• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 24

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Виноваты не только стрелочники

Виноваты не только стрелочникиЧтобы системные нарушения
не привели рельсовый путь в тупик.

Виноваты не только стрелочникиЖелезная дорога. Это не только перевозка грузов, путешествие с комфортом. Это еще и многочисленные риски. Какие? Рассказывает Западно–Сибирский транспортный прокурор, государственный советник юстиции 2 класса Сергей Феоктистов.
– В чем заключаются основные особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства РФ о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на полигонах ЗСЖД?

– Необходимость осуществления прокурорского надзора на транспорте обязывает работника транспортной прокуратуры, кроме общих знаний федеральных законов, владеть множеством специальных терминов и понятий, содержащихся в том числе в ведомственных правовых актах. Выходя на проверку в транспортные предприятия, прокурор должен обладать необходимыми техническими знаниями, позволяющими дать оценку законности действий не только различных служб предприятий железнодорожного транспорта, но и оценить полноту и обоснованность мер, принятых контролирующими и надзорными органами. Надзор за соблюдением законодательства в области железнодорожного транспорта является для нас одним из приоритетных направлений деятельности, и такие проверки проводятся транспортными прокурорами на территории Западной Сибири на постоянной основе. Ежегодно результаты проверок в этой сфере и состояние законности обсуждаются на коллегии Западно–Сибирской транспортной прокуратуры с участием всех надзирающих прокуроров региона, а при необходимости, и руководителей органов контроля и надзора.
– Хотелось бы услышать о спектре применяемых мер прокурорского реагирования на выявленные недостатки и нарушения действующего законодательства со стороны ОАО «РЖД».
– Эти меры предусмотрены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Спектр достаточно широк: от объявления предостережения до возбуждения уголовных дел. В 2013 г. Западно–Сибирской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены 4856 нарушений закона, послуживших основанием для внесения 433 представлений об устранении нарушений закона, их причин и условий. В судебные органы направлены 670 заявлений, основную часть которых составили обращения с требованиями, касающимися обеспечения безопасности использования железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
– Приведите, пожалуйста,  примеры нарушений, допускающихся предприятиями железнодорожного транспорта.
– Наиболее сложным остается положение с содержанием и ремонтом подвижного состава и путевого хозяйства, где зачастую нарушается технология эксплуатации технических средств, железнодорожных путей, не соблюдается порядок повышения квалификации и аттестации ответственных руководителей и специалистов.
За такого рода нарушения, например, руководству Иланской дистанции пути внесено представление, в суд направлен иск о понуждении отремонтировать 6 км путей общего пользования с истекшим сроком капитального ремонта.
В связи с эксплуатацией 11 км путей общего пользования, которые не ремонтировались на протяжении двух последних лет, Тайгинским транспортным прокурором внесены представления руководству Анжерской и Тайгинской дистанций пути.
По представлению и удовлетворенному судом иску Красноярская дистанция пути прекратила использование 6 км железнодорожных путей необщего пользования с истекшим сроком капитального ремонта.
Серьезную опасность представляют нарушения норм и правил содержания стрелочных переводов, что создает угрозу сходов подвижного состава, может привести к человеческим жертвам и ущербу окружающей среде.
По требованию прокурора к дисциплинарной и административной ответственности привлечены работники Абаканской дистанции пути, которыми на двух стрелочных переводах станций Минусинск и Кошурниково допущено разъединение остряков от рамных рельсов, что создавало предпосылки к сходам подвижного состава.
Надлежащее содержание железнодорожных путей напрямую зависит от их своевременного и качественного осмотра с использованием путеизмерительной техники. Однако анализ показал, что и здесь закон нарушается практически повсеместно.
Путеизмерительные тележки и вагоны–дефектоскопы зачастую используются с истекшим сроком проведения капитального ремонта.
К примеру, только Новосибирским транспортным прокурором в деятельности 5 поднадзорных ему дистанций пути установлены факты эксплуатации путеизмерительных тележек без капитального ремонта. В Чулымской же и Тогучинской дистанциях пути дефектоскопы вообще использовались с выработанным ресурсом, в связи с чем в суд направлены 5 исков о запрете их эксплуатации.
– Как обстоят дела с соблюдением трудового законодательства на железнодорожном транспорте?
– В текущем году особое внимание прокуроров было сосредоточено на вопросах соблюдения режима труда и отдыха членов локомотивных бригад. И каждым вторым прокурором в данной сфере были выявлены системные нарушения.
К примеру, 232 машиниста и их помощника в Эксплуатационном локомотивном депо Красноярск–Главный в течение всего года привлекались к сверхурочным работам более чем на 120 часов, а 42 работника локомотивных бригад за указанный период отработали сверхурочно более 200 часов, что оказывало негативное влияние на безопасность движения и приводило к их повышенной утомляемости. В связи с этим начальнику депо внесено представление.
В Эксплуатационном локомотивном депо Новосибирск нарушались порядок и сроки предоставления отпусков, а также режим рабочего времени, в связи с чем внесено представление, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в отношении должностных и юридического лиц возбуждены 8 дел по ст. 5.27 КоАП РФ, в суд направлен иск.
– Какие проверки ведут к возбуждению уголовных дел и по каким статьям УК?
– В текущем году вскрыты факты эксплуатации подвижного состава при отсутствии средств и технических устройств, влияющих на безопасность движения.
Такие системные нарушения выявлены на Западно–Сибирской железной дороге, когда ее работниками на станции Мереть были зафиксированы факты отсутствия авторежимов и авторегуляторов на прибывающих из Омской, Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края вагонах. По результатам проверки по инициативе Новокузнецкого транспортного прокурора возбуждены 90 уголовных дел по фактам хищений тормозного оборудования.
Есть и другой пример. В Красноярском крае возбуждено и направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника Диспетчерского центра управления перевозками Службы движения Восточно–Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением (филиал ОАО «РЖД») Сергея Михолапа, обвиняющегося в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Как было установлено, используя свое служебное положение, он за незаконное денежное вознаграждение организовал в условиях существующего дефицита предоставление грузовых вагонов юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Красноярского края и Иркутской области.
Общая сумма коммерческого подкупа по всем преступным эпизодам составила 2 505 700 руб.
– На железной дороге всегда беспокоит уровень травматизма. Где в основном «собака зарыта»?
– Конечно, трудно оспаривать тот факт, что подавляющее количество случаев травмирования граждан на железной дороге происходит не по вине железнодорожников, а по причине личной невнимательности самих граждан, нарушения ими правил поведения на железнодорожном транспорте либо вследствие нахождения на путях в состоянии опьянения.
И тем не менее именно средствами прокурорского надзора транспортные прокуроры должны защитить жизнь и здоровье этих нерадивых граждан, поскольку в настоящее время нормативно четко не определены требования к техническому оснащению железных дорог, ограничивающему свободный доступ к его объектам повышенной опасности.
К концу минувшего года на Западно–Сибирской и Красноярской железных дорогах произошли 192 случая травмирования граждан, в их числе 9 детей. К несчастью, шестеро погибли.
Практика показывает, что предприятиями транспорта не проводится анализ непроизводственного травматизма. Зачастую превентивные меры на наиболее травмоопасных участках ими принимаются лишь после прокурорского вмешательства и во исполнение уже вступивших в силу судебных решений.
Например, по искам Барнаульского транспортного прокурора станции Голубцово и Бешенцево вблизи посадочных платформ оборудованы местами для безопасного перехода граждан через железнодорожные пути. По исковым заявлениям Омского транспортного прокурора пешеходными переходами и настилами оборудованы посадочные платформы 7 станций, а также остановочных пунктов Омского, Иртышского и Называевского участков пути.
– Имеется ли положительная динамика в работе транспортной прокуратуры?
– На протяжении последних трех лет, в том числе благодаря настойчивому вмешательству прокуроров в вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, отмечается двукратное сокращение транспортных происшествий с участием подвижного состава. Снижение количества транспортных происшествий зафиксировано и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта.
Этих результатов удалось достичь путем реального устранения средствами прокурорского надзора причин допущенных нарушений закона и способствовавших им условий. А именно – приведением в исправное состояние путей, локомотивного и вагонного парков, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, контактной сети, электроснабжения и многих других технических средств.

 

Беседу вела 
Оксана АЛЕКСАНДРОВА

 


14.08.14

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 51

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 65

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 62

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 63

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 60

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 49

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все