• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 47

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Против рисков – адекватные меры

Против рисков – адекватные мерыОб эффективности надзора за безопасностью плавания шел разговор на Общественном совете при Ространснадзоре.

Против рисков – адекватные мерыПочти 40 тысяч объектов водного транспорта: морские и речные суда, судоходные компании, морские и речные порты, гидротехнические сооружения – все это находится под неусыпным оком Госморречнадзора. Его деятельность направлена, в первую очередь, на применение мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера. Одна из основных задач – пресечь и не допустить юридическими лицами и гражданами нарушения обязательных требований в установленной сфере деятельности. А еще на применение мер по ликвидации последствий указанных нарушений.
В № 41 «ТР» мы рассказали о результатах расследования комиссией Ространснадзора двух аварийных случаев, произошедших с судоходным плашкоутом «Варнек» и буксирным теплоходом «Алексей Кулаковский». Об этом и вообще об эффективности надзора за безопасностью плавания шел разговор на Общественном совете при Ространснадзоре.
О реальном положении дел собравшиеся узнали из доклада заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Попова и представленных им многочисленных таблиц и диаграмм. Так, только за 9 месяцев этого года Госморречнадзором проведены 21 726 проверок, причем львиная доля из них – 19 745 – пришлась на суда. Пятизначным оказалось и количество выявленных нарушений – 13 155. Это ли не показатель сохранения рисков возникновения транспортных происшествий? Потому были приняты и адекватные меры: 1803 раза запрещалось движение судов, составлены 3233 протокола об административных нарушениях, 302 дела направлены в суд. На сумму, между прочим, в
1 млн 893 тыс. рублей. Эта сумма штрафов на 82% больше показателей прошлого года.
Чтобы закончить финансовую тему, надо сказать, что с 1 апреля этого года территориальные управления могут составлять протоколы по статьям прямого действия. И на 1 сентября сумма таких штрафов составила 2 млн 590 тыс. рублей. Общая же сумма составила почти 4 млн 500 тыс. рублей.
За 9 прошедших месяцев произошли 74 аварийных случая. В том числе и две очень серьезные аварии, о которых было сказано выше. Было отмечено также, что в половине расследованных аварий причиной являлся человеческий фактор. Это и несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном, и нарушение нормативных правил, и неоправданный риск, и несогласованность действий капитанов судов в караване при ледовой проводке.
Участники заседания отметили, что сложившаяся ситуация, при которой растет аварийность на морском и внутреннем водном транспорте, увеличивается число погибших в результате аварий на море, требует принятия незамедлительных мер как от всех участников транспортного процесса, так и со стороны контролирующих и надзирающих органов.
Настораживает снижение внимания со стороны судоходных компаний к работе по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства. Особенно возмущают сознательные нарушения. Такие как направление судоводителей в морские квалификационные комиссии капитанов морских портов с недостоверными сведениями о стаже их плавания и группах судов. Такой случай был вскрыт в ходе расследования аварийного случая – затопления теплохода «Алексей Кулаковский».
Общественный совет рекомендовал службе направить в Минтранс России предложения по внесению изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях с целью увеличения штрафов за нарушения безопасности судоходства. А также по принятию нормативно–правового акта, регламентирующего порядок изъятия или аннулирования дипломов и квалификационных свидетельств в случаях, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания РФ.
К сожалению, в последнее время из органов государственного морского и речного надзора происходит отток опытных кадров. Как в силу достижения предельного возраста пребывания на государственной службе, так и вследствие оживления экономики в перевозочном процессе, куда вновь возвращаются опытные судоводители, в период кризиса пришедшие на работу в органы Госморречнадзора. Труд в последнем по–прежнему является одним из наиболее малооплачиваемых по сравнению с другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору. Поэтому при подготовке предложений о сокращении числа государственных служащих необходимо учесть, что в настоящее время в Госморречнадзоре нет избытка государственных служащих, а инспекторов в территориальных органах уже сегодня не хватает.
Был на Общественном совете заслушан и еще один вопрос. «О нормативном регулировании проведения осмотра судов внутреннего и смешанного (река–море) плавания». С сообщением по нему выступил заместитель начальника Управления Госморречнадзора Андрей Фролов.
9 июня 2010 года Правительством РФ принято Постановление «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций». В нем четко разделены понятия «осмотр транспортных объектов и транспортных средств» и «проверка субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность».
В первом случае определено, что государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия: производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает беспрепятственно служебные и производственные помещения (включая контролируемую зону аэропорта (аэродрома)) субъектов транспортного комплекса.
Таким образом, возникла необходимость в создании и, главное, в принятии для инспекторского состава Ространснадзора и Управления государственного морского и речного надзора руководящего документа по осмотру судов внутреннего и смешанного (река–море) плавания. Такой документ должен содержать четкое разграничение прав и обязанностей транспортных инспекторов при проведении ими осмотра судов, по порядку проведения осмотра судна, порядку заполнения акта осмотра судна и порядку выдачи предписания на устранение выявленных несоответствий действующему законодательству. Также в этом документе должны быть прописаны причины, подтвержденные нормативно–правовыми и нормативными актами, по которым осуществляется задержание судна.
Принятие этих нормативно–правовых актов не только создаст правовую основу для реализации должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта функций по осмотру судов. В планах службы создать систему осмотра судов на внутренних водных путях по образцу системы контроля морских судов со стороны государства порта, с ведением соответствующей электронной базы осмотра судов. Это позволит, во–первых, сделать осмотры «прозрачными», так как база осмотра судов по примеру электронных баз меморандумов о взаимопонимании по контролю судов со стороны государства порта может быть открытой и каждый желающий может проверить наличие замечаний по тому или иному судну.
Во–вторых, ведение электронной базы позволит сократить число осмотров судов, так как инспектор, к примеру, Северо–Западного управления в Санкт–Петербурге будет знать, что данное судно за последние два месяца уже один раз прошло осмотр, к примеру, инспектором Южного управления в Ростове–на–Дону и признано не имеющим замечаний, и, соответственно, повторной проверке инспектором Северо–Западного УГМРН не подлежит.
На основании акта осмотра речных судов и системы кодификации несоответствий будет разработан Административный регламент исполнения государственной функции, предусмотренной п. 7 статьи 34 КВВТ – осмотра судов на внутренних водных путях государственными транспортными инспекторами.
Общественный совет одобрил представленный проект и просит Минтранс России утвердить типовую схему акта осмотра речных судов с предложенной системой кодификации несоответствий.

Виктор ДМИТРИЕВ

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 89

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 127

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 109

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 108

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 103

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 90

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все