• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 95

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

«Мертвые души»

«Мертвые души»
Как начальник службы «монетизировал» сферу
аварийно–спасательного обеспечения.

«Мертвые души»В последних числах марта 2015 года Якутский городской суд вынес приговор в отношении бывшего начальника одного из подразделений ОАО «Аэропорт Якутск» Андрея Степанова. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (хищение денежных средств путем мошенничества, совершенное группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, с использованием служебного положения).
Однако это очередное «коррупционное» дело выбивается из общего потока уголовных преступлений, ставших, увы, привычной приметой времени.
О деталях расследования, длившегося полгода и почти год рассматривавшегося в суде, рассказывает заместитель начальника следственного отдела, начальник следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Северо–Восточного ЛУ МВД России на транспорте подполковник юстиции Евгения Герасимова.
Так в чем особенность этого «беловоротничкового» преступления с ущербом чуть менее одного миллиона рублей, по которому аэропорт Якутск и претензий к своему бывшему сотруднику не предъявил?
– Действительно, предприятие с иском в суд не обратилось. Сам фигурант получил наказание 3 года условно с установлением испытательного срока на 3 года со штрафом 50 тыс. руб.
Схема хищения денег с родного предприятия была довольна примитивна: табелировалось рабочее время отсутствовавших на месте людей, документы предъявлялись в отдел кадров, в бухгалтерию, исправно начислялась заработная плата нескольким «мертвым душам». Люди же фактически в свою смену не выходили. «Благодарность» своему начальнику они выражали просто – передавали ему часть своей зарплаты.
В эту отлаженную схему вмешались оперативники дальневосточной транспортной полиции и провели довольно нудную, кропотливую работу по сбору всех необходимых доказательств – был реализован ряд специальных оперативных, в том числе секретных мероприятий, изъято огромное количество документации, проведены длительные бухгалтерские экспертизы. Хотелось бы отметить полное содействие администрации и руководства аэропорта Якутск в расследовании. Без их действенной помощи не удалось бы построить объективную базу для направления уголовного дела в суд. Все вопросы, связанные с авиационной отраслью, ее обслуживанием, имеют особое значение для Якутии. Любое незаконное вмешательство в ее жизне-
обеспечивающую деятельность вне зависимости от размеров деяния способно нанести урон с далеко идущими последствиями.
В итоге нам удалось доказать, что люди незаконно получали деньги.
– Но это ли главное и самое важное в раскрытом преступлении?
– Суть, конечно же, кроется в оценке общественной опасности этого деяния. Основная обязанность сотрудников службы поискового и аварийно–спасательного обеспечения самого главного аэропорта Якутии – быть постоянно на месте в состоянии полной готовности, так как их служба напрямую предполагает реагирование на любые внештатные ситуации.
Есть нормы, закрепляющие количество спасателей в аэропортах. Например, при обслуживании «боинга» – значительное их число, при посадке АН–26 – в несколько раз меньше. Но по факту – в некоторых случаях из положенных по регламенту в наличии была только половина. Каждый раз, когда Андрей Степанов ставил свою подпись и прикрывал своих подчиненных, он на самом деле ставил под угрозу жизни сотен пассажиров. Человеку доверили такую сложную, ответственную службу – каждый день отвечать за жизни людей. Но вот таким образом он умудрился «монетизировать» эту сферу, реализовать свой корыстный интерес.
– Но на суде он свою вину не признал…
– В том–то и дело, что абсолютно всегда по категории дел коррупционной направленности обвиняемые свою вину не признают! До последнего они отрицают свою причастность. Степанов заявил, что на него наговаривают.
В ходе расследования он воспользовался статьей 51 Конституции России – правом отказаться от дачи показаний, «никто не обязан свидетельствовать против себя». Он приходил на допросы, вежливо выслушивал мои вопросы, отмалчивался, не проявлял излишней эмоциональности. Все сдержанно и прилично. Но в рассекреченных телефонных переговорах он был прямой противоположностью самому себе – сколько грязи и негатива было вылито им на сотрудников дальневосточной транспортной полиции, сколько оскорбительных и нецензурных выражений допущено лично в мой адрес. Полицию не благодарят за такую работу.
Но я подчеркиваю, что выбранная им линия защиты – статья 51 Конституции не позволила ему избежать уголовной ответственности.
– Вы сейчас обмолвились о моральных издержках. Скажите, в чем еще состоит сложность расследования дел экономической направленности?
– Я бы не стала это определять как «сложность». Понимаете, приступая к любому расследованию, следователь обязан отключать свои эмоции. Он обязан быть беспристрастным прежде всего для того, чтобы объективно проанализировать все собранные материалы, чтобы определить все «за» и «против», ведь на кону стоит репутация, а по сути – жизнь человека. Просто добавлю, что все мы – живые существа, не роботы.
Вообще, могу пояснить, что специфика мошеннических, коррупционных дел заключается в том, чтобы грамотно и последовательно отделить зерна от плевел. К примеру, с убийствами, кражами, грабежами все понятно с самого начала. Но вот как доказать наличие преступного замысла, когда оно маскируется за формально безупречными действиями руководителя любого уровня? Чаще всего дела «с душком» не совершаются рядовыми сотрудниками. На такие посты назначают проверенных специалистов, проявивших себя с позиций профессиональных навыков, жизненного опыта. Но в реальности такой позитивный сильный потенциал люди растрачивают не во благо своего предприятия или общества, а во вред ему, ставя свои корыстные интересы превыше всего. И начинается долгий процесс – с установлением всех деталей, поднятием бумажной и электронной документации, в том числе за несколько лет, сбором свидетельских показаний, на первый взгляд вообще не имеющих к делу прямого отношения.
– Как все это проходило в конкретном деле?
– Мы общались с рядом республиканских медицинских учреждений, командами речных судов. И не просто общались, а добывали доказательства. Так, выяснилось, что один спасатель, якобы исправно выходивший на свою смену, вообще проходил стационарное лечение, другой – взял отпуск и устроился специалистом в период навигации на одно из речных судов. Все это требует вдумчивого отношения, внимания к деталям, профессионального любопытства и неуспокоенности, когда нутром чуешь, что на самом деле есть смысл копнуть глубже. Непростую работу выполнили именно оперативники, сопровождавшие данное расследование.
– Почему, на ваш взгляд, люди идут на такие преступления?
– Ради денег. Всем рулит обыкновенная человеческая жадность. На самом деле такие уголовные дела служат четкой иллюстрацией морального, я подчеркиваю, морального облика. Ведь никто из фигурантов таких дел не умирал от голода или страшной болезни, у всех есть крыша над головой и хлеб на столе. Кроме того, такие люди, как правило, умны и неординарны, энергичны и хватки. То есть, понимаете, природа дала им хорошие способности, реализуя которые, можно реально сделать мир лучше. Но в жизни что–то идет не так. Людей увлекают не благородные чистые мотивы, которые вроде бы как априори характерны для человека как разумного и духовного существа… В мире, в человеческом обществе сегодня культивируются другие потребности – красиво одеться, вкусно поесть, не напрягаться, получать как можно больше удовольствий. В таком полуспящем состоянии и совершаются все преступные деяния.

Наталья ШАХУРДИНА,
Северо–Восточное ЛУ МВД России на транспорте

 

 

21.05.2015

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 281

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 283

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 322

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 276

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 278

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 239

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все