• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 58

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Последний зацеп

1-37_s.jpg


Складывается опасная
молодежная субкультура.

1-37.jpg

Погиб парень из соседнего подъезда. Слышал, как, обсуждая ту смерть, люди называли ее «глупой». Можно по–разному относиться к этому утверждению, но ведь никто не заставлял 19–летнего студента вместе с однокурсником кататься на крышах вагонов столичного метро. Собственное безрассудство унесло две молодые жизни.
О той гибели писали в газетах. Она произошла на Филевской линии столичной подземки. Тело моего соседа с множественными переломами нашли около полуночи на крыше вагона на станции «Киевская», его однокурсника – спустя десять минут на путях между станциями «Кунцевская» и «Пионерская» той же линии.
Один из любителей острых ощущений, по сути, «коллега» погибших студентов, 19–летний Артем, так прокомментировал ЧП на Филевской линии: «Парней, конечно, жалко. Но они сами виноваты. «Русич» выше, чем старые вагоны метро. На открытом участке под трубой явный негабарит, а они этого не учли. А вообще те, кто в метро цепляются, полные лохи. Но, как говорится, в семье не без урода…»
«Езда в метро снаружи поезда практически стопроцентно приводит к гибели решившихся на экстремальное развлечение, – говорит главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. – У тоннеля и выхода из него на станцию существуют габариты приближения к подвижному составу. Они не рассчитаны на то, что снаружи вагона кто–то есть. Все сооружения построены с минимальным приближением к подвижному составу, и при любом катании человек может просто лишиться частей тела». Кроме габаритов тоннеля, смертельную опасность несет контактный рельс, пояснил главный архитектор. По его словам, хотя в основном он защищен специальным коробом, но есть места, где провод оголен.
Но, несмотря на такие предостережения, находятся отчаянные головы, которые с упорством, достойным лучшего применения, лезут на крыши вагонов подземки. Гибнут, получают тяжелейшие травмы и, что парадоксально, гордятся этим. Вот какой пример привела на одном из «круглых столов» по этой теме подполковник полиции Елена Коренкова, которая много лет работает с подростками: «Как–то мы навестили одного из пострадавших, который в результате зацепа потерял ногу. Меня поразили его слова: буду, как Маресьев! Спрашиваю: кто это? Это герой, отвечает. И я, говорит, буду героем. То есть психологически подросток, оставшись инвалидом, считает себя человеком, который готов умереть на зацепе! Это один из примеров того, насколько глубока проблема, с которой мы столкнулись».
В том, что проблема не из легких, убеждены не только сотрудники полиции, работники железной дороги и метро. Обеспокоены психологи и педагоги, уполномоченные по правам ребенка и депутаты. И есть от чего. Счет подростков, сгоревших от прикосновения к контактной сети, перерезанных колесами составов, покалеченных и оставшихся инвалидами, идет на десятки и растет с каждым годом.
Нетрудно догадаться, что речь идет о так называемых зацеперах – молодых людях из неформального движения, члены которого в поисках острых ощущений катаются на крышах и сцепках электричек и поездов метро. Наиболее безрассудные ложатся в колею между рельсами перед прибытием состава. Свои похождения экстремалы любят снимать на фото и видео и выкладывать записи «подвигов» в Интернете. А соединение зацеперов и любителей селфи повысило этот зловещий урожай.
Сами зацеперы называют себя на английский манер руфрайдерами. Кроме них, есть трэйнхоперы, трэйнрайдеры, электричкеры, вдальрайдингеры, трейнсерфингеры – так они себя называют в зависимости от вида поездного экстрима. Если, например, руфрайдеры предпочитают кататься на крышах вагонов, то трейнхоперы выбирают исключительно товарняки. Более того, появится еще один подвид зацепинга – сапсанинг: особо отчаянные головы начали «осваивать» высокоскоростные «Сапсаны», обычная скорость которых 220–250 км/час, а максимальная – до 350. Уже выявлены несколько случаев обнаружения зацеперов на поездах «Сапсан».
Основу движения зацеперов составляют подростки, возраст которых чуть больше десяти лет.
– Недавно разбился 11–летний ребенок. Катался с друзьями на автосцепке электрички. Сорвался на ходу поезда. Получил серьезную черепно–мозговую травму. До сих пор лежит в «Склифе». Скорее всего, останется инвалидом на всю жизнь, – рассказывает майор полиции Елена Терешина. – А вообще, гибнут и тяжело травмируются зацеперы постоянно. В основном подростки от 12 до 17 лет. Часто договариваются в соцсетях, собираются целыми командами, человек по 30, на какой–нибудь железнодорожной станции. Потом небольшими группами по три – пять человек залезают на авто-сцепки и крыши электричек. В пути снимают себя на мобильники, потом выкладывают снимки на своих страницах в Интернете. Правда, довольно часто такие «подвиги» заканчиваются печально. В нашем архиве есть видеоролик, где один зацепер снял на видео смерть товарища: вот он, радостный, смеется. Показывает большой палец. Потом – вскрик, падение под вагон, и все... Страшная смерть!
Слишком дорого обходятся эти секунды «славы»!
Посидев пару дней на «зацеперских» сайтах, понял, что только в столичном мегаполисе количество любителей острых ощущений «зашкаливает» за 25 тысяч человек. Чуть меньше в Питере. Сколько их по стране, никто не считал. Известно лишь, что такие сообщества зафиксированы в трети субъектов России. В 2012 году было вдвое меньше. Если представить карту России и пометить красными точками города, в которых проживают школьники и студенты, зарегистрированные в соцсетях в группах зацеперов, то карта будет походить на тело больного ветрянкой.
К слову, зарегистрироваться довольно просто: несколько кликов мышкой, и приходит сообщение: «Привет, новичок! Мы рады тебя приветствовать в нашей группе! Эта статья создана для того, чтобы ты мог быстрее и проще влиться в наше движение. Она поможет тебе освоиться здесь и понять, кто же такие зацеперы».
И неважно, что иные из этих групп объявлены «закрытыми» – вступить в них не сложно: надо лишь заполнить простую регистрационную форму, вписав в нее немногие данные о себе, которые, естественно, проверить невозможно. В том числе – информацию о возрасте. Впрочем, вопрос о возрасте новобранцам, как правило, и не задается. А вот реклама зацепинга как «огромного мира со своими обычаями, культурой, фольклором, нестандартными железнодорожными путешествиями – красочными, захватывающими» – присутствует. Как и того, что «другого способа самовыражения, который дает массу адреналина, впечатлений, удовольствий и чувства свободы, не найти». И, кажется, никто при этом не чувствуют своей ответственности за малолеток–пацанов, которых завораживает «крутость» железнодорожных экстремалов, их мужская дружба, их бесцензурное, а очень часто и нецензурное общение онлайн…
Вся эта виртуальная переписка вынудила транспортную полицию вести мониторинг социальных сетей в Интернете с целью выявления запланированных групповых акций экстремалов. Например, недавно таким образом сотрудники предотвратили две массовые акции зацеперов в Москве и Санкт–Петербурге.
Озорующие на дорогах подростки были, есть и будут – за извозчиков цеплялись, за конки, за трамвай, троллейбус. Вырастали – забывали про свое детское шалопайство. Сегодня проблема куда серьезнее, чем это видится железнодорожникам, полицейским, депутатам и простым обывателям. Потому что сегодня все эти зацепинги, трэйнхопы, руфрайды, битвинвагонрайдинги – не просто подростковые шалости, преходящая возрастная потребность в адреналине, а вполне себе сложившаяся молодежная субкультура. Со своим лексическим аппаратом, клубным общением, со своей философией, лидерами и авторитетами. Последние, по мнению специалистов, вовсе не подростки, а люди, давно вышедшие из возраста бунтующих гормонов. Так что у «подростковой» проблемы есть вполне взрослые идеологи.
Разумеется, в первую очередь речь идет о сохранении молодых жизней. Но не только. Все масштабнее становятся размеры ущерба, который наносят любители острых ощущений на рельсах. РЖД регулярно подсчитывают миллионные потери, ведь каждый сбой движения – прямые убытки. Недавно десятки электричек выбились из графика из–за смерти зацепера. «В пути следования задержан 31 пригородный электропоезд на время  от 6 до 17 минут. Три электрички, следовавшие за составом, на крыше которого был обнаружен зацепер, прибыли в Москву с опозданием на два с половиной часа», – сообщила пресс–служба МЖД. Трагедия произошла на столичной железнодорожной станции Лосиноостровская. Когда обследовали вагон, выяснилось, что на крыше находился молодой человек. Зацепив высоковольтные провода, он получил удар током. Прибывшие на место врачи скорой помощи констатировали его смерть. И было мальчишке всего 12 лет.
Каждый раз, когда появляется сообщение об очередной трагедии, в прессе и в обществе поднимается шквал негодования: ругают безбашенных подростков, рискующих не только своей жизнью, но и жизнью других людей, ругают родителей и школу. Работники РЖД и полицейские предлагают штрафовать любителей экстремальных развлечений не на 100 рублей, как сейчас, а на 5000, а начальник столичной подземки Иван Беседин после ряда трагедий в метро и вовсе пожелал, «чтобы штрафы за зацепинг составляли до 10 миллионов рублей и, кроме того, чтобы за это ввели уголовную ответственность». Железнодорожники предлагают рассматривать сайты и форумы зацеперов в соцсетях, приглашающие «покататься», как провоцирующие молодежь к суициду, и блокировать их без суда и следствия. А еще – дополнить школьный предмет «ОБЖ» разделом «Безопасное поведение при нахождении на железнодорожном транспорте», а родителей обязать лучше следить за детьми.
Негодованием переполнены и различные форумы Интернета.
«Введите для пойманных на зацепинге общественные работы на 300 часов минимум, чтоб составы мыли, убирали, оттирали маркеры, отдирали жвачки. И польза будет, и исчезнет желание на состав залезть. И административный арест обязательный».
«Полиции надо отлавливать зацеперов и на 15 суток накладывать административный арест – отправлять мыть вагоны да мусор из электричек выносить. И пусть попробуют только заявить, что их унижают и заставляют работать! Вся Европа и Америка живет по таким законам. А с родителей штраф нужно не 100 рублей брать, а 10 тысяч».
«Себя не жаль, пожалейте хотя бы своих родителей!»
«Нужно камеры устанавливать на вагонах и перед отправлением проверять, чтобы никого не было. И ввести огромные штрафы за попытку залезать. Столько случаев гибели, а мер никаких!»
А вот мнение специалиста, заведующего отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергея Ениколопова: «Можно ли обычными официальными запретами, родительско–учительскими нотациями и разъяснениями, что это опасно и так делать нельзя, застраховать подростков от их влечения к экстриму? Думаю, что нет. Хотя пытаться, разумеется, надо. Используя и старые добрые нотации, и возможности СМИ, и тот же Интернет. И, видимо, в первую очередь работу с взрослыми пропагандистами всевозможных зацеперских развлечений. Тут и шоковая терапия возможна. Например, показывать реальные последствия таких забав. Думаю, увиденная сцена похорон очередной жертвы зацепинга, горе родных, потерявших сына или дочь, может отрезвить много юных голов».
К слову, на похоронах моего соседа было много молодых людей. Возможно, это стало для них уроком…
Владимир ГОНДУСОВ
10.09.2015

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 140

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 150

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 157

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 151

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 158

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 168

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все