• ноября 16, 2017 В КРЕМЛЕ

    Заседание комиссии

    Под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на…

  • ноября 16, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Защитить пассажира

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам совершенствования регулирования пассажирских авиаперевозок.
    В совещании приняли участие заместитель Председателя…

  • ноября 16, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Необходима оптимизация

    Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта,…

  • ноября 16, 2017 37

    Хроника 13 – 19 ноября 2017 года

    В Маниле состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с министром транспорта Республики Филиппины Артуром Тугаде.
    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих принял участие в форуме министров транспорта по безопасности дорожного движения.
    Открылась зимняя навигация на Москве–реке.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

«Норма» не для всех

«Норма» не для всехО новых возможностях
будущего досмотра авиапассажиров.

«Норма» не для всехВажнейшим направлением в авиационной безопасности (АБ) является повышение ее уровня за счет внедрения новых, инновационных технологий и технических средств при одновременном упрощении и ускорении процедур досмотра авиапассажиров.
Особенно это касается разделения потока авиапассажиров при досмотре на разные уровни. Что подтвердила и прошедшая в ноябре 2011 года в Москве Региональная конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по авиационной безопасности. На ней были затронуты три важнейшие темы. Одна из них – развитие новых методов предполетного досмотра авиапассажиров, которые должны применяться в будущем. Вторая – изучение и анализ методов обеспечения АБ при перевозках грузов воздушным транспортом. Процедуры специального контроля авиагрузов в настоящее время весьма трудоемки. Но в то же время грузовые перевозки имеют большое экономическое значение. Следовательно, необходимо найти компромиссное решение между поддержанием авиационной безопасности на должном уровне и обеспечением быстрой обработки и транспортировки грузов. И последняя тема – «практичность» систем АБ, упрощение их организации. 30% расходов аэропортов сейчас прямо или косвенно связаны с обеспечением авиационной безопасности. В будущем необходимо искать методы, которые были бы проще для авиапассажира, но одновременно гарантировали бы наивысший уровень ее обеспечения.
Презентация инновационного проекта ИАТА об упрощении процедур досмотра и разделении потока авиапассажиров на 3 уровня состоялась на 67–м общем собрании ИАТА, прошедшем в Сингапуре в июне минувшего года.
 Представителями ИАТА предложена для рассмотрения и внедрения в производство совершенно новая система АБ, основанная на инновационных технологиях, включающая ускорение процедур досмотра для авиапассажиров. Речь идет о скорейшем внедрении в повседневную работу служб авиационной безопасности аэропортов биометрических систем, а также других методов. Новые системы будут сравнивать полученные при биометрическом сканировании результаты с теми данными, которые хранятся в чипе паспорта пассажира. Эти меры могут помочь выявить наиболее опасных пассажиров, а также существенно сократить время на прохождение контроля безопасности в аэровокзалах.
Новая система АБ, позволяющая на порядок сократить время предполетного досмотра, может появиться в аэропортах уже в 2016 году.
Пункты спецконтроля в аэропортах можно будет пройти без очередей, больших задержек, снятия ремней и обуви, раздевания и распаковки багажа. Акцент сместится на выявление подозрительных людей. Упростить процедуру досмотра позволят биометрическое сканирование и разделение пассажиров на категории по «степени риска». Идея современного пункта досмотра заключается в разделении потока пассажиров на три части: «известные пассажиры», путешественники для «обычного» и «повышенного» досмотра. Определить, к какой группе относится тот или иной человек, поможет биометрический идентификатор в паспорте. При этом уровень внимания к тому или иному человеку будет оцениваться по информации из доступных источников загодя, до прибытия пассажира на аэровокзал. Минимальная степень внимания – «часто путешествующие» – будет уделяться туристам, которые проходили проверку благонадежности при получении визы. Они будут проходить через спецконтроль быстрее всех. Для большинства пассажиров – о которых известно мало – предусмотрен средний коридор – «норма». Третий коридор предполагается применять в качестве дополнительной меры АБ.
Главное преимущество заключается в том, что пассажирам больше не придется выгружать все свои вещи на конвейерную ленту, а также снимать ремни и обувь. Группы разных рисков будут досматриваться по–разному.
Те, кто уже проходил сканирование раньше и не вызывает подозрения, могут пройти через коридор с облегченным режимом проверки. Они должны будут пройти стандартные процедуры. «Известным пассажирам», которые зарегистрировались и прошли проверку в госорганах, удастся пройти через спецконтроль быстрее всего. Для большинства путешественников предусмотрена категория «обычного досмотра». «Обычные пассажиры» подвергнутся сканированию обуви и проверке на детекторе, выявляющем взрывчатые вещества.
«Повышенный досмотр» ждет лишь тех людей, о которых имеется мало информации, кто относится к категории «высокого риска», а также выбранных произвольно. Те же, кто вызовет подозрения, например, пассажиры, купившие билет наличными в один конец, пройдут полную проверку, в том числе сканирование всего тела и одежды. Для проверки пассажиру необходимо будет лишь пройти по коридору, останавливаясь на короткое время перед соответствующим детектором.
В этом плане заслуживает большого внимания заявление руководства ИАТА. Как заявил в то время генеральный директор Джованни Бизиньяни, авиакомпании тратят по семь с половиной млрд долларов в год на обеспечение авиационной безопасности. «Но зачастую полеты превращаются для пассажиров в сплошное мучение. Конечно, контролировать безопасность необходимо, но делать это нужно так, чтобы человек не чувствовал себя униженным. Мы постараемся сделать так, чтобы пассажирам не пришлось стоять в долгих очередях, раздеваться и подвергаться нередко малоприятному ощупыванию», – добавил он.
Стандарты будущего пункта предполетного досмотра авиапассажиров разрабатывают 19 стран ИКАО. Эксперты ИАТА прогнозируют, что к моменту массовой эксплуатации новой системы, то есть через 5 лет, примерно треть от общего числа пассажиров будут классифицированы как часто летающие, а 60% войдут в категорию «нормального риска».
Главным преимуществом новой системы является повышение уровня авиационной безопасности, а также скорость и простота прохождения спецконтроля.
Основная составная часть новой системы АБ – это новые средства идентификации личности. Например, система идентификации личности по радужной оболочке глаза Panasonic BM–ET200 – это простая в конфигурировании и использовании система со временем идентификации 0,3 секунды. Она оптимально подходит для идентификации пассажиров в аэропортах и для контроля доступа на ВС. Компания Panasonic разработала уникальное высокоскоростное устройство захвата изображения, которое распознает рисунок радужки глаз в течение всего лишь 0,3 секунды после того, как положение глаз выровнено с двумя зеркалами, которые расположены на передней панели. При этом положение глаз естественным образом выравнивается на горизонтальной линии, что значительно упрощает идентификацию. Если идентификация не была осуществлена с первого раза, операция автоматически повторяется. Система обладает высокой степенью безопасности с коэффициентом ошибочной идентификации 1 из 1,2 млн за счет использования индивидуальных различий сложных рисунков радужной оболочки глаза человека. Следует отметить, что радужная оболочка глаз имеет очень сложный рисунок, который отличается даже у близнецов, рисунок радужки стабилизируется в возрасте от шести месяцев до двух лет и остается неизменным в течение всей жизни.
Идентификация по радужной оболочке глаза является самой точной из всех биометрических идентификационных систем, причем рисунок радужки практически невозможно подделать. Коэффициент ошибочной идентификации является настолько низким, что вероятность распознавания одной личности в качестве другой практически равна нулю. Для настройки оптимального расстояния положения глаз и правильного положения перед устройством предусмотрены голосовые команды и световой индикатор. Угол двух встроенных камер может регулироваться в соответствии с ростом пользователя.
Устройство защиты от несанкционированного вскрытия препятствует извлечению информации из системы. Звуковой сигнал тревоги срабатывает с помощью встроенного выключателя защиты от несанкционированного вскрытия. Сигналы тревоги передаются также системе управления доступом и серверу администрирования.
Важным условием внедрения биометрических систем является наличие биометрического паспорта у авиапассажиров.
В него нельзя вписать детей. Для выезда за границу с ребенком любого возраста придется оформлять на него персональный паспорт.
Отличие загранпаспорта нового образца от старого заключается в наличии на лицевой стороне загранпаспорта специального знака, свидетельствующего о том, что документ содержит биометрические данные своего владельца. Эта информация хранится в микрочипе, который содержит в себе сведения с титульного листа, а также высококачественное фото хозяина биометрического паспорта. Подделать такой загранпаспорт практически невозможно: информация защищена электронной подписью.
Наличие биометрического загранпаспорта повышает степень доверия к российскому гражданину со стороны зарубежных паспорт-но–визовых служб и САБ, а потому пересечение границ и пунктов досмотра других государств с загранпаспортом нового образца существенно упрощается.
Широкое внедрение инновационных технологий и методов, новых средств досмотра, в том числе многоуровневых систем досмотра авиапассажиров, позволит надежно защитить гражданскую авиацию от актов террора и незаконного вмешательства.

Александр БОЧКАРЕВ, доцент МГТУ ГА,
Илья БОЧКАРЕВ, руководитель группы супервизоров
аэропорта Шереметьево

19.01.12

№ 46 (1009) 13 – 19 ноября 2017 года

Новости 93

Первая ласточка президентского проекта

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в открытии автомобильного обхода Звенигорода. В церемонии открытия также участвовали губернатор…
Транспортная политика 99

Транспортный потенциал

Он в значительной степени определяется возможностями транзита. Прошедший в Санкт–Петербурге Международный форум «Транспортный потенциал» вот уже в…
Городской пассажирский транспорт 120

Нацеленность на инновации

демонстрирует отечественный пассажирский транспорт. Состоявшийся недавно в Санкт–Петербурге Международный инновационный форум пассажирского…
Рынок услуг 86

Зигзаги авиастраховщиков

Какие проблемы существуют на рынке и как их решить? Тема страхования в довольно специфической авиатранспортной нише затрагивается нечасто. С точки…
Безопасность 98

Наравне с водителями

пешеходы должны нести ответственность за нарушение правил. Инспекторы из народа Наверняка многим знакома такая картина: пешеход переходит дорогу, не…
Экология 102

Сезон охоты у дельфинов

Ученые наблюдают за ними в районе строительства Крымского моста. В Керченском проливе завершается осенняя экспедиция биологов и экологов, ведущих…
Показать все