• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 24

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Неопределенность

возникает при выдаче специальных разрешений на международную перевозку опасных грузов.

В Российской Федерации автомобильным транспортом перевозится в среднем 65% всего объема опасных грузов, или более 500 млн тонн ежегодно. Объем международных автомобильных перевозок опасных грузов, выполняемых как иностранными, так и российскими перевозчиками по территории Российской Федерации, составляет около 4 млн тонн ежегодно. При этом процент аварийности на автомобильном транспорте при перевозках опасных грузов наиболее высок по сравнению с другими видами транспорта. Практически каждое тысячное автотранспортное средство, перевозящее опасные грузы, попадает в серьезную аварию. Ежегодно на дорогах Российской Федерации разливается 600 тыс. тонн опасных жидкостей.
Данный вид деятельности должен быть на особом контроле государства.
В связи с присоединением в 1994 году Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом наше государство уделяет особое внимание.
ДОПОГ применяется большинством его участников для регулирования как внутренних, так и международных автомобильных перевозок опасных грузов. Оно представляет собой соглашение между государствами и не предусматривает наличие какого–либо общего органа для обеспечения соблюдения его положений. На практике проверки на автомагистралях осуществляются договаривающимися сторонами, и несоблюдение положений ДОПОГ может привести к возбуждению национальными органами иска против нарушителей в соответствии с их внутригосударственным законодательством.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» обязанности компетентного органа по ДОПОГ возложены на Минтранс России.
Кроме того, Правительством Российской Федерации принято постановление «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». Данным постановлением министерствам и ведомствам Российской Федерации, осуществляющим изготовление или перевозку опасных веществ, поручено разработать специальные требования по обеспечению безопасности при перевозке этих веществ автомобильным транспортом, утвердить программу подготовки водителей, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить специальные маршруты для осуществления перевозок опасных грузов в населенных пунктах.
Минтрансом России утверждены  Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации с учетом положений ДОПОГ.
Во исполнение Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» Минтрансом России утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов (далее – Порядок).
Данный Порядок принят с несколькими целями. Во–первых, это упразднение сборов и платежей, взимаемых с перевозчиков за оформление специального разрешения; во–вторых, это приведение перечня опасных грузов, на которые требуется оформление специального разрешения, в соответствие с главой 1.10 приложения «А» ДОПОГ; в–третьих, это обеспечение требований безопасности и в–четвертых, это упрощение и сокращение бюрократических процедур, необходимых для получения специального разрешения хозяйствующими субъектами.
С учетом международных обязательств Российской Федерации необходимо разработать новые программы подготовки водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, ввести единую систему профессиональной подготовки, квалификационного отбора и аттестации персонала с жесткой системой ответственности учебных заведений за качество обучения, а работодателей – за использование  неквалифицированных специалистов.
В соответствии с Федеральным законом  «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» в случае осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации перевозчик обязан выполнять требования международного договора Российской Федерации о перевозках опасных грузов, а также требования правил перевозок опасных грузов, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно требованиям ДОПОГ каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды.
Функции консультанта определены ДОПОГ.
В настоящее время вопросы подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, в большинстве регионов Российской Федерации полностью находятся в ведении учебно–курсовых комбинатов и других образовательных учреждений без контроля со стороны компетентного органа, в результате чего процесс допуска водителей перешел из разрешительно–образовательной сферы в заявительно–коммерческую. 
С первого января будущего года для стран – участниц ДОПОГ намечено введение единого образца ДОПОГ–свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Вместе с тем порядок изготовления бланков ДОПОГ–свидетельств водителей и их выдачи  в Российской Федерации не определен.
Проводимые Ространснадзором контрольные мероприятия в отношении перевозчиков опасных грузов и выявляемые при этом нарушения свидетельствуют о низком уровне подготовки водителей к осуществлению перевозочной деятельности, а отсутствие на предприятиях консультантов по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, в том числе отсутствие аккредитованных образовательных учреждений для обучения и подготовки таких специалистов в данной сфере деятельности, не позволяет организовать проведение профилактических мероприятий по предупреждению  чрезвычайных ситуаций. 
Анализ результатов проведенных проверок хозяйствующих субъектов в области перевозок опасных грузов в международном сообщении показал, что в настоящее время подготовка водителей и специалистов (консультантов) по вопросам организации и безопасности перевозки опасных грузов в Российской Федерации, согласно требованиям ДОПОГ, должным образом не ведется.
В сложившейся ситуации возникает проблема с практическим применением законодательства при выдаче специальных разрешений в связи с невозможностью выполнения некоторых его положений хозяйствующими субъектами из–за отсутствия законодательно определенных условий (в том числе порядка подготовки консультантов), что значительно затрудняет развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Отсутствие аккредитованных (специализированных) учреждений по подготовке и обучению специалистов (консультантов) по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, единого порядка изготовления и выдачи бланков ДОПОГ–свидетельств водителей и консультантов создает проблему хозяйствующим субъектам при выполнении требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по перевозке опасных грузов и вносит неопределенность в применение должностными лицами требований ДОПОГ при выдаче специальных разрешений на международную перевозку опасных грузов.
В целях безопасности осуществления перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, предотвращения аварийных ситуаций, снижения тяжести их последствий и контроля за их перемещением необходимо усовершенствовать нормативную базу. В частности, следует разработать специальную программу подготовки водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, и специалистов (консультантов) по безопасности таких перевозок. Надо определить порядок изготовления и выдачи бланков ДОПОГ–свидетельств водителей. Важно определить порядок ведения реестров выданных ДОПОГ–свидетельств  водителей и консультантов. Требуется разработать порядок аккредитации (допуска) образовательных учреждений к процессу обучения водителей правилам перевозки опасных грузов и подготовки специалистов (консультантов) по безопасности в области перевозок опасных грузов. Стоит утвердить перечень учреждений (организаций), уполномоченных проводить экзамен. И, конечно же, определить виды транспортных средств, перевозящих опасные грузы, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»), и ответственность хозяйствующих субъектов за невыполнение требований по оснащению автотранспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.
Российская Федерация прошла большой путь формирования нормативного правового регулирования в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, оборота опасных веществ, провела ряд глобальных структурных преобразований в экономике и административном управлении и подошла к вопросу прямого применения положений ДОПОГ при осуществлении внутренних перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, что создаст необходимые предпосылки для совершенствования и актуализации внутрироссийского законодательства в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в соответствии с международным опытом и требованиями.

Андрей ЖУКОВ,
заместитель руководителя
Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 51

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 64

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 61

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 62

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 60

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 48

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все