• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 70

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Наступает «ЭРА–ГЛОНАСС»

Наступает «ЭРА–ГЛОНАСС»Минтранс России создает
систему экстренного
реагирования при авариях.

Наступает «ЭРА–ГЛОНАСѻ декабре 2013 года состоится запуск в постоянную эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА–ГЛОНАСС». Система обеспечит спасение жизней и сохранение здоровья. Заказчиком системы является Минтранс России. НП «ГЛОНАСС» определено решением Правительства РФ координирующим исполнителем проекта создания системы.
В презентации глобального проекта приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, исполнительный директор – директор Инновационного центра ОАО «Ростелеком» Павел Ройтберг.
– Основная задача системы ориентирована на повышение безопасности на дорогах, сохранение жизни людей. В России ежегодно в дорожно–транспортных происшествиях гибнут порядка 28 тыс. человек. Из них только 3% – в момент ДТП, а 56% – до прибытия в лечебное учреждение и оказания им квалифицированной медицинской помощи, – заявил Алексей Цыденов. – Правило «золотого часа» не работает. Задействовать это правило значит не только спасти многие тысячи наших сограждан, но и значительно минимизировать последствия травм для выживших, то есть снизить риски наступления инвалидности. Вопрос – в оперативности оказания медицинской помощи.
В рамках работ по госконтракту с Министерством транспорта Российской Федерации НП «ГЛОНАСС» создало инфраструктуру и провело комплексные испытания системы «ЭРА–ГЛОНАСС» в 60 регионах Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2013 года). В ближайшее время начнется полноценное рабочее тестирование масштабного продукта практически на всей территории страны. В настоящий момент система внедрена в 15 регионах РФ. Созданы и работают два навигационно–информационных центра (Москва и Санкт–Петербург), разработаны макеты терминалов «ЭРА–ГЛОНАСС». Активно идет формирование законодательной базы, необходимой для запуска системы. Так, для полноценного ее функционирования разработан проект закона, который в настоящее время находится в Госдуме, на него получено положительное заключение Правительства РФ. «Мы рассчитываем на то, что он будет принят в достаточно оперативном порядке», – сообщил представитель Минтранса России.
– Фактически мы сейчас впереди планеты всей, – утверждает Алексей Цыденов. – Подобные системы начали в свое время развиваться в Евросоюзе, Бразилии, но темпы развития там отстают. Мы начали чуть позже, но в итоге обогнали своих зарубежных коллег. И уже в этом году сдаем систему в опытную эксплуатацию. Такая же система будет внедряться в странах – членах Таможенного союза – в Белоруссии и Казахстане. Это предусмотрено вступающим в силу в следующем году техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действие которого начинается с января 2015 года. Он предусматривает обязательность оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА–ГЛОНАСС». Подчеркну, что с этого срока формула обязательности касается только автомобилей нового типа, то есть новых моделей, которые уже будут конструктивно оснащаться рассматриваемыми терминалами. Это условие касается не только российских, но и иностранных производителей автотехники, поставляющих транспортные средства в Россию. Оно согласовано со всеми основными зарубежными производителями.
Система работает следующим образом: при столкновении автомобилей сигнал об этом передается по сетям мобильной связи к оператору «ЭРА–ГЛОНАСС», который переадресовывает его в оперативную службу «112». В каждом бортовом устройстве (автотранспортном средстве) присутствует впаянная SIM–карта с повышенными эксплуатационными свойствами. Базового сотового оператора выбирает сам автопроизводитель на основании соответствующего конкурса. Но экстренный сигнал при аварии «цепляется» за любого из доступных операторов большой тройки. При этом сигнал идет в приоритетном порядке.
Инфраструктура глобальной системы создается во всех субъектах РФ. Она предусматривает наличие навигационно–информационного центра первого уровня, далее по федеральным округам создаются аналогичные центры второго уровня и непосредственно в 72 субъектах – регионально–коммутационные узлы. Данная система позволяет покрыть всю территорию страны, но только в регионах, где действует мобильная связь GSM. «На сегодня принята и реализуется Минкомсвязью программа по обеспечению мобильной связью федеральных трасс, – говорит Алексей Цыденов. – Следующий шаг – телефонизация региональных автодорог. Мы рассматриваем возможность в последующем создания связи в удаленных районах, не имеющих доступа к мобильной связи, через спутниковые системы. Такие технические решения находятся в стадии проработки. Здесь следует подчеркнуть, что подавляющее число всех ДТП происходит там, где мобильная связь есть. Как правило, это зоны с большей концентрацией транспортных средств,
Терминалы (бортовое устройство) «ЭРА–ГЛОНАСС» уже разработаны. Стоимость одного – порядка 3 тыс. руб. Они соответствуют унифицированным требованиям протоколов передачи информации и техтребованиям, утвержденным приказом Минтранса России. Массовое производство приборов начнется со второго квартала следующего года. Причем производить их могут как в России, так и за рубежом. Уже несколько десятков компаний заявили о поддержке функций нашей системы. С 2015 года при одобрении типа будут приниматься именно бортовые (стационарно устанавливаемые на транспортные средства) приборы. При этом потребитель может приобрести и навесное оборудование, но в базовом варианте система поставляется в комплекте с автомобилем».
Алексей Цыденов особо подчеркнул, что сама услуга передачи сигнала и обеспечения связи, включая мобильную связь, для потребителя бесплатна.
Следует сказать, что это одна из самых «коротких» из глобальных интеллектуальных программ современной России. Проект был одобрен комиссией по модернизации экономики РФ в 2009 году. Его эскизный вариант разрабатывался в 2010 году. В 2011 году проводилось техническое рабочее проектирование и проработка в трех пилотных зонах: в Москве, Санкт–Петербурге и Курске. В этом году намечаются запуск и опытная эксплуатация на большей части регионов РФ.
Немалая заслуга в реализации проекта принадлежит НП «ГЛОНАСС». «Мы участвуем в проекте как технологические консультанты, – говорит президент некоммерческого партнерства Александр Гурко, – и довольны работой всех своих партнеров». Среди последних были названы МегаФон и Ростелеком (предоставление площадок, а также каналов связи), ВымпелКом и МТС (резервные каналы связи), ГК «Цезарь–Сателлит» (в роли телематического оператора, обеспечивающего тестирование дополнительных услуг и предоставление опытных образцов абонентских терминалов). Навигационно–информационная платформа системы разрабатывается компанией Luxoft, а интеграционные процессы обеспечивают «Техносерв» и «Энвижн Групп». Всего в реализации уникального проекта участвуют порядка 30 компаний.
По словам Александра Гурко, сейчас отрабатывается сопряжение «ЭРА–ГЛОНАСС» со службами «112» (5 регионов) и управления мобильными нарядами МВД. В двух регионах (Башкортостан и Ленинградская область) проводятся пилотные проекты по высокоточному позиционированию, позволяющему обеспечить сантиметровую и даже миллиметровую точность при определении местоположения искомого объекта. Предусмотрены два фильтрующих контрцентра, которые позволят отсеивать ложные вызовы и передавать далее по цепочке корректную информацию. Общий принцип – присутствие в каждом субъекте РФ, с тем чтобы обеспечить сопряжение внедряемой системы с системами «112» на местном уровне.
Были также освещены технические детали проекта. Система позволяет автоматически определять место и время аварии, при этом информация о самом автомобиле записывается в профиль и стандартизирована в минимальном наборе данных. Эти данные передаются с транспортного средства либо в автоматическом режиме либо в ручном, обрабатываются оператором системы и направляются далее в службу «112».
В системе заблаговременно заложено немало дополнительных функций, позволяющих в дальнейшем ее активную коммерциализацию. По словам Александра Гурко, создается базовая система с федеральным покрытием, способная предоставлять достаточно надежные услуги по передаче данных с борта автомобилей. Планируется также реализация дополнительных услуг на ее основе. Это позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет по эксплуатации и развитию системы и в то же время позволит инициировать развитие рынка сопутствующих услуг.
Среди допуслуг – оценка тяжести ДТП, запись профиля ускорения, позволяющая определять тяжесть ДТП, что очень важно для страховых компаний, присутствует также возможность интеграции с другими бортовыми системами транспортного средства, в первую очередь с подушкой безопасности. Помимо прочего имеется функция самотестирования – самодиагностика терминала. Единая техническая политика, на основе которой разработан программный продукт, обеспечит единую картографию, а единые протоколы позволят системе стать базовой для осуществления проектов как государственных, так и корпоративных пользователей.
Систематизируя дальнейшее расширение способностей «ЭРА–ГЛОНАСС», следует отметить три основных направления. Это реконструкция обстоятельств ДТП: сохранение данных о параметрах движения ТС до, во время и после ДТП, данных о параметрах, характеризующих состояние и историю работы систем транспортного средства до, во время и после ДТП, и предоставление сохраненной информации по запросу. Немаловажными для предотвращения ДТП являются: передача сообщений о чрезвычайных и опасных ситуациях от других участников дорожного движения, информирование участников дорожного движения об аналогичных ситуациях в заданной географической области и по ходу движения, предупреждение опасных ситуаций посредством использования технологий связи «машина–машина» V2V. Третьим направлением является обеспечение унификации терминалов, в том числе с оборудованием мониторинга транспорта, систем сбора оплаты за пользования дорогами общего назначения, оборудованием контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографы), а также с устройствами сбора оплаты за проезд в пассажирском транспорте.
По мнению разработчиков, сервисная модель развития рынка на базе системы «ЭРА–ГЛОНАСС» обеспечивает баланс интересов государства и бизнеса.
Эффективность бизнес–модели придает способность новому продукту обеспечивать межсистемное взаимодействие, минимум дублирования, гармонизацию с международными системами. Государство получает растущий и конкурентный рынок, бизнес – снятие инфраструктурных барьеров, потребитель – качественные сервисы.
Судя по всему, основной коммерческий потенциал придется на долю мобильных операторов большой тройки. Об этом можно судить, исходя из их реальных возможностей. Так, радиопокрытие федеральных трасс МТС составляет 82%, МегаФона – 75%, «Билайна» – 73%. То есть ресурсы каждого из названных участников проекта значительно превышают возможности других конкурентов.
Пока же проект привлекателен не только бесплатностью услуги доставки экстренного вызова и достаточно высокой надежностью, но и относительной скромностью бюджета – сумарно 3,9 млрд руб. (затраты, начиная с 2010 года). Но главное, по самым скромным подсчетам, эксплуатация системы позволит ежегодно спасать жизни 4 тыс. человек. Речь также идет о сокращении инвалидизации (необратимых увечий), сохранении здоровья (снижение тяжести последствий ДТП) и снижении затрат на ликвидацию последствий ДТП.

Схема работы системы

Схема

Создание государственных навигационно–информационных систем – мировой тренд

Таблица

 

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

24.10.2013

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 179

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 182

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 190

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 195

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 195

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 209

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все