• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 68

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Преступников ловят в… лабораториях

Преступников ловят в… лабораторияхВ рамках комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте
состоялся пресс-тур в ЭКЦ.

Преступников ловят в… лабораториях28 февраля 2013 года из организма «гостя» из Средней Азии, прибывшего в Москву, было изъято около одного килограмма героина, упакованного в несколько десятков капсул из полимерного материала. Наркотик был доставлен в экспертно–криминалистический центр Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу (ЭКЦ УТ МВД России по ЦФО). Здесь эту партию героина и продемонстрировали журналистам, приглашенным на пресс–тур, который состоялся в преддверии профессионального праздника экспертов–криминалистов.
Первого марта 2013 года исполнилось 94 года со дня создания экспертно–криминалистических подразделений в органах внутренних дел Российской Федерации. История экспертной службы Управления на транспорте ведет свой отсчет с середины 50–х годов. Тогда в московском УВД на железнодорожном транспорте работала научно–техническая группа в составе всего двух человек. С тех пор экспертная служба неоднократно преобразовывалась – менялись названия, штатная численность, статус. Подразделение было научно–техническим, оперативно–техническим отделением, экспертно–криминалистическим отделом. В 2003 году, после реорганизации, отдел был переименован в экспертно–криминалистический центр и сейчас представляет собой современное подразделение, осуществляющее производство экспертиз по 13 направлениям экспертной практики.
Пресс–тур в ЭКЦ был организован в рамках комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Благодаря этой программе за минувшие два года сюда поставлены 28 единиц спецтехники. С их помощью в 2012 году проведены 845 специальных экспертиз и 837 исследований, осуществлены 3322 оперативных проверки по учетам.
– Это серьезное аналитическое оборудование, которое требует специализированной подготовки сотрудников, привлечения специалистов для настройки и ввода его в эксплуатацию, – рассказал начальник ЭКЦ УТ МВД России по ЦФО, подполковник полиции Павел Севастьянов. – Вот, к примеру, поступившая к нам год назад передвижная криминалистическая лаборатория на базе автомобиля «Фиат». Она оснащена оборудованием для осмотра места происшествия и проведения следственных действий на объектах транспорта. Причем в любое время суток. Возьмем пример из практики. Недавно в ночное время выезжали к Казанскому вокзалу, где на путях был обнаружен труп с ножевыми ранениями. К генератору была подключена световая башня, что дало возможность криминалистам найти орудие преступления, получить с него следы рук, которые в дальнейшем проверили через автоматизированную дактилоскопическую информационную систему (АДИС) «Папилон». В итоге было установлено лицо, совершившее преступление. Эту лабораторию мы весьма эффективно использовали и на месте аварийной посадки самолета Ту–204 во Внуково в конце 2012 года.
Павел Севастьянов отметил, что передвижная лаборатория эффективно использовалась не один десяток раз, но в 15 случаях без нее эксперты–криминалисты вообще не смогли бы обойтись. Особенно по кражам, подразумевающим проникновение в помещение. «Снять пальчики» специалистам помогает целый арсенал средств. Здесь и специальные формочки со шпателем, упаковочный материал и лаки, позволяющие закрепить изымаемые следы на сыпучих поверхностях, фольга для изъятия и проведения экспертиз запахов и ольфакторных следов человека, гипс для снятия объемных следов обуви, транспортных средств на снегу или на песке, многое другое. И все это доставляется в лаборатории ЭКЦ, которых здесь несколько. К примеру, в химико–физической, где установлена хромато–масс–спектрическая система на базе прибора «Кристалл 5000.2», в день нашего пресс–тура проводились многочасовые исследования дизельного топлива, изъятого из железнодорожной цистерны, из которой же, предположительно, совершен незаконный слив топлива.
– Это очень актуальная тема, так как кражи горюче–смазочных материалов весьма распространены, – пояснил начальник отдела спецэкспертиз ЭКЦ, подполковник полиции Сергей Алтунин. – А крадут чуть ли не цистернами, и следовая база по таким видам преступлений очень скромная. Поэтому здесь экспертиза имеет ключевое значение. Она дает возможность сравнить топливо, изъятое у преступников, с тем, которое содержится в железнодорожной емкости, и установить, однородны ли эти жидкости. А для исследования наркотических средств у нас есть универсальный прибор «Фокус». В его силах проводить экспертизу наркотиков и полимеров, лаков и красок.
В ЭКЦ особое внимание уделяется автоматизированным криминалистическим учетам с использованием положительно зарекомендовавших себя систем «Папилон» и «Портрет–Поиск». Отечественный мобильный комплекс «Папилон», произведенный в городе Миасс Челябинской области, представляет собой ударопрочный чемодан, снабженный оборудованием для дактилоскопических проверок. К этому оборудованию относится электронный дактилоскопический сканер, ноутбук, принтер, планшетный сканер и цифровой фотоаппарат. С помощью мобильного комплекса можно проводить экспресс–проверки по отпечаткам пальцев рук. Причем достаточно только двух пальцев обеих рук – среднего и указательного. Кроме того, комплекс позволяет проверить установочные данные соответствующего лица, сделать электронную дактилоскопическую карту и вывести ее на бумажный носитель.
– Мы можем по дактилоскопической базе проверить следы, изъятые с мест происшествий, и по базе проверить лицо, которому эти следы принадлежат, – рассказала старший эксперт организационно–методического отдела группы криминалистических учетов ЭКЦ Елена Линева. – Этот комплекс представляет собой также локальную станцию удаленного доступа к АДИС ЦФО. К примеру, я сейчас работаю со следом пальца руки, изъятым при осмотре места происшествия и скопированным на дактилоскопическую пленку. Этот след переведен в электронный вид при помощи планшетного сканера. Заданы точки, то есть детали узора пальца, которые отправлены в базу данных. Сейчас, как вы видите, идет поиск, который занимает не более пяти минут. И вот, пожалуйста, найден конкретный человек. Комплекс выдает его паспортные данные, дактилоскопическую карту, основания, по которым он дактилоскопировался. В итоге установлено лицо, которое необходимо задержать оперативникам.
Естественно, комплекс отслеживает лишь тех, кто уже когда–то «засветился». Благодаря этой системе в 2012 году удалось выявить лиц, причастных к совершению 70 преступлений. За январь этого года установить удалось еще 21 лицо. Кроме того, что система сама по себе эффективна, еще происходит постоянное пополнение базы.
Всего были получены 23 комплекса «Папилон». Один был оставлен в ЭКЦ, остальные – переданы в подразделения. Дело в том, что в подчинении УТ МВД России по ЦФО помимо всех московских вокзалов, трех портов речного транспорта, столичных аэропортов находятся еще все областные центры транспортных развязок – Воронеж, Тамбов, Брянск, Калуга, Тверь, Рязань, Смоленск и ряд других крупных транспортных узлов. Теперь и там есть свои мобильные системы «Папилон». Работает комплекс от сети и от аккумуляторов, рассчитанных на 9 часов работы без подзарядки. Кроме того, его можно подзарядить от бортовой сети автомобиля. Кстати, некоторые участники пресс–тура пожелали лично поучаствовать в демонстрации работы систем АДИС «Папилон». Ко всеобщему удовлетворению их данные в базе отсутствовали.
Несколько лабораторий ЭКЦ сейчас находятся в состоянии реконструкции и совсем скоро вступят в строй. Это касается взрывотехнической лаборатории, для которой получен категорированный компьютер «Панцирь» и соответствующая библиотека, потому что взрывотехник, обладающий специальными знаниями, является секретным работником со второй формой допуска. И помещение у него должно быть соответствующее. Такое же помещение готовится и под медико–криминалистичекую лабораторию, которая позволяет восстанавливать папиллярные узоры останков человеческого тела. Эти останки обнаруживаются, как правило, в дальних парках отстоя транспорта. Кроме того, в этой лаборатории специалисты будут иметь возможность восстанавливать прижизненный облик человека по костям черепа. В биологической лаборатории проводятся исследования крови и волос, в дактилоскопической – работают с объектами, с которых еще предстоит снять следы. Специализированное помещение отведено под баллистическую лабораторию с антирикошетным покрытием для отстрела оружия. Всего же в ближайшее время в ЭКЦ УТ МВД России по ЦФО вступят в строй шесть полноценных лабораторий.

Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

06.03.2013

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 193

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 224

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 232

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 533

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 203

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 221

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все