• декабря 14, 2017 В КРЕМЛЕ

    Отказать – вправе

    Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

  • декабря 14, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    «Инфляция минус»

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание о тарифном регулировании железнодорожных перевозок на 2018 год и долгосрочную перспективу.
    Целый ряд вопросов, рассмотренных на…

  • декабря 14, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Равные условия

    Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • декабря 14, 2017 13

    Хроника 11 – 17 декабря 2017 года

    Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о готовности России открыть прямое авиасообщение с Египтом.
    Состоялось заседание Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.
    Федеральное дорожное агентство в пятый раз приняло участие в Общероссийском дне приема граждан.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Казуистика статистики

Казуистика статистикиПосчитать можно все,
а вот объяснить…

Казуистика статистики«Помните, что эскалатор – это транспортное средство повышенной опасности». Эту фразу мы слышим настолько часто, что практически перестали ее воспринимать всерьез.
ЧП, случившееся буквально на днях в столичном метро на отремонтированном эскалаторе, заставило по–другому взглянуть даже на такое, казалось бы, простое транспортное средство. А что уж говорить о самолетах, судах, поездах и автомобилях. Статистика, которая знает все, бесстрастно фиксирует количество происшествий на различных видах транспорта, классифицирует их, подсчитывает ущерб и в  жизнях, и в рублях. И показатели, к сожалению, растут. Как раз это тот случай, когда положительная динамика не радует. Вот почему ставшая уже традиционной конференция по безопасности и страхованию на транспорте, которую проводит НП «Гильдия экспедиторов», по–прежнему остается актуальной.
Начнем, как всегда, с цифр. Они, при всем уважении к источнику информации, мало что дают для понимания того, как обстоят дела с безопасностью на различных видах транспорта. Число происшествий, под которыми подразумеваются аварии и крушения, число погибших и раненых по годам и видам транспорта сравнивать невозможно, так как в корне различаются и степень распространенности различных видов транспорта, и степень их использования. Специалисты называют такие сравнения некорректными. Я бы сказала, что такие сравнения бестактны с человеческой точки зрения. Если на автомобильном транспорте гибнут десятки тысяч в год, а на воздушном – сотни, то это означает только одно: опасны и тот, и другой виды транспорта. Ведь если посчитать число происшествий в расчете на 1 млрд ткм, то на воздушном транспорте этот горе–показатель составляет 5,1, что ровно в пять раз выше, чем на автомобильном. Игра цифр, закон больших чисел – посчитать можно все, а вот объяснить…
Как объяснить, что число тех же самых происшествий в расчете на 1 млн км на железных дорогах Германии составляет 1,18, во Франции – 1,85, в Англии – 2,62, в США – 2,55, а в России – 3,17. Заметьте, что речь идет о самом безопасном с точки зрения специалистов, бизнеса и пассажиров виде транспорта, где отношение количества происшествий к перевезенным тоннокилометрам находится в пределах статистической погрешности.
К чести железнодорожников надо сказать, что данные по опасным нарушениям правил безопасности движения являются открытыми, они тщательно классифицируются. Так, за последние пять лет число опасных нарушений на железных дорогах России снизилось с 449 до 241. К ним относятся столкновения и сходы при маневрах, изломы рельсов, сходы подвижного состава, неограждения опасного места и другие. Казалось бы, все хорошо, если бы не изломы боковых рам – кошмар российских железных дорог последних лет (таблица).

 Таблица изломов боковых рам в период с 2001 по 2012 г.

Таблица1


Выяснение причин изломов боковых рам в тему нашего разговора не входит, а вот падающая безопасность перевозочного процесса из–за этих изломов – тема наша. Казалось бы, и государственных органов в сфере контроля и надзора за безопасностью движения на железнодорожном транспорте, и полномочий у этих органов достаточно. Так, Ространснадзор может запретить и приостановить эксплуатацию вагонов или их составных частей в случае брака. Регистр сертификации может приостановить и отменить действие сертификата соответствия. У Росстандарта есть право на обращение в суд об отзыве бракованных вагонов и на выдачу предписаний о приостановке реализации вагонов.
Согласитесь, карательных мер достаточно. Но они, судя по росту количества тех же изломов боковых рам, не очень–то действуют. Справедливо считая, что в обеспечении безопасности перевозочного процесса прежде всего заинтересованы железные дороги как владельцы инфраструктуры, ОАО «РЖД» предлагает в первую очередь укрепить правовое поле. А именно: разработать порядок подачи вагонов на железнодорожные пути общего пользования, утверждаемый Минтрансом России; разработать порядок допуска подвижного состава для эксплуатации, утверждаемый ОАО «РЖД» как владельцем инфраструктуры; разработать дополнения в Нормы безопасности при сертификации грузовых вагонов, утверждаемые Минтрансом России. И такая привязка к профильному ведомству обоснована. А во вторую очередь предлагается оптимизировать схему страхования ответственности участников перевозочного процесса. Ее участниками становятся завод–изготовитель, собственник подвижного состава, вагонная ремонтная компания, перевозчик – владелец инфраструктуры. У каждого участника схемы своя область ответственности, а взаимодействие между участниками и удовлетворение взаимных материальных претензий осуществляет страховая компания.
Наш разговор начался, как вы помните, с эскалатора как объекта повышенной опасности. Ток вот, с 1 января 2012 года эскалатор в числе прочих объектов подпадает под действие 225–ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Из интересующих нас объектов помимо эскалаторов к ним относятся гидротехнические сооружения и автозаправочные станции. На данный момент к опасным объектам относятся 35 тыс. ГТС и 35 тыс. АЗС.
Изменения по сравнению с действующим законодательством (116–ФЗ, 117–ФЗ) значительные (таблица).

 Изменения по сравнению с действующими законами

Таблица


Весьма впечатляют штрафные санкции: для физических лиц административный штраф составляет 20 тыс. руб., для юридических лиц – до 500 тыс. руб.
Осталось дождаться отчетных данных по практике применения этого закона применительно к деятельности объектов, относящихся к транспортным, и оценить его эффективность.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»

17.05.2012

№ 50 (1013) 11 – 17 декабря 2017 года

Транспортная политика 35

Стратегический вектор

Транспортный комплекс России становится более экологичным. В России завершается Год экологии. Снижение выбросов в атмосферу от автомобильного…
Транспортная политика 42

Искусство управлять трафиком

Оно помогает сделать дорожное движение безопасным. Вопросы безопасности дорожного движения, развития транспортных систем российских городов и…
Железнодорожный транспорт 31

Заглянуть за горизонт

В приоритете – развитие железнодорожной инфраструктуры и совершенствование сервиса. Как уже сообщала наша газета, в Москве прошел III Железнодорожный…
Автомобильные дороги 37

Все начинается с проекта

Без применения инновационных инженерных решений сегодня невозможно строительство сложных транспортных объектов. Актуальные вопросы проектирования,…
Подготовка кадров 34

Создать касту профессионалов

Для работы в Арктике нужны стрессоустойчивые, целеустремленные и готовые прийти на помощь коллегам специалисты. Формирование арктической повестки –…
Безопасность 35

Меры нужны комплексные

На повестке дня – вопрос совершенствования весогабаритного контроля. Это было недавно… В октябре 2014 года в Новосибирске прошло заседание президиума…
Показать все