащать авиационные объекты контрольным оборудованием, которое продолжает совершенствоваться, разрабатывается новое с учетом современных достижений в науке и технике, безусловно, необходимо. Но главное внимание следует сегодня уделить подбору и обучению людей, принимаемых на работу на предприятия воздушного транспорта, а также сотрудников службы безопасности.
Словосочетание «человеческий фактор» довольно часто звучало на пресс–конференции. Так, когда речь зашла об опыте работы израильской службы безопасности на воздушном транспорте, который сейчас перенимают в Европе, Кристоф Ноден подчеркнул, что высокой эффективности в Израиле удалось добиться именно благодаря подбору кадров.
 – Большинство сотрудников службы безопасности у них – это бывшие военные офицеры, – подчеркнул французский эксперт. – Они пришли на воздушный флот, уже имея определенный достаточно высокий профессиональный уровень подготовки, поэтому и сумели успешно и быстро адаптироваться к работе в новых условиях.
Поинтересовались журналисты у собеседника, как и насколько эффективно используют во Франции так называемые раздевающие сканеры и специально натренированных для выявления и поиска взрывчатых веществ собак? Оказывается, довольно широко. Кристоф Ноден рассказал, что в мире уже успешно применяют для контроля проходящих таможенную зону авиапассажиров три вида сканеров. Один из них – телеметрический, который можно увидеть и в Москве, к примеру, в аэропорту Шереметьево. Он достаточно эффективен, но с его помощью можно произвести досмотр только поверхности тела пассажира. Во Франции применяют и второй вид сканера, который позволяет рентгеновскому лучу проникнуть внутрь человеческого тела.
– Есть еще довольно эффективный и третий вид сканера, изобретенный в Белоруссии, он хорошо известен в России, – сказал Кристоф Ноден. – Этот сканер также позволяет с помощью рентгеновского луча проникать внутрь тела человека. И совершенно при этом не приносит вреда здоровью пассажиров.
Что касается служебных собак, то их тоже можно увидеть в работе в аэропортах Франции. Как и в других странах. Однако Кристоф Ноден заметил, при работе с ними приходится учитывать, что собака – живое существо. И, когда она заболевает, то работать не может. И вообще сконцентрироваться на поиск взрывчатки она способна всего на 15–20 минут.
– А вообще я глубоко убежден, – сказал французский эксперт, – работникам воздушного транспорта куда важнее научиться выявлять не столько опасные предметы, которые пытается провезти в своем багаже террорист, а определять среди пассажиров того, кто пришел сюда с преступными намерениями. Даже убежденный террорист–смертник не может не нервничать, и его поведение отличается от того, как ведут себя другие пассажиры. Никакие самые современные приборы не могут соперничать с человеческими способностями. У нас во Франции разработана специальная система, по которой поведение человека определяется по 15 критериям.
Но самая важная роль в предотвращении терактов на Западе и в США отводится разведке. Очень важно свое-временно получать от нее необходимую информацию. В советские времена она у вас работала достаточно эффективно. Так что пришло время возродить агентурную сеть, опыта же вам в этом деле не занимать.
На пресс–конференции зашла речь не только о пассажирских, но и о грузовых и почтовых перевозках по воздушным трассам, ведь террористы уже предпринимали попытки использовать их в своих преступных целях. И одна посылка с опасным грузом дошла даже до кабинета немецкого канцлера. Однако Кристоф Ноден считает, что бить тревогу не стоит и что в большинстве стран отработана достаточно надежная система обеспечения безопасности грузовых и почтовых перевозок.
– Что касается России, – сказал наш французский собеседник, – то у вас есть отличные большой грузоподъемности самолеты серии АН, в которых при существующем контроле провезти взрывчатку практически невозможно.

Владимир ЧИСТОВ

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 140

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 150

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 157

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 154

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 159

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 168

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все