• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 95

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Шлагбаум – это анахронизм

Шлагбаум – это анохранизмОт властей на местах зависит активная  фаза строительства путепроводов.

Шлагбаум – это анохранизмПроблема безопасного пересечения железнодорожных переездов давно находится в центре внимания ученых и инженерно–технических работников железнодорожного и автомобильного транспорта, сотрудников ГИБДД, да и властей на местах, что вполне объяснимо – россияне все чаще стали попадать в аварии на переездах.
Приведу в пример лишь несколько  аварий, произошедших в минувшем году.
Один человек погиб, трое ранены в результате ДТП на железнодорожном переезде в Узловском районе Тульской области. Авария произошла на 338–м километре юго–восточного направления Московской железной дороги – с грузовым поездом столкнулся легковой автомобиль ВАЗ–2102.
Товарняк протащил машину на несколько метров от железнодорожного переезда по насыпи, после чего легковушка пробила забор дома станционного смотрителя. В аварии погиб один человек, еще трое травмированы. Среди пострадавших двое детей. Причина ДТП – выезд легкового автомобиля на переезд на запрещающий сигнал.
На регулируемом железнодорожном переезде в поселке Отрада Мценского района Орловской области поезд, следовавший по маршруту Москва – Донецк, столкнулся с автомобилем ВАЗ–21099. В результате столкновения погибли два человека – водитель и пассажир легковушки.
На перегоне Фадино – Стрела на участке Омск – Иртышское Западно–Сибирской железной дороги произошло столкновение грузового поезда № 2786 с автомобилем марки ВАЗ–2115. Кроме владельца, в автомобиле находились еще три пассажира. Поездная бригада применила экстренное торможение, но вследствие малого расстояния, чуть более 50 м, столкновение предотвратить не удалось. В результате аварии три человека погибли на месте, а водитель был доставлен в омскую городскую больницу, где скончался от полученных травм.
Этот список, от которого веет человеческой болью и трагедией, можно и дальше продолжать. Как свидетельствует статистика, на железнодорожных переездах в 2013 году  произошли 273 дорожно–транспортных происшествия, в которых пострадали 209 человек, 64 из них – погибли. Практически все ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые в нарушение правил дорожного движения выезжали на переезды при запрещающих показаниях автоматической сигнализации и закрытых шлагбаумах, либо из–за неисправности автотранспортного средства врезались в проходящий подвижной состав.
Как следует из информации департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», в акционерном обществе «проводится работа по модернизации железнодорожных переездов и оборудованию их современными предупредительными и заградительными устройствами». Так, за 9 месяцев 2013 года работники акционерного общества провели капитальный ремонт 476 переездов, более чем на 280 объектах уложены резинотехнические настилы, на 15 – проведена модернизация автоматической переездной сигнализации. Устройством заграждения оснащены 3 переезда, шлагбаумами – 8. С начала года за счет средств федерального бюджета построены 3 новых автодорожных путепровода.
К слову, в ведении ОАО «РЖД» находятся свыше 11 тыс. железнодорожных переездов.
Информация из департамента корпоративных коммуникаций не вселяет оптимизма – это капля в море по сравнению с тысячами регулируемых и нерегулируемых переездов, находящихся в ведении РЖД. И дело здесь не в желании или нежелании акционерного общества заниматься заведомо затратными проектами – работа по строительству автодорожных путепроводов ведется совместно с администрациями регионов, где главенствующую роль играет все–таки субъект Федерации. Именно от властей на местах зависит активная фаза строительства и финансирование объекта.
А теперь, пожалуй, будет нелишним обратиться к мировой практике.
На сегодняшний день в Соединенных Штатах около 140 тыс. пересечений автомобильных и железных дорог на одном уровне. 50 тыс. с небольшим – оснащены шлагбаумами, 23 тыс. – проблесковыми сигналами, 1,2 тыс. переездов – автодорожными указателями, световыми и звуковыми сигналами. Программа повышения безопасности на переездах и предотвращения происшествий на них и в полосе отвода железнодорожных линий построена на использовании трех принципов: образование, технические и инженерные мероприятия.
С 2007 года американцы приступили к поэтапному закрытию переездов и ликвидировали более тысячи одноуровневых пересечений с железной дорогой. Американские железнодорожники решают эту проблему в тесном сотрудничестве с местными властями, автодорожниками и бизнес–кругами. Аналогичную работу провела и еще одна железная дорога – Burlington Northern Santa Fe Railway. Она приступила к программе ликвидации переездов более десяти лет назад и свой 5000–й переезд закрыла в августе 2010 года. Все это принесло свои плоды. Число аварий сократилось на 36%.
В Бельгии семь лет назад было более 1800 публичных переездов. Все они действуют автоматически. Для бельгийцев нештатная ситуация начинается с подачи аварийного сигнала на диспетчерский пункт. К внештатным ситуациям относится, например, следующая: шлагбаум не опускается в течение 32 секунд после того, как поступила команда на закрытие, или переезд остается закрытым более десяти минут. В таком случае к переезду незамедлительно отправляется соответствующий специалист, а все движение на данном участке останавливается. Правда, машинист, который уже находится на данном участке, может продолжать движение, но со скоростью не более 5 км/ч и постоянно подавая звуковой сигнал.
Но, несмотря на это, несчастные случаи имели место. В конце 90–х годов бельгийцы приняли решение сократить число переездов. В соответствии с планом переезды четвертой категории (без шлагбаумов и светофоров, оборудованные только знаком в виде красно–белого креста) должны быть ликвидированы на всех железных дорогах с регулярным движением. Количество переездов третьей категории также уменьшили. Третья категория – без шлагбаумов, но со светофором, который имеет только два запрещающих красных фонаря. Такой переезд открыт для уличного движения, если светофор и звуковой сигнал не действуют. Семь лет назад в Бельгии было 305 таких переездов. Сохраняющиеся переезды остальных трех категорий (всего их пять) были оборудованы новыми системами безопасности.
Охраняемые переезды на британских железных дорогах представляют собой сложную структуру, интегрированную в систему сигнализации. Они должны обеспечивать защиту от поездов, приближающихся с любого направления по любому пути, и для этого на каждом из них задействованы в среднем не менее 6 рельсовых цепей, 8 изолированных стыков, 12 путевых педалей, 4 блоков определения местоположения и около 5 км кабельной сети. Дополнительно такие переезды оснащены шлагбаумами с соответствующими приводными механизмами, мигающими сигнальными огнями и бетонными либо резиновыми панелями дорожного покрытия для проезда автомобильного транспорта.
Обычные переезды в Великобритании представляются относительно дорогими по сравнению с другими странами. Например, в отличие от многих переездов на североамериканских железных дорогах, где стандартные элементы настила уложены поперек пути и безопасность автомобилистов зависит от их внимания, британские переезды можно рассматривать как требующие чрезмерных затрат, но при этом, правда, заметно снижающие риск происшествий, особенно с учетом принятой в стране культуры поведения за рулем.
Что касается культуры поведения за рулем, в частности, при проезде одноуровневых пересечений, то очень многим россиянам знаком видеоролик, рассказывающий о курьезе на переезде Вишняково (Московская область, Ногинский район). Водитель черного BMW куда–то очень торопился, причем настолько желал побыстрее проскочить переезд, что уговорил нескольких мужчин ему помочь в этом. Часть из помощников подняла шлагбаум, а один из них попытался опустить заградительную крышку устройства, да, видимо, не рассчитал свои силы и упал на землю. Тронувшийся автомобиль врезался в поднявшуюся крышку и остановился, наглухо перекрыв проезд остальным участникам движения.
К счастью, на железнодорожном пути не оказалось ни поезда, ни электрички, и никто не пострадал, лишь автомобилю был причинен ущерб по вине самого автовладельца.
А завершить материал хочется все же на оптимистической ноте. Основания для этого есть. Так, РЖД совместно с правительством Московской области разработали и реализуют программу строительства переездов в двух уровнях. По словам президента акционерного общества Владимира Якунина, «работы уже начаты, пока речь идет о возведении к 2015 году 51 переезда. К строительству будут привлекаться также частные инвесторы, что позволит расширить программу. В перспективе вывод автомобильных потоков во второй уровень должен стать повсеместной практикой. Переезды со шлагбаумом – это анахронизм, от которого надо уходить, тем более, что с учетом развития высокоскоростного движения они просто опасны».

Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»

20.13.2014

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 281

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 283

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 321

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 276

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 278

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 239

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все