• сентября 21, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Разработают стратегию

    Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов провел заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В мероприятии приняли участие руководитель…

  • сентября 21, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Внесут изменения

    Государственная дума рассмотрит правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • сентября 21, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Издан приказ

    В целях обеспечения возможности использования посадочного талона в электронном виде Минтрансом России издан приказ об изменениях в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок…

  • сентября 21, 2017 37

    Хроника 18 – 24 сентября 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Санкт–Петербург.
    Директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных провел рабочее совещание с пассажирскими перевозчиками Приморского края.
    Курсанты Морского университета имени адмирала Г.И. Невельского приняли присягу.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Мониторинг пространства

Мониторинг пространствапоможет определить подозрительное поведение пассажиров или потенциальную угрозу, исходящую от них.

Мониторинг пространстваСлужбы авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта отметили 40 лет своей деятельности.
За этот период накоплен громадный опыт в подготовке кадров, использовании современных технических средств досмотра, новых методов и процессов обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Например, только в 2010 году в аэропортах России были пресечены 712 случаев нарушения внутриобъектового режима, которые могли бы привести к актам незаконного вмешательства. За первые 4 месяца 2011 года (в т. ч. и при участии САБ) правоохранительными органами на всех видах транспорта было зарегистрировано 22,6 тыс. преступлений. Раскрыто 1,1 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
Как известно, подразделения досмотра и режима в ГА были созданы 12 июля 1973 года распоряжением Совета министров СССР № 1414–рс. Этим распоряжением в Министерстве гражданской авиации СССР было создано Управление режима, на которое были возложены задачи по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации. В аэропортах были организованы службы досмотра и подразделения режима.
В настоящее время задачи управления и организации, обеспечения АБ решаются управлениями транспортной безопасности Росавиации и Ространснадзора, отделами межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации и службами авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта. Их сотрудники с высокой надежностью и эффективностью обеспечивают безопасность выполнения воздушных перевозок, защиту здоровья и жизни пассажиров, членов экипажей воздушных судов, деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Мировым авиационным сообществом и руководством нашей страны обеспечение авиационной безопасности признано одним из приоритетных направлений деятельности в сфере гражданской авиации.
Значительный вклад в подготовку кадров, развитие и обеспечение авиационной и транспортной безопасности вносят работники учебных заведений (МГТУ ГА, СПГУ ГА, УВАУ ГА и др.), центров сертификации и авиационных учебных центров гражданской авиации, занимающихся вопросами сертификации аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации и профессиональной подготовки авиационного персонала. Как показали наши исследования и практика работы САБ, в настоящее время одной из основных проблем обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации является выявление взрывчатых веществ, взрывных и зажигательных устройств и других опасных предметов, закамуфлированных в вещах или скрытно спрятанных на теле и в одежде человека. Для решения этой проблемы необходимо широко использовать тактильный метод и системы радиолокационного сканирования, или так называемый метод радиосигнального голографирования, который основан на излучении активных миллиметровых волн. Эти волны, не проникая через кожу человека, отражаются от него. Они абсолютно безвредны даже для тех, кто использует кардиостимуляторы, поскольку мощность излучаемого сигнала в десять тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала обычного мобильного телефона. Необходимые технические средства для этих целей есть, это установки типа «ПРОВИЗИОН».
Важной проблемой, требующей решения, является нормативное правовое обеспечение авиационной безопасности в части усиления ответственности за нарушения правил АБ и безопасности полетов (БП).
Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за действия, угрожающие безопасности полетов и авиационной безопасности, нарушение правил использования воздушного пространства, нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, нарушение правил перевозки опасных веществ, нарушение правил пожарной безопасности на воздушном транспорте, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и груза на воздушном транспорте. Однако нарушения правил АБ и БП, в т. ч. на борту ВС, имеют более широкий спектр. Сотрудников АБ следует наделить более широкими правами по части обеспечения АБ. Поэтому необходим скорейший выход проекта федерального закона «О внесении изменений в ВК РФ в части реализации международных стандартов в области АБ».
Еще одна проблема – это внедрение современных систем непрерывного мониторинга АБ на всех объектах ГА, включая ВС и особенно салоны пассажирских самолетов и кабину пилотов.
Так, в Приложении 6 ИКАО, п. 13.2.3(б), говорится о том, что рабочие места пилотов «должны быть обеспечены средствами для мониторинга пространства за пределами кабины пилотов с обоих рабочих мест пилотов, с тем чтобы иметь возможность идентифицировать лиц, желающих попасть в кабину пилотов, и определить подозрительное поведение или потенциальную угрозу».
Далее ИКАО предоставляет указания по действиям по внедрению данного стандарта в документе Doc 9811 Restricted. В этом документе ИКАО указывает на то, что «летный экипаж должен иметь возможность с обоих рабочих мест пилотов четко видеть область двери, а также пространство непосредственно перед дверью, чтобы убедиться в том, что лицо, желающее попасть в кабину пилотов, не действует под принуждением».
Главной задачей мониторинга всей области двери за пределами кабины летного экипажа является предоставление возможности летному экипажу идентифицировать любое лицо, желающее попасть в кабину пилотов, и оценить, находится ли данное лицо под принуждением, а также точное определить ситуацию, сложившуюся до момента открывания двери. Мониторинг также требуется для оценки ситуации за дверью перед открытием двери для того, чтобы осуществить выход из кабины пилотов.
Мониторинг пассажирского салона необходим для своевременного выявления неадекватного, агрессивного поведения пассажиров (угрозы АНВ) и принятия срочных мер по упреждению развития чрезвычайной ситуации. Для оперативного мониторинга АБ, в т. ч. и в ходе предполетного досмотра пассажиров путем радиолокационного сканирования, радиолокационные порталы должны устанавливаться в обязательном порядке в пунктах предполетного досмотра авиапассажиров. После прохода через стационарный металлоискатель пассажир должен пройти через радиолокационный портал (не изменяя маршрута движения), и только после этого следовать к ленте транспортера интроскопа за ручной кладью.
Совершенствование направлений деятельности САБ, непрерывный мониторинг АБ, создание электронных баз данных, внедрение новых технических средств досмотра, в
т. ч. применение радиолокационных порталов, систем видеонаблюдения на борту ВС при обеспечении авиационной безопасности, позволит избежать попадания взрывчатых веществ, взрывных и зажигательных устройств и других опасных предметов и веществ (закамуфлированных в вещах, на теле и в одежде человека), а также опасных лиц на борт пассажирских самолетов, что обеспечит стабильную и безопасную работу воздушного транспорта в современных условиях.

Александр БОЧКАРЕВ,
доцент Московского государственного
технического университета гражданской авиации,
Илья БОЧКАРЕВ,
аспирант механического факультета
Московского государственного
технического университета гражданской авиации,
руководитель группы супервизоров аэропорта Шереметьево

15.08.2013

№ 38 (1001) 18 – 24 сентября 2017 года

Транспортная политика 84

Развитие – уверенное

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Костромскую область.В ходе поездки глава Минтранса вместе с губернатором региона…
Транспортная политика 93

МТК «Север – Юг»: второе дыхание

Российско–индийское сотрудничество обретает транспортную составляющую.В ближайшее время Россия, Индия, Иран и Азербайджан планируют начать перевозки…
Транспортная инфраструктура 100

У каждого моста своя высота

Об особенностях мостостроения в России. Немного истории Искусство наведения мостов было развито на Руси с древнейших времен. Основным строительным…
Морской транспорт 87

Драйвер туристической мобильности

В Санкт–Петербурге состоялся IX Международный форум «Водный туризм».По данным Всемирной туристической организации ООН, водный туризм в последнее…
Безопасность 88

Дороги, которые нас выбирают

Участники «Дорожной инспекции ОНФ/Карта убитых дорог» изучили ситуацию в нескольких регионах страны. Саратов Рейды по улицам столицы Саратовской…
Безопасность 98

Подозрительный посетитель

Как сотрудники ведомственной охраны надежно защитили мост.В Тобольске под руководством директора Уральского филиала ФГУП «УВО Минтранса России»…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ