• ноября 16, 2017 В КРЕМЛЕ

    Заседание комиссии

    Под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на…

  • ноября 16, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Защитить пассажира

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам совершенствования регулирования пассажирских авиаперевозок.
    В совещании приняли участие заместитель Председателя…

  • ноября 16, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Необходима оптимизация

    Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта,…

  • ноября 16, 2017 79

    Хроника 13 – 19 ноября 2017 года

    В Маниле состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с министром транспорта Республики Филиппины Артуром Тугаде.
    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих принял участие в форуме министров транспорта по безопасности дорожного движения.
    Открылась зимняя навигация на Москве–реке.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Минимизация риска

Минимизация рискаКогда речь заходит о человеческом факторе, чаще всего в первую очередь подразумевается состояние пилотов и других членов летного экипажа. Большое значение имеет летная подготовка.

Минимизация рискаКогда речь заходит о человеческом факторе, чаще всего в первую очередь подразумевается состояние пилотов и других членов летного экипажа (бортинженер, штурман, радист). Большое значение имеет летная подготовка. Начиная с 90–х годов прошлого века ее осуществление стало сопряжено с многими проблемами – изношенность парка учебных самолетов, дороговизна топлива, нехватка кадров в летных училищах.
Но человеческий фактор – это не только мастерство пилота. Залог безопасности полетов – это и удачно сконструированный и построенный самолет. Когда во 2–й половине 50–х годов появился Ту–104, вошедший в историю как первый отечественный реактивный лайнер, было немало катастроф, связанных с явлением подхвата (на больших высотах самолет резко подбрасывало, он выходил на закритические углы атаки и падал). Расследование катастрофы Ту–104, на котором экипаж Гарольда Кузнецова совершал рейс из Пекина в Москву, показало, что необходимо изменить установочный угол атаки стабилизатора и изменить диапазон углов отклонения рулей высоты. А.Н. Туполев первоначально не хотел этого делать и на совещании (которое пред-определило дальнейшую судьбу самолета) сначала буркнул, что пилоты не умеют летать. Но затем ему стало стыдно своих слов, он покинул совещание, ушел домой и изменил конструкцию самолета. Это – тоже человеческий фактор.
Всем нам памятна трагедия 2008 года, происшедшая в Перми с самолетом Боинг–737. В качестве одной из возможных причин рассматривалась версия, что командир не имел достаточного количества часов налета на самолете данного типа и, кроме того, что экипаж не освоил работу с авиагоризонтом с обратной индикацией («вид с земли на самолет»). Но была ли возможность проводить необходимые тренировки?
Можно привести еще немало примеров. Но уже из вышесказанного следует, что решение задач, связанных с безопасностью на воздушном транспорте, требует системного мышления и комплексного подхода к проблеме. Именно таковой положен в основу концепции системы управления безопасностью полетов (СУБП). Система эта разработана на факультете авиационного менеджмента Санкт–Петербургского университета гражданской авиации. На этом факультете осуществляется подготовка менеджеров по безопасности полетов. Подготовка осуществляется на кафедре безопасности полетов в ГА при факультете авиационного менеджмента. Декан факультета и заведующий кафедрой – кандидат технических наук, профессор Николай Никулин. Он по профессии инженер–пилот, освоил несколько типов самолетов, среди которых – Ан–2, Ил–14, Ан–24, Ил–18, Ту–154. Здесь стоит отметить, что состояние устойчивого и безопасного осуществления авиаперевозок в гражданской авиации СССР до 1990 года обеспечивали в основном политический, административный, образовательный и другие ресурсы, которые к настоящему времени почти иссякли, а альтернативных, эквивалентных механизмов еще не внедрено. Таким образом, ускоренный переход к новой экономической формации создал главную проблему в деятельности гражданской авиации Российской Федерации – снижение эффективности авиаперевозок, сопряженную с рядом дестабилизирующих факторов. К ним относятся глубокая и ускоренная структурная перестройка в гражданской авиации, связанная с переходом к рыночным отношениям, процесс формирования правового государства и разработка нового нормативного правового поля и нормативно–технической документации (около 50 ФАП и 90 руководств), децентрализация управления отраслями, в том числе и гражданской авиацией, утрата ранее существовавших эффективных механизмов управления и регулирования.
Кафедра «Безопасность на воздушном транспорте» университета ГА является правопреемником кафедры «Безопасность полетов в ГА», организованной 24 июня 1975 года. Одним из ее руководителей был Иван Васин, в дальнейшем ставший заместителем министра гражданской авиации СССР Бориса Бугаева. Эта кафедра осуществляет подготовку студентов и слушателей университета ГА в области методологических основ создания и внедрения систем обеспечения безопасности на воздушном транспорте, выполняет функции учебно–методического центра университета ГА по профессиональной подготовке авиаспециалистов, обеспечивающих безопасность производства полетов и авиационную безопасность в ГА РФ.
Понятие «Безопасность воздушного транспорта гражданской авиации» включает несколько составляющих – «Безопасность полетов», «Безопасность авиаперевозок» и «Авиационная безопасность». Современное определение понятия «Безопасность полетов» таково: состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня. Именно снижен, а не исключен, так как исключить его полностью невозможно. Авиационная безопасность – состояние защищенности от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Соблюдение норм безопасности полетов и авиационной безопасности обеспечивают безопасность авиаперевозок.
Еще с 1 января 2009 года ИКАО потребовала от всех стран введения системы управления безопасностью на воздушном транспорте. Такая система была разработана на кафедре безопасности на воздушном транспорте. Она содержит два уровня безопасности. Первый – это государственное обеспечение безопасности полетов воздушного судна. В нем четко определены миссия государства, его цель и концепция управления безопасностью полетов, заявленная политика, а также правила и практика устойчивого, безопасного и эффективного функционирования воздушного транспорта. Второй – это системы управления безопасностью полетов воздушных судов в эксплуатационных авиапредприятиях (эксплуатантов воздушных судов, эксплуатантов аэродромов, ОВД и техобслуживания ВС).
Эффективное внедрение системы управления безопасностью авиаперевозок включает в себя три основополагающих элемента: комплексный (системный) корпоративный подход к безопасности, эффективные организационные методы внедрения стандартов по безопасности полетов и подготовке персонала, официальную систему надзора за обеспечением безопасности полетов.
Решение проблемы в начале внедрения системы управления безопасностью авиаперевозок предполагает, как обязательное условие – наличие компетентного, надлежащим образом подготовленного авиационного (руководящего) персонала, способного осуществлять всеобщее управление устойчивостью и безопасностью функционирования воздушного транспорта.
Ключевым звеном в системе управления безопасностью полетов определен менеджер по безопасности полетов. Внедрение системы управления безопасностью авиаперевозок и производства полетов предусматривает наличие в организации 10 этапов, которые должны реализовываться в проектах внедрения всех участников системы управления безопасностью полетов, включая полномочный орган, авиапредприятия, учебные заведения и поставщиков услуг.

Петр КРАПОШИН

№ 46 (1009) 13 – 19 ноября 2017 года

Новости 206

Первая ласточка президентского проекта

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в открытии автомобильного обхода Звенигорода. В церемонии открытия также участвовали губернатор…
Транспортная политика 233

Транспортный потенциал

Он в значительной степени определяется возможностями транзита. Прошедший в Санкт–Петербурге Международный форум «Транспортный потенциал» вот уже в…
Городской пассажирский транспорт 268

Нацеленность на инновации

демонстрирует отечественный пассажирский транспорт. Состоявшийся недавно в Санкт–Петербурге Международный инновационный форум пассажирского…
Рынок услуг 203

Зигзаги авиастраховщиков

Какие проблемы существуют на рынке и как их решить? Тема страхования в довольно специфической авиатранспортной нише затрагивается нечасто. С точки…
Безопасность 237

Наравне с водителями

пешеходы должны нести ответственность за нарушение правил. Инспекторы из народа Наверняка многим знакома такая картина: пешеход переходит дорогу, не…
Экология 217

Сезон охоты у дельфинов

Ученые наблюдают за ними в районе строительства Крымского моста. В Керченском проливе завершается осенняя экспедиция биологов и экологов, ведущих…
Показать все