• ноября 16, 2017 В КРЕМЛЕ

    Заседание комиссии

    Под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на…

  • ноября 16, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Защитить пассажира

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам совершенствования регулирования пассажирских авиаперевозок.
    В совещании приняли участие заместитель Председателя…

  • ноября 16, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Необходима оптимизация

    Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта,…

  • ноября 16, 2017 79

    Хроника 13 – 19 ноября 2017 года

    В Маниле состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с министром транспорта Республики Филиппины Артуром Тугаде.
    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих принял участие в форуме министров транспорта по безопасности дорожного движения.
    Открылась зимняя навигация на Москве–реке.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Ключам от неба – надежные руки

Ключам от неба – надежные рукиО некоторых итогах проверки ФГУП «Пермские авиалинии»

Ключам от неба – надежные рукиПочти 2 часа перелета из раскаленной почти 40–градусной августовской  жарой Москвы, и наш «Боинг–737» уже бежал  по бетонной полосе пермского аэропорта Большое Савино. Так буднично, в штатном режиме практически и началась выездная плановая проверка комиссией центрального аппарата Ространснадзора ФГУП «Пермские авиалинии» («ПАЛ»).
Невольно вспомнились слова: «Театр начинается с вешалки…». Если театр действительно начинается с вешалки, то аэродром начинается с взлетно–посадочной полосы. Судя по мягкой посадке, здешняя ВПП, на первый взгляд, производила вполне приятное впечатление, однако более подробное знакомство специалистов Госавинадзора совместно с нашими коллегами–территориалами из  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу с  деятельностью ФГУП «Пермские авиалинии» еще только  предстояло.
Пока самолет приближался к приземистому зданию аэропорта, в памяти всплывали цифры и факты, которые удалось собрать перед поездкой. Большое Савино является единственным аэропортом на территории Пермского края, обслуживающим регулярные и чартерные  пассажирские  авиаперевозки  за пределами региона, пропускная способность существующего пассажирского терминала – 800 тыс. пассажиров в год, максимальная интенсивность воздушного движения составляет 16 ВС в час, годовой объем обслуживания около 75 000 операций в год. Аэропорт занимает одну из ключевых позиций в  местной транспортной инфраструктуре благодаря удобному географическому расположению Перми.
Аэродром аэропорта является объектом совместного базирования гражданской авиации и авиации Министерства обороны РФ. Аэропорт оснащен современными объектами управления воздушным движением, радионавигации, средств посадки, электросвязи, метеорологического обеспечения. В 1993 году аэропорт Большое Савино получил статус международного. В 2002–2003 годах здесь в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» была проведена реконструкция взлетно–посадочной по-
лосы: увеличена ее длина с 2500 до 3200 м, что позволяет принимать воздушные суда любого класса. В соответствии с сертификатами и лицензиями ФГУП «ПАЛ» оказывает другим авиакомпаниям и авиапредприятиям услуги по коммерческому и техническому обслуживанию воздушных судов в соответствии с заключенными договорами на аэропортовое и наземное обслуживание. 18 мая 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об исключении ФГУП «Пермские авиалинии» из перечня стратегических предприятий РФ.
Как  не бывает двух абсолютно похожих людей, так и не бывает двух похожих аэродромов. Не случайно, вспоминает свое богатое летное  прошлое председатель комиссии Госавианадзора, бывший полярный летчик Юрий Федюшин, в свое время пилоты, вылетающие впервые на новый для себя аэродром, как правило,  всегда имели страховку в лице пилота–наставника, уже побывавшего там. Итак, свой стиль, свой характер, своя неповторимость имеются у каждого аэропорта. С этим нельзя не согласиться. А как они сочетаются, как уживаются в повседневном  рабочем ритме взлетов и посадок, наземного обслуживания лайнеров, перед лицом весьма и весьма жестких требований по соблюдению нормативов  национального воздушного законодательства, стандартов ИКАО в части обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов на примере производственной деятельности  ФГУП «Пермские авиалинии» – («ПАЛ»)?
В перечне мероприятий при проведении плановой выездной проверки конкретно этого объекта я насчитал… 206 позиций. Назову только некоторые из них. Это соответствие аэродромной службы (АС) сертификационным требованиям, выполнение мер противопожарной  безопасности, выполнение требований воздушного законодательства по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, состояние работы по предотвращению авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий, связанных с недостатками в деятельности служб наземного обеспечения полетов, наличие сертификатов на топливозаправщики, орнитологическая обстановка в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов. Добавьте, уважаемые читатели,  сюда еще вопросы по службам воздушного движения (ОВД) и эксплуатации электротехнического  оборудования и связи (ЭРТОС), а также вопросы метеорологического  обеспечения полетов, чтобы до конца прочувствовать всю серьезность «анатомии» проверки такого сложного транспортного комплекса, как аэропорт подобной категории.
Сумели ли сотрудники Большого Савино сдать экзамены по всем  сдаваемым дисциплинам или по некоторым из них предстоят переэкзаменовки после почти двухнедельной проверки?  Комментарий по этому вопросу дает председатель комиссии, заместитель начальника Управления  Госавианадзора  Юрий Федюшин.
– В акте  плановой выездной проверки, которая, как известно, проводится по согласованию с Генпрокуратурой, мы отметили следующие позиции. В частности, не выполняются обязательства, указанные в сфере деятельности Сертификата на аэродромное обеспечение ФГУП «Пермские авиалинии» по обеспечению спецмашинами работ по заправке авиаГСМ, в части отсутствия контроля за техническим состоянием и допуском к заправке воздушных судов топливозаправщиков ООО «ЛУКОЙЛ–АЭРО–Пермь», а именно – отсутствуют акт проверки технического состояния и приказ о допуске топливозаправщиков (ТЗ) ООО «ЛУКОЙЛ–АЭРО–Пермь» к работам по заправке ВС. Далее. Персонал лаборатории ГСМ ООО «Аэрофьюэлз – Пермь» и ООО «ЛУКОЙЛ–АЭРО–Пермь» не имеют свидетельств специалиста гражданской авиации на право осуществления деятельности в подразделениях, связанных с обеспечением безопасности полетов. Если говорить языком нормативно–правовых документов, то нарушено требование статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня должностей авиационного персонала Российской Федерации».
Еще один весьма тревожный факт: в ООО «Аэрофьюэлз – Пермь» отсутствует лицензия на погрузочно–разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а значит, налицо нарушение  требования п.  70 ст. 17
Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
– К сожалению, перечень нарушений в организации работы проверяемого нами  аэропорта Большое Савино можно продолжить, – дополняет комментарий Юрия Федюшина член комиссии, начальник  отдела надзора за  подготовкой авиа-ционного персонала Госавианадзора Наталья Рыжова. – В частности, отсутствует план профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) персонала службы ЭСТОП, утвержденный руководителем организации. А требование п. 6 приложения 1 ФАП «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по ЭСТОП», утвержденные приказом Минтранса РФ, пока еще никто не отменял.
И снова о пресловутой  театральной вешалке… В ходе проверки пермского аэропорта выяснилось, что используемый на перроне автобус SKANIA не имеет сертификата ССГА и не предназначен для перевозки авиапассажиров. А ведь именно он первым встречает их на перроне и обеспечивает  трансфер от борта лайнера до здания аэропорта. Если говорить прямо – нарушаются требования п. 2.4.6 ФАП № 121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов».
«Небо начинается на земле» – многим, наверное, доводилось слышать такую присказку, которая в ходу не только у летчиков… Добавим только, что небо это должно быть безопасным, а земля эту безопасность должна реально обеспечить. Не секрет, что эффективность деятельности воздушного транспорта во многом определяется состоянием наземной и воздушной инфраструктуры, состоянием аэропортовых комплексов гражданской авиации. Воздушные слагаемые безопасного полета в прямом и переносном смысле  неразрывно связаны с законами земного притяжения, то есть с  зоной ответственности аэропортовых  и аэродромных служб. Если эта связка нарушается, возникают явные или скрытые угрозы для безопасности полетов. А беда может случиться из–за  минутного отказа  радиолокатора, перегоревшей лампочки или треснувшей плиты на ВПП, птицы, столкнувшейся с самолетом…
Вернемся к нашей проверке. В работе ФГУП  не было обнаружено серьезных нарушений, тем не менее были составлены 10 инспекторских предписаний. Обращает на себя внимание, что структурный срез нарушений правил воздушного  законодательства, отмеченных  в работе аэропорта Большое Савино, во многом типичен, он повторяет  характерные недостатки, выявленные в ходе других проверок в десятках российских аэропортов за минувшие несколько лет, что означает «плохую работу над ошибками», как говорили когда–то троечникам в школе. Парадоксально, но некоторые люди, работающие в системе гражданской авиации, почему–то не хотят учиться на чужих ошибках, предпочитая делать собственные. Но школа закончилась давно, сегодня речь идет о безопасности полетов, а значит, о жизни и здоровье сотен тысяч людей, которые могут пострадать из–за чьей–то халатности, разгильдяйства и непрофессионализма, несовместимых с должным  обеспечением и организацией воздушных перевозок. Заслон отрицательным последствиям так называемого «человеческого фактора» должен быть поставлен только совместными усилиями всех участников деятельности в гражданской авиации.

Олег КУЛЕШ,
пресс–группа
Ространснадзора
Пермь – Москва

 

№ 46 (1009) 13 – 19 ноября 2017 года

Новости 197

Первая ласточка президентского проекта

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в открытии автомобильного обхода Звенигорода. В церемонии открытия также участвовали губернатор…
Транспортная политика 224

Транспортный потенциал

Он в значительной степени определяется возможностями транзита. Прошедший в Санкт–Петербурге Международный форум «Транспортный потенциал» вот уже в…
Городской пассажирский транспорт 258

Нацеленность на инновации

демонстрирует отечественный пассажирский транспорт. Состоявшийся недавно в Санкт–Петербурге Международный инновационный форум пассажирского…
Рынок услуг 194

Зигзаги авиастраховщиков

Какие проблемы существуют на рынке и как их решить? Тема страхования в довольно специфической авиатранспортной нише затрагивается нечасто. С точки…
Безопасность 228

Наравне с водителями

пешеходы должны нести ответственность за нарушение правил. Инспекторы из народа Наверняка многим знакома такая картина: пешеход переходит дорогу, не…
Экология 208

Сезон охоты у дельфинов

Ученые наблюдают за ними в районе строительства Крымского моста. В Керченском проливе завершается осенняя экспедиция биологов и экологов, ведущих…
Показать все