• октября 19, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Передано полномочие

    Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП». Законопроект предполагает передачу Ространснадзору полномочия МВД России по рассмотрению…

  • октября 19, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Внесут изменения

    Межведомственная рабочая группа по вопросу внесения изменений в нормативные правовые акты в части провоза багажа завершила работу по внесению изменений в Федеральные авиационные правила «Общие…

  • октября 19, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    В перевозке отказать!

    Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рассмотрел два законопроекта, предоставляющие авиакомпаниям право отказывать в воздушной перевозке лицам за совершение ими…

  • октября 19, 2017 53

    Хроника 16 – 22 октября 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Дагестан.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов провел селекторное совещание о ходе реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
    Состоялось очередное заседание совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Виноваты не только стрелочники

Виноваты не только стрелочникиЧтобы системные нарушения
не привели рельсовый путь в тупик.

Виноваты не только стрелочникиЖелезная дорога. Это не только перевозка грузов, путешествие с комфортом. Это еще и многочисленные риски. Какие? Рассказывает Западно–Сибирский транспортный прокурор, государственный советник юстиции 2 класса Сергей Феоктистов.
– В чем заключаются основные особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства РФ о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на полигонах ЗСЖД?

– Необходимость осуществления прокурорского надзора на транспорте обязывает работника транспортной прокуратуры, кроме общих знаний федеральных законов, владеть множеством специальных терминов и понятий, содержащихся в том числе в ведомственных правовых актах. Выходя на проверку в транспортные предприятия, прокурор должен обладать необходимыми техническими знаниями, позволяющими дать оценку законности действий не только различных служб предприятий железнодорожного транспорта, но и оценить полноту и обоснованность мер, принятых контролирующими и надзорными органами. Надзор за соблюдением законодательства в области железнодорожного транспорта является для нас одним из приоритетных направлений деятельности, и такие проверки проводятся транспортными прокурорами на территории Западной Сибири на постоянной основе. Ежегодно результаты проверок в этой сфере и состояние законности обсуждаются на коллегии Западно–Сибирской транспортной прокуратуры с участием всех надзирающих прокуроров региона, а при необходимости, и руководителей органов контроля и надзора.
– Хотелось бы услышать о спектре применяемых мер прокурорского реагирования на выявленные недостатки и нарушения действующего законодательства со стороны ОАО «РЖД».
– Эти меры предусмотрены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Спектр достаточно широк: от объявления предостережения до возбуждения уголовных дел. В 2013 г. Западно–Сибирской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены 4856 нарушений закона, послуживших основанием для внесения 433 представлений об устранении нарушений закона, их причин и условий. В судебные органы направлены 670 заявлений, основную часть которых составили обращения с требованиями, касающимися обеспечения безопасности использования железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
– Приведите, пожалуйста,  примеры нарушений, допускающихся предприятиями железнодорожного транспорта.
– Наиболее сложным остается положение с содержанием и ремонтом подвижного состава и путевого хозяйства, где зачастую нарушается технология эксплуатации технических средств, железнодорожных путей, не соблюдается порядок повышения квалификации и аттестации ответственных руководителей и специалистов.
За такого рода нарушения, например, руководству Иланской дистанции пути внесено представление, в суд направлен иск о понуждении отремонтировать 6 км путей общего пользования с истекшим сроком капитального ремонта.
В связи с эксплуатацией 11 км путей общего пользования, которые не ремонтировались на протяжении двух последних лет, Тайгинским транспортным прокурором внесены представления руководству Анжерской и Тайгинской дистанций пути.
По представлению и удовлетворенному судом иску Красноярская дистанция пути прекратила использование 6 км железнодорожных путей необщего пользования с истекшим сроком капитального ремонта.
Серьезную опасность представляют нарушения норм и правил содержания стрелочных переводов, что создает угрозу сходов подвижного состава, может привести к человеческим жертвам и ущербу окружающей среде.
По требованию прокурора к дисциплинарной и административной ответственности привлечены работники Абаканской дистанции пути, которыми на двух стрелочных переводах станций Минусинск и Кошурниково допущено разъединение остряков от рамных рельсов, что создавало предпосылки к сходам подвижного состава.
Надлежащее содержание железнодорожных путей напрямую зависит от их своевременного и качественного осмотра с использованием путеизмерительной техники. Однако анализ показал, что и здесь закон нарушается практически повсеместно.
Путеизмерительные тележки и вагоны–дефектоскопы зачастую используются с истекшим сроком проведения капитального ремонта.
К примеру, только Новосибирским транспортным прокурором в деятельности 5 поднадзорных ему дистанций пути установлены факты эксплуатации путеизмерительных тележек без капитального ремонта. В Чулымской же и Тогучинской дистанциях пути дефектоскопы вообще использовались с выработанным ресурсом, в связи с чем в суд направлены 5 исков о запрете их эксплуатации.
– Как обстоят дела с соблюдением трудового законодательства на железнодорожном транспорте?
– В текущем году особое внимание прокуроров было сосредоточено на вопросах соблюдения режима труда и отдыха членов локомотивных бригад. И каждым вторым прокурором в данной сфере были выявлены системные нарушения.
К примеру, 232 машиниста и их помощника в Эксплуатационном локомотивном депо Красноярск–Главный в течение всего года привлекались к сверхурочным работам более чем на 120 часов, а 42 работника локомотивных бригад за указанный период отработали сверхурочно более 200 часов, что оказывало негативное влияние на безопасность движения и приводило к их повышенной утомляемости. В связи с этим начальнику депо внесено представление.
В Эксплуатационном локомотивном депо Новосибирск нарушались порядок и сроки предоставления отпусков, а также режим рабочего времени, в связи с чем внесено представление, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в отношении должностных и юридического лиц возбуждены 8 дел по ст. 5.27 КоАП РФ, в суд направлен иск.
– Какие проверки ведут к возбуждению уголовных дел и по каким статьям УК?
– В текущем году вскрыты факты эксплуатации подвижного состава при отсутствии средств и технических устройств, влияющих на безопасность движения.
Такие системные нарушения выявлены на Западно–Сибирской железной дороге, когда ее работниками на станции Мереть были зафиксированы факты отсутствия авторежимов и авторегуляторов на прибывающих из Омской, Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края вагонах. По результатам проверки по инициативе Новокузнецкого транспортного прокурора возбуждены 90 уголовных дел по фактам хищений тормозного оборудования.
Есть и другой пример. В Красноярском крае возбуждено и направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника Диспетчерского центра управления перевозками Службы движения Восточно–Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением (филиал ОАО «РЖД») Сергея Михолапа, обвиняющегося в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Как было установлено, используя свое служебное положение, он за незаконное денежное вознаграждение организовал в условиях существующего дефицита предоставление грузовых вагонов юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Красноярского края и Иркутской области.
Общая сумма коммерческого подкупа по всем преступным эпизодам составила 2 505 700 руб.
– На железной дороге всегда беспокоит уровень травматизма. Где в основном «собака зарыта»?
– Конечно, трудно оспаривать тот факт, что подавляющее количество случаев травмирования граждан на железной дороге происходит не по вине железнодорожников, а по причине личной невнимательности самих граждан, нарушения ими правил поведения на железнодорожном транспорте либо вследствие нахождения на путях в состоянии опьянения.
И тем не менее именно средствами прокурорского надзора транспортные прокуроры должны защитить жизнь и здоровье этих нерадивых граждан, поскольку в настоящее время нормативно четко не определены требования к техническому оснащению железных дорог, ограничивающему свободный доступ к его объектам повышенной опасности.
К концу минувшего года на Западно–Сибирской и Красноярской железных дорогах произошли 192 случая травмирования граждан, в их числе 9 детей. К несчастью, шестеро погибли.
Практика показывает, что предприятиями транспорта не проводится анализ непроизводственного травматизма. Зачастую превентивные меры на наиболее травмоопасных участках ими принимаются лишь после прокурорского вмешательства и во исполнение уже вступивших в силу судебных решений.
Например, по искам Барнаульского транспортного прокурора станции Голубцово и Бешенцево вблизи посадочных платформ оборудованы местами для безопасного перехода граждан через железнодорожные пути. По исковым заявлениям Омского транспортного прокурора пешеходными переходами и настилами оборудованы посадочные платформы 7 станций, а также остановочных пунктов Омского, Иртышского и Называевского участков пути.
– Имеется ли положительная динамика в работе транспортной прокуратуры?
– На протяжении последних трех лет, в том числе благодаря настойчивому вмешательству прокуроров в вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, отмечается двукратное сокращение транспортных происшествий с участием подвижного состава. Снижение количества транспортных происшествий зафиксировано и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта.
Этих результатов удалось достичь путем реального устранения средствами прокурорского надзора причин допущенных нарушений закона и способствовавших им условий. А именно – приведением в исправное состояние путей, локомотивного и вагонного парков, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, контактной сети, электроснабжения и многих других технических средств.

 

Беседу вела 
Оксана АЛЕКСАНДРОВА

 


14.08.14

№ 42 (1005) 16 – 22 октября 2017 года

Новости 156

Проект реализован на год раньше срока

Президент России Владимир Путин открыл автомобильное движение по 12–километровому участку обхода Гатчины на трассе Р–23. тербург – Псков – Пустошка –…
Автомобильные дороги 147

От ремонта – до беспилотников

Послесловие к выставке–форуму «ДорогаЭкспо–2017». Итак, VIII Международная специализированная выставка–форум «ДорогаЭкспо» завершила свою работу.…
IT-технологии 1313

Цифровая эра транспорта

В Москве прошел II Международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России». Открывая пленарное заседание форума, его модератор –…
Транспорт и общество 137

На полпути к свободе,

или Две оценки состояния безбарьерной среды. О безбарьерной среде в городах в последнее время говорится много. Высказывается оптимистическая точка…
Транспортное машиностроение 177

Стратегический шаг

Господдержка позволит значительно увеличить объем экспортируемой продукции железнодорожного машиностроения. В конце августа Правительство РФ…
Спорт 156

Притяжение кожаной сферы

Футбол – как необходимая составляющая корпоративной культуры. 10–11 февраля 2018 года состоится традиционный, тринадцатый по счету спортивный…
Показать все