• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Родится ли истина в споре?

Родится ли истина в споре?Достаточно ли принятых мер по защите аэропортов, вокзалов и других объектов, являющихся привлекательной мишенью для террористов?

Родится ли истина в споре?Рамки металлоискателей, через которые теперь приходится проходить пассажирам, появились в столице на Курском железнодорожном вокзале буквально через несколько дней после теракта, совершенного в аэропорту Домодедово в январе 2011 года.
В срочном порядке были приняты беспрецедентные дополнительные меры по защите аэропортов, вокзалов и других, не только транспортных объектов, которые являются привлекательной мишенью для террористов.
Но достаточно ли этих мер, чтобы мы чувствовали себя в безопасности? Обсуждения этой проблемы, острые споры и диспуты продолжаются.
Казалось бы, в принятых ранее, начиная с 1998 года, федеральных законах о борьбе с терроризмом четко определено, что противодействовать угрозам, предотвращать теракты входит в обязанность таких силовых структур, как ФСБ, МВД, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны. Однако теракт в Домодедово показал, что частный аэропорт оказался не готов к атаке смертников.
Силовые структуры не отрицали своей вины. Но в то же время они ссылались и на определенные обязанности владельцев столь прибыльного бизнеса. При разборе, почему не удалось предотвратить теракт, структуры, ответственные за обеспечение безопасности, старались переложить вину друг на друга. Словом, в Домодедово все получилось, как в известной поговорке: «У семи нянек – дитя без глазу». Минувшим летом после горячих обсуждений инициированных МВД законодательных поправок Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и Федеральный закон «О транспортной безопасности». Однако споры вокруг этих документов не только не прекратились, но и продолжаются с еще большей страстью. Особую тревогу они вызвали у бизнес–сообщества.
В законопроект вводится новое понятие – антитеррористическая защищенность объекта.
Против принятия этого понятия никто фактически не возражает, даже несмотря на то, что это приведет к удорожанию строительства. Озабоченность у бизнесменов вызвало то, что обеспечить защиту от террористической угрозы должны сами владельцы аэропортов, вокзалов и т. д. По новому законопроекту именно они обязаны будут принимать различные меры по предотвращению угроз теракта, самостоятельно для этого приобретать антитеррористическое оборудование.
Должен ли частный бизнес противостоять терроризму, и если да, то как? Каким образом предложенные нововведения отразятся на предпринимателях и на нашей повседневной безопасности? На эту тему и состоялся разговор на прошедшем в пресс–центре РИА «Новости» заседании «круглого стола» на тему «Антитеррористические правила: безопасность для граждан или угроза для бизнеса?». В нем приняли участие председатель наблюдательного совета Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, вице–президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. А также председатель комиссии по налоговому учету и администрированию «МГО Опоры России» Сергей Зеленов и председатель Координационного совета ГУВД г. Москвы по взаимодействию с охранно–сыскными структурами Игорь Голощапов.
Последний положительно оценил разрабатываемый законопроект и считает, что принять его следует, не откладывая в долгий ящик, как можно быстрее.
– Идея обязать бизнес заботиться об обеспечении безопасности объектов, хозяевами которых они являются, на мой взгляд, вполне здравая. Государство выступает за то, чтобы были установлены определенные нормативы и стандарты безопасности, которые предприниматели должны соблюдать. Разве они не заинтересованы в защите своих объектов, оборудовать их так, чтобы на территорию не могли проникнуть преступники, а уж тем более террористы? Давайте вспомним о том, что, когда москвичи начали устанавливать в своих квартирах железные двери, количество квартирных краж резко сократилось.
Ему возразил Сергей Зеленов.
– Мы перекладываем обязанности, которые до сих пор выполняли государственные силовые структуры, на бизнес. И при этом почему–то игнорируем, что ни один предприниматель не имеет представления, как бороться с террористами, их этому никто никогда не учил. Идея, возможно, и благородная, а по сути неправильная. Государство свои обязанности перекладывает на бизнес, но не дает им инструмента для предотвращения теракта.
Самым непримиримым оппонентом сторонников нового законопроекта на заседании «круглого стола» был Кирилл Кабанов.
– Мы со специалистами подразделений «Альфа» и «Вымпел» подготовили доклад и свои предложения о предотвращении терроризма. Но их почему–то при разработке законопроекта игнорировали. Государство, перекладывая свои обязанности на предпринимателей, нарушает закон о силовых структурах. Когда заходит речь о Домодедово, все говорят о следствии, а не о причинах, почему произошел теракт. Ведь в аэропорту находились Федеральные антитеррористические службы безопасности. В Домодедово имелись все необходимые средства контроля, но у этих служб не было права обыскивать подозрительных пассажиров. Теперь по новому законопроекту обязанности по защите объектов перекладываются на бизнес. Но не ясно, кто будет унифицировать для них контрольное оборудование и применяемую технику. Обеспечение объектов этим оборудованием вовсе не гарантирует, что поставлен надежный заслон террористам.
Позицию Кабанова поддержал Алексей Филатов.
– В Домодедово после теракта все начали искать «крайних» – на кого свалить вину за случившееся. На последнем этапе предотвратить теракт крайне сложно. Все средства и усилия следует направлять на то, чтобы выявить и предотвратить агрессивный акт еще на стадии его подготовки. По новому законопроекту даже на небольших объектах требуется установить рамки–металлоискатели. А задумывался ли кто о цене такой рамки, которая наверняка возрастет, как только значительно увеличится на нее спрос? И при этом они могут превратиться в бутафорию: есть немало взрывных устройств, в которых нет ни грамма металла. Сейчас устанавливают рамки на станциях московского метрополитена. В часы пик они становятся совершенно бесполезными. При таком потоке пассажиров, как в столичной подземке, выявить террориста просто невозможно. Во всем мире объекты защищают от террористов частные охранные предприятия, которые специально и целенаправленно для этого готовят. Мы же, возлагая ответственность на владельцев объектов, как всегда, идем своим путем.
Более скоординированную позицию озвучил Антон Цветков.
– Мы при обсуждении законопроекта, который до его принятия еще будет корректироваться с учетом поступающих критических замечаний, почему–то бросаемся из одной крайности в другую. Террористическая угроза сегодня существует во всем мире, идет необъявленная война. И с этим всем нам приходится считаться. От борьбы с терроризмом никто не должен оставаться в стороне. Инициатива привлечь к антитеррористической защите бизнес, с моей точки зрения, заслуживает не обструкции, а поддержки. Должна же быть ответственность у предпринимателей, а то они построят торговый центр, застрахуют его, и их больше не волнует, сожгут его или взорвут террористы.
С таким заключением в отношении бизнесменов не согласилось большинство участников «круглого стола». И спор после выступления Цветкова снова начал набирать обороты.
– Чепуха это! Бизнесмен больше, чем кто–либо, заинтересован в том, чтобы не взорвали его объект, – возразил Цветкову Алексей Филатов. – И многие предприниматели, не дожидаясь законодательных указаний, по своей инициативе устанавливают в своих офисах, торговых центрах защитное и контролирующее оборудование. Безусловно, в борьбе с террористической угрозой никто не имеет права оставаться в стороне, но не надо перекладывать все с больной головы на здоровую. Новый законопроект – это фактически признание неудовлетворительной работы охранных органов.
– Конечно же, нас должны защищать охранные органы, это все же прерогатива государства, – поддержал его Сергей Зеленов. – Предприниматели не смогут предотвратить теракт, они просто не знают, что необходимо для этого делать. Этому учат в силовых структурах. Может, стоило бы и для бизнесменов организовать курсы, прежде чем возлагать на них столь ответственные обязанности.
Продолжил разговор Кирилл Кабанов.
– Наделяя бизнес не свойственными ему функциями, государство слагает с себя и перекладывает на владельцев объектов всю ответственность за исход борьбы с террористами. В законопроекте почему–то не прописано, кто и за чей счет должен обеспечить предпринимателей защитным и контролирующим оборудованием. Если за счет самих бизнесменов, значит, следует ждать очередного витка повышения цен на билеты на все виды транспорта, на всю производимую у нас в стране продукцию. В законопроекте не прописано, какую ответственность в случае невыполнения возлагаемых на него обязанностей будет нести предприниматель: уголовную или административную? И подобных неувязок при внимательном изучении документа можно обнаружить немало.
Доводы, которые приводили на заседании «круглого стола» сторонники законопроекта и их оппоненты, звучали достаточно убедительно. Остается сожалеть, что не пригласили сюда ни одного предпринимателя. Их мнение тоже хотелось бы услышать.
Так кто же прав в этом споре? Одобрит ли уже новый состав Госдумы законопроект во втором и третьем чтениях?

Владимир ЧИСТОВ

15.12.2011

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 157

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 207

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 178

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 175

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 170

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 163

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все