• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 60

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Казуистика статистики

Казуистика статистикиПосчитать можно все,
а вот объяснить…

Казуистика статистики«Помните, что эскалатор – это транспортное средство повышенной опасности». Эту фразу мы слышим настолько часто, что практически перестали ее воспринимать всерьез.
ЧП, случившееся буквально на днях в столичном метро на отремонтированном эскалаторе, заставило по–другому взглянуть даже на такое, казалось бы, простое транспортное средство. А что уж говорить о самолетах, судах, поездах и автомобилях. Статистика, которая знает все, бесстрастно фиксирует количество происшествий на различных видах транспорта, классифицирует их, подсчитывает ущерб и в  жизнях, и в рублях. И показатели, к сожалению, растут. Как раз это тот случай, когда положительная динамика не радует. Вот почему ставшая уже традиционной конференция по безопасности и страхованию на транспорте, которую проводит НП «Гильдия экспедиторов», по–прежнему остается актуальной.
Начнем, как всегда, с цифр. Они, при всем уважении к источнику информации, мало что дают для понимания того, как обстоят дела с безопасностью на различных видах транспорта. Число происшествий, под которыми подразумеваются аварии и крушения, число погибших и раненых по годам и видам транспорта сравнивать невозможно, так как в корне различаются и степень распространенности различных видов транспорта, и степень их использования. Специалисты называют такие сравнения некорректными. Я бы сказала, что такие сравнения бестактны с человеческой точки зрения. Если на автомобильном транспорте гибнут десятки тысяч в год, а на воздушном – сотни, то это означает только одно: опасны и тот, и другой виды транспорта. Ведь если посчитать число происшествий в расчете на 1 млрд ткм, то на воздушном транспорте этот горе–показатель составляет 5,1, что ровно в пять раз выше, чем на автомобильном. Игра цифр, закон больших чисел – посчитать можно все, а вот объяснить…
Как объяснить, что число тех же самых происшествий в расчете на 1 млн км на железных дорогах Германии составляет 1,18, во Франции – 1,85, в Англии – 2,62, в США – 2,55, а в России – 3,17. Заметьте, что речь идет о самом безопасном с точки зрения специалистов, бизнеса и пассажиров виде транспорта, где отношение количества происшествий к перевезенным тоннокилометрам находится в пределах статистической погрешности.
К чести железнодорожников надо сказать, что данные по опасным нарушениям правил безопасности движения являются открытыми, они тщательно классифицируются. Так, за последние пять лет число опасных нарушений на железных дорогах России снизилось с 449 до 241. К ним относятся столкновения и сходы при маневрах, изломы рельсов, сходы подвижного состава, неограждения опасного места и другие. Казалось бы, все хорошо, если бы не изломы боковых рам – кошмар российских железных дорог последних лет (таблица).

 Таблица изломов боковых рам в период с 2001 по 2012 г.

Таблица1


Выяснение причин изломов боковых рам в тему нашего разговора не входит, а вот падающая безопасность перевозочного процесса из–за этих изломов – тема наша. Казалось бы, и государственных органов в сфере контроля и надзора за безопасностью движения на железнодорожном транспорте, и полномочий у этих органов достаточно. Так, Ространснадзор может запретить и приостановить эксплуатацию вагонов или их составных частей в случае брака. Регистр сертификации может приостановить и отменить действие сертификата соответствия. У Росстандарта есть право на обращение в суд об отзыве бракованных вагонов и на выдачу предписаний о приостановке реализации вагонов.
Согласитесь, карательных мер достаточно. Но они, судя по росту количества тех же изломов боковых рам, не очень–то действуют. Справедливо считая, что в обеспечении безопасности перевозочного процесса прежде всего заинтересованы железные дороги как владельцы инфраструктуры, ОАО «РЖД» предлагает в первую очередь укрепить правовое поле. А именно: разработать порядок подачи вагонов на железнодорожные пути общего пользования, утверждаемый Минтрансом России; разработать порядок допуска подвижного состава для эксплуатации, утверждаемый ОАО «РЖД» как владельцем инфраструктуры; разработать дополнения в Нормы безопасности при сертификации грузовых вагонов, утверждаемые Минтрансом России. И такая привязка к профильному ведомству обоснована. А во вторую очередь предлагается оптимизировать схему страхования ответственности участников перевозочного процесса. Ее участниками становятся завод–изготовитель, собственник подвижного состава, вагонная ремонтная компания, перевозчик – владелец инфраструктуры. У каждого участника схемы своя область ответственности, а взаимодействие между участниками и удовлетворение взаимных материальных претензий осуществляет страховая компания.
Наш разговор начался, как вы помните, с эскалатора как объекта повышенной опасности. Ток вот, с 1 января 2012 года эскалатор в числе прочих объектов подпадает под действие 225–ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Из интересующих нас объектов помимо эскалаторов к ним относятся гидротехнические сооружения и автозаправочные станции. На данный момент к опасным объектам относятся 35 тыс. ГТС и 35 тыс. АЗС.
Изменения по сравнению с действующим законодательством (116–ФЗ, 117–ФЗ) значительные (таблица).

 Изменения по сравнению с действующими законами

Таблица


Весьма впечатляют штрафные санкции: для физических лиц административный штраф составляет 20 тыс. руб., для юридических лиц – до 500 тыс. руб.
Осталось дождаться отчетных данных по практике применения этого закона применительно к деятельности объектов, относящихся к транспортным, и оценить его эффективность.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»

17.05.2012

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 146

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 154

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 162

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 160

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 166

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 178

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все