• июля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Утвержден план

    Правительством РФ утвержден план обеспечения транспортной доступности Калининградской области, направленный на развитие паромного сообщения. Планом, в частности, предусматривается строительство трех…

  • июля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Гарантировать каждому

    Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой принять…

  • июля 20, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Основные задачи

    В Министерстве транспорта РФ состоялось заседание общественно–делового совета по основному направлению стратегического развития проекта «Безопасные и качественные дороги» под председательством…

  • июля 20, 2017 31

    Хроника 17 – 23 июля 2017 года

    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих провел заседание Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта.
    Авиационный учебный и научно–исследовательский центр Boeing получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта.
    Российские и китайские речники и моряки обсудили перспективы сотрудничества.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Ключам от неба – надежные руки

Ключам от неба – надежные рукиО некоторых итогах проверки ФГУП «Пермские авиалинии»

Ключам от неба – надежные рукиПочти 2 часа перелета из раскаленной почти 40–градусной августовской  жарой Москвы, и наш «Боинг–737» уже бежал  по бетонной полосе пермского аэропорта Большое Савино. Так буднично, в штатном режиме практически и началась выездная плановая проверка комиссией центрального аппарата Ространснадзора ФГУП «Пермские авиалинии» («ПАЛ»).
Невольно вспомнились слова: «Театр начинается с вешалки…». Если театр действительно начинается с вешалки, то аэродром начинается с взлетно–посадочной полосы. Судя по мягкой посадке, здешняя ВПП, на первый взгляд, производила вполне приятное впечатление, однако более подробное знакомство специалистов Госавинадзора совместно с нашими коллегами–территориалами из  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора по Приволжскому федеральному округу с  деятельностью ФГУП «Пермские авиалинии» еще только  предстояло.
Пока самолет приближался к приземистому зданию аэропорта, в памяти всплывали цифры и факты, которые удалось собрать перед поездкой. Большое Савино является единственным аэропортом на территории Пермского края, обслуживающим регулярные и чартерные  пассажирские  авиаперевозки  за пределами региона, пропускная способность существующего пассажирского терминала – 800 тыс. пассажиров в год, максимальная интенсивность воздушного движения составляет 16 ВС в час, годовой объем обслуживания около 75 000 операций в год. Аэропорт занимает одну из ключевых позиций в  местной транспортной инфраструктуре благодаря удобному географическому расположению Перми.
Аэродром аэропорта является объектом совместного базирования гражданской авиации и авиации Министерства обороны РФ. Аэропорт оснащен современными объектами управления воздушным движением, радионавигации, средств посадки, электросвязи, метеорологического обеспечения. В 1993 году аэропорт Большое Савино получил статус международного. В 2002–2003 годах здесь в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» была проведена реконструкция взлетно–посадочной по-
лосы: увеличена ее длина с 2500 до 3200 м, что позволяет принимать воздушные суда любого класса. В соответствии с сертификатами и лицензиями ФГУП «ПАЛ» оказывает другим авиакомпаниям и авиапредприятиям услуги по коммерческому и техническому обслуживанию воздушных судов в соответствии с заключенными договорами на аэропортовое и наземное обслуживание. 18 мая 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об исключении ФГУП «Пермские авиалинии» из перечня стратегических предприятий РФ.
Как  не бывает двух абсолютно похожих людей, так и не бывает двух похожих аэродромов. Не случайно, вспоминает свое богатое летное  прошлое председатель комиссии Госавианадзора, бывший полярный летчик Юрий Федюшин, в свое время пилоты, вылетающие впервые на новый для себя аэродром, как правило,  всегда имели страховку в лице пилота–наставника, уже побывавшего там. Итак, свой стиль, свой характер, своя неповторимость имеются у каждого аэропорта. С этим нельзя не согласиться. А как они сочетаются, как уживаются в повседневном  рабочем ритме взлетов и посадок, наземного обслуживания лайнеров, перед лицом весьма и весьма жестких требований по соблюдению нормативов  национального воздушного законодательства, стандартов ИКАО в части обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов на примере производственной деятельности  ФГУП «Пермские авиалинии» – («ПАЛ»)?
В перечне мероприятий при проведении плановой выездной проверки конкретно этого объекта я насчитал… 206 позиций. Назову только некоторые из них. Это соответствие аэродромной службы (АС) сертификационным требованиям, выполнение мер противопожарной  безопасности, выполнение требований воздушного законодательства по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, состояние работы по предотвращению авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий, связанных с недостатками в деятельности служб наземного обеспечения полетов, наличие сертификатов на топливозаправщики, орнитологическая обстановка в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов. Добавьте, уважаемые читатели,  сюда еще вопросы по службам воздушного движения (ОВД) и эксплуатации электротехнического  оборудования и связи (ЭРТОС), а также вопросы метеорологического  обеспечения полетов, чтобы до конца прочувствовать всю серьезность «анатомии» проверки такого сложного транспортного комплекса, как аэропорт подобной категории.
Сумели ли сотрудники Большого Савино сдать экзамены по всем  сдаваемым дисциплинам или по некоторым из них предстоят переэкзаменовки после почти двухнедельной проверки?  Комментарий по этому вопросу дает председатель комиссии, заместитель начальника Управления  Госавианадзора  Юрий Федюшин.
– В акте  плановой выездной проверки, которая, как известно, проводится по согласованию с Генпрокуратурой, мы отметили следующие позиции. В частности, не выполняются обязательства, указанные в сфере деятельности Сертификата на аэродромное обеспечение ФГУП «Пермские авиалинии» по обеспечению спецмашинами работ по заправке авиаГСМ, в части отсутствия контроля за техническим состоянием и допуском к заправке воздушных судов топливозаправщиков ООО «ЛУКОЙЛ–АЭРО–Пермь», а именно – отсутствуют акт проверки технического состояния и приказ о допуске топливозаправщиков (ТЗ) ООО «ЛУКОЙЛ–АЭРО–Пермь» к работам по заправке ВС. Далее. Персонал лаборатории ГСМ ООО «Аэрофьюэлз – Пермь» и ООО «ЛУКОЙЛ–АЭРО–Пермь» не имеют свидетельств специалиста гражданской авиации на право осуществления деятельности в подразделениях, связанных с обеспечением безопасности полетов. Если говорить языком нормативно–правовых документов, то нарушено требование статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня должностей авиационного персонала Российской Федерации».
Еще один весьма тревожный факт: в ООО «Аэрофьюэлз – Пермь» отсутствует лицензия на погрузочно–разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а значит, налицо нарушение  требования п.  70 ст. 17
Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
– К сожалению, перечень нарушений в организации работы проверяемого нами  аэропорта Большое Савино можно продолжить, – дополняет комментарий Юрия Федюшина член комиссии, начальник  отдела надзора за  подготовкой авиа-ционного персонала Госавианадзора Наталья Рыжова. – В частности, отсутствует план профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) персонала службы ЭСТОП, утвержденный руководителем организации. А требование п. 6 приложения 1 ФАП «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по ЭСТОП», утвержденные приказом Минтранса РФ, пока еще никто не отменял.
И снова о пресловутой  театральной вешалке… В ходе проверки пермского аэропорта выяснилось, что используемый на перроне автобус SKANIA не имеет сертификата ССГА и не предназначен для перевозки авиапассажиров. А ведь именно он первым встречает их на перроне и обеспечивает  трансфер от борта лайнера до здания аэропорта. Если говорить прямо – нарушаются требования п. 2.4.6 ФАП № 121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов».
«Небо начинается на земле» – многим, наверное, доводилось слышать такую присказку, которая в ходу не только у летчиков… Добавим только, что небо это должно быть безопасным, а земля эту безопасность должна реально обеспечить. Не секрет, что эффективность деятельности воздушного транспорта во многом определяется состоянием наземной и воздушной инфраструктуры, состоянием аэропортовых комплексов гражданской авиации. Воздушные слагаемые безопасного полета в прямом и переносном смысле  неразрывно связаны с законами земного притяжения, то есть с  зоной ответственности аэропортовых  и аэродромных служб. Если эта связка нарушается, возникают явные или скрытые угрозы для безопасности полетов. А беда может случиться из–за  минутного отказа  радиолокатора, перегоревшей лампочки или треснувшей плиты на ВПП, птицы, столкнувшейся с самолетом…
Вернемся к нашей проверке. В работе ФГУП  не было обнаружено серьезных нарушений, тем не менее были составлены 10 инспекторских предписаний. Обращает на себя внимание, что структурный срез нарушений правил воздушного  законодательства, отмеченных  в работе аэропорта Большое Савино, во многом типичен, он повторяет  характерные недостатки, выявленные в ходе других проверок в десятках российских аэропортов за минувшие несколько лет, что означает «плохую работу над ошибками», как говорили когда–то троечникам в школе. Парадоксально, но некоторые люди, работающие в системе гражданской авиации, почему–то не хотят учиться на чужих ошибках, предпочитая делать собственные. Но школа закончилась давно, сегодня речь идет о безопасности полетов, а значит, о жизни и здоровье сотен тысяч людей, которые могут пострадать из–за чьей–то халатности, разгильдяйства и непрофессионализма, несовместимых с должным  обеспечением и организацией воздушных перевозок. Заслон отрицательным последствиям так называемого «человеческого фактора» должен быть поставлен только совместными усилиями всех участников деятельности в гражданской авиации.

Олег КУЛЕШ,
пресс–группа
Ространснадзора
Пермь – Москва

 

№ 29 (992) 17 – 23 июля 2017 года

Новости 59

Импульс развития

В подмосковном Жуковском проходит XIII международный авиационно–космический салон МАКС–2017. В первый день работы салона в присутствии министра…
Новости 54

ИННОПРОМ–2017

Начало четвертой промышленной революции. Эту мысль неоднократно подчеркивали участники и гости международной промышленной выставки ИННОПРОМ–2017,…
Железнодорожный транспорт 82

Куда движется вокзал?

О стратегии интеграции железнодорожных вокзальных комплексов в городскую среду. Транспортно–пересадочный узел (ТПУ) многие из нас представляют как…
Речной транспорт 51

Верят в ветер перемен

Волжские речники в будущее смотрят с оптимизмом. Уже третья часть речной навигации в Волжском бассейне пройдена. В низовьях Волги она стартовала еще…
Транспортное машиностроение 68

Без господдержки не обойтись

Придать импульс развитию транспортного машиностроения. В Госдуме прошло первое заседание Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения…
Спорт 47

Пусть знают наших!

Авиадиспетчеры Московского центра АУВД побеждают. на чемпионате Европы В спорткомплексе Московского технологического университета состоялся открытый…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все