• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 59

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Мертвых законов не бывает


На IХ Международной научно–практической конференции «Терроризм и безопасность
на транспорте» обсуждались предложения по совершенствованию нормативно–правовой базы в сфере транспортной безопасности.

На IХ Международной научно–практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» обсуждались предложения по совершенствованию нормативно–правовой базы в сфере транспортной безопасности. В работе конференции принимал участие заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов.
По единодушному мнению участников конференции, участившиеся случаи терактов на железной дороге требуют форсированного совершенствования нормотворческой базы и перехода к практическим мероприятиям по наведению порядка в отрасли. Однако дискуссия показала, что в сообществе транспортников нет единодушного мнения о путях достижения поставленных целей.
Часть участников конференции во главе с членом Комитета Госдумы по безопасности Виктором Войтенко считают, что рамочный Закон 16–ФЗ «О транспортной безопасности» был принят в 2007 году наспех, что он не совершенен и что в создавшейся ситуации проще принять новый законодательный акт, чем совершенствовать действующий.
«По замыслу разработчиков, Закон 16–ФЗ должен был комплексно урегулировать вопросы транспортной безопасности. Однако этот нормативный акт стал регулировать безопасность только в одном ее аспекте – защищенности от актов незаконного вмешательства», – считает Виктор Войтенко. Депутат Госдумы попытался подкрепить свои выводы статистическими выкладками. Он обратил внимание участников форума на то, что в общем объеме происшествий на транспорте на долю террористических актов приходится всего 4% случаев, в то время как на угрозы техногенного характера приходится 64% инцидентов и катастроф, а по причине природных катаклизмов случается 32% происшествий на транспорте. Виктор Войтенко предлагает принять некий модельный закон, разработанный авторским коллективом под руководством председателя Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям Степана Сулакшина. По информации депутата Госдумы, данный документ принят Межпарламентской ассамблеей и рекомендован в качестве основы для законодателей СНГ. Правда, Виктор Войтенко признал, что, несмотря на одобрение модельного закона, в странах СНГ предпочитают принимать отдельные законы по отдельным видам транспорта и с помощью этих нормативных документов поддерживать безопасность отрасли.
Против своеобразной революции в сфере законодательного обеспечения транспортной безопасности высказался заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток. Он, в частности, заявил «Транспорту России», что нормотворческие принципы в области безопасности в России соответствуют мировой практике. Он считает, что понятие безопасности движения и понятие актов незаконного вмешательства, то есть терроризма, нельзя смешивать в одном документе. «Это разные документы. В нормативной базе Международной организации гражданской авиации ICAO придерживаются этого принципа. Кроме того, принятие нового базового закона потребовало бы отмены всех принятых до этого документов, а на это уйдет немало времени. Мертвых законов не бывает. Они требуют совершенствования и развития», – возразил он доводам, приведенным Виктором Войтенко.
Заместитель министра транспорта Николай Лямов озвучил следующую программу действий по эволюционному совершенствованию законодательства. Он отметил, что усложнение криминальной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры привело к необходимости выступить с инициативой об ужесточении мер ответственности, применяемых к лицам, виновным в совершении актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Разработанный Минтрансом России проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте» предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно–процессуальный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях. Эти документы уже одобрены Правительством Российской Федерации и внесены в Государственную думу.
Реализация этого закона усилит уголовную ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Расширит область применения административного наказания. В частности, ужесточится ответственность граждан и должностных лиц за совершение действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте, с помощью увеличения размера налагаемых на них административных штрафов и административного ареста на срок до 15 суток. Повысится ответственность субъекта транспортной инфраструктуры за невыполнение в установленный срок предписаний органов надзора и за непредоставление информации об актах незаконного вмешательства. «Для реализации этих задач в федеральных агентствах, подведомственных Минтрансу России, созданы подразделения транспортной безопасности, а сами федеральные агентства – Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор – наделены полномочиями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности», – уточнил Николай Лямов.
По его словам, уже разработаны и проходят процедуру согласования проекты приказов Минтранса, которые необходимы для реализации закона 16–ФЗ «О транспортной безопасности». Речь, в частности, идет о постановлениях «Об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», «О порядке разработки планов обеспечения транспортной безопасности и объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и других нормативных актах.
Николай Лямов вынужден был констатировать, что основная нагрузка на исполнение закона, безусловно, ляжет на субъекты транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Эта работа будет выполняться силами и за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, на бизнес возлагаются задачи по усилению ответственности в сферах не только пожарной безопасности и приемки объектов инфраструктуры, но и транспортной безопасности. «Но здесь надо иметь в виду, что государство остается основным владельцем транспортной инфраструктуры – федеральных дорог, судоходных каналов и других объектов. Поэтому нагрузку по большей части будет нести государство. Все эти затраты предусмотрены ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» В течение года будут определены требования к каждому объекту, который попал под категорирование и который ляжет на плечи бизнеса», – пояснил Николай Лямов.
Руководитель антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков обратил внимание участников форума на то, что Россия и другие государства СНГ должны стать активными участниками создания нового органа – субъекта международной координации по транспортной безопасности. Свою позицию он объяснил тем, что в настоящее время под эгидой ОБСЕ начинает реализовываться крупномасштабный проект по формированию единой европейской энергетической политики и стратегии обеспечения энергетической безопасности европейского континента. Всерьез рассматривается и военно–политический аспект безопасности в контексте реальных и потенциальных военных конфликтов. По информации Андрея Новикова, в течение 2010 года будут проведены не только экспертные совещания, но и штабные оперативные игры. «Хотелось бы заметить, что сценарий отражения угроз разрабатывается специалистами мин-
обороны США. Соответственно можно говорить о проблеме субъективности в сфере трансграничного обеспечения энергетической безопасности», – сделал вывод Андрей Новиков.
Он считает, что государства – участники СНГ должны продемонстрировать свой интерес к созданию координирующего органа. Тем более, что Россия и целый ряд других государств СНГ, в частности Азербайджан, давно работают в практическом поле, пресекая и предотвращая теракты на транспорте.
Андрей Новиков считает, что перед международным субъектом координации следует поставить задачу формирования стандартов безопасности гидротехнической транспортной системы, поскольку они не совпадают в разных государствах, задействованных в цепи поставок. Государства СНГ и Европы должны быть заинтересованы в гармонизации, а лучше в унификации стандартов. «Здесь можно пойти по пути, который был апробирован в МАГАТЭ. Есть так называемая оранжевая книга МАГАТЭ. В ней представлены научно обоснованные стандарты безопасности, в том числе относящиеся к транспортировке ядерных и радиационных материалов», – предложил Андрей Новиков.

Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 151

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 178

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 183

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 410

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 159

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 180

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все