• декабря 14, 2017 В КРЕМЛЕ

    Отказать – вправе

    Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

  • декабря 14, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    «Инфляция минус»

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание о тарифном регулировании железнодорожных перевозок на 2018 год и долгосрочную перспективу.
    Целый ряд вопросов, рассмотренных на…

  • декабря 14, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Равные условия

    Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • декабря 14, 2017 13

    Хроника 11 – 17 декабря 2017 года

    Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о готовности России открыть прямое авиасообщение с Египтом.
    Состоялось заседание Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.
    Федеральное дорожное агентство в пятый раз приняло участие в Общероссийском дне приема граждан.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Воздушные приключения

Воздушные приключенияПо отношению
к авиахулиганам
пора и власть употребить.

Воздушные приключенияЭто уже все больше напоминает снежный ком, так как все чаще, буквально один за другим, следуют инциденты с пьяными дебоширами в аэропортах и на авиалиниях.
Напомним, что в начале февраля скандал разразился на борту самолета Москва – Абу–Даби авиакомпании Etihad Airways: пьяный турист поссорился с экипажем и начал нападать на пассажиров, выводить его из салона пришлось полиции Объединенных Арабских Эмиратов.
Затем, в середине марта лайнер, выполнявший рейс Москва – Гоа, совершил экстренную посадку в аэропорту Астрахани из–за драки, устроенной пьяным пассажиром.
А в середине апреля из–за пьяного пассажира был задержан вылет самолета из Петербурга в египетский Шарм–эль–Шейх. Дебошир был снят с борта.
И вот наступил цветущий май. Сразу два инцидента с участием дебоширов произошли в столичном аэропорту Домодедово. Один пассажир устроил драку в автобусе перед посадкой на самолет, другой спровоцировал потасовку на борту лайнера. Двое пассажиров повздорили между собой на рейсе Мюнхен – Москва.
Еще одно ЧП произошло в автобусе перед посадкой на самолет. Нетрезвый пассажир спровоцировал драку в автобусе перед посадкой в самолет Москва – Пхукет. В результате зачинщик драки и его сопровождающий были сняты с рейса и переданы полиции.
Отличились в майские праздники и петербургские туристы.
Полиция Пулково изучает обстоятельства дебоша на борту самолета «Трансаэро» Петербург – Анталья. При подлете к турецкому аэропорту 29–летний пассажир Дмитрий Грищенко, судя по заявлениям бортпроводников, в ответ на замечание о распитии спиртного избил трех стюардесс. Удары, говорят, наносил в лицо, голову, живот. Его связали по рукам–ногам ремнями безопасности. В авиакомпании заявили, что будут добиваться уголовного преследования за дебош.
Так как происшествие случилось на борту российского самолета, то и юрисдикция соответствующая. В УТ МВД по Северо–Западу по следам обращений бортпроводниц проводят доследственную проверку с перспективой уголовного дела. Результат полицейской работы, по имеющейся информации, не будет соответствовать резонансу дебоша и его потенциальной опасности, связанной с местом рукоприкладства – находящимся в небе 600–местным Boeing–747. Скорее всего, Грищенко привлекут по 115–й статье УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Она предусматривает максимум двухлетнее лишение свободы, и то если докажут мотив хулиганских побуждений.
Пассажир при даче объяснения в полиции Пулково уже выдвинул защитную версию. Он якобы признал, что употребил 300 граммов спиртного и под его воздействием громко разговаривал. Эмоциональную речь сопровождал активной жестикуляцией. Вроде допускает, что под руку кто–то попался. Но умысла–то не было, ведь всем известно, что бить женщину – низко. После объяснения гражданина отпустили под обязательство о явке.
Драка на борту самолета всегда вызывает общественное раздражение. В год воздушные суда гражданской авиации России перевозят порядка 70 миллионов человек, и на эту аудиторию пьяные инциденты накладывают не меньший отпечаток, нежели статистика катастроф. Однако авиационный транспорт, пожалуй, с правовой точки зрения оказывается самым уязвимым.
Статья 263 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» регламентирует преступления только должностных лиц – пилотов, капитанов, машинистов. Воздушное судно – общественное место, и теоретически преступления на борту подходят под раздел УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Он предусматривает серьезные тюремные сроки. Однако для квалификации по статье «Хулиганство», например, нужны либо применение оружия, либо экстремистские мотивы. Но перепившие драчуны благодаря досмотровой системе безоружны и национальную или социальную ненависть не разжигают.
Единственная попытка правоохранительных органов, а именно Московского следуправления на транспорте СКР, применить к авиадебоширу раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» закончилась провалом. Судебная коллегия Верховного суда РФ сняла с бизнесмена Сергея Кабалова обвинение в попытке угона воздушного судна, за что прокурор требовал 8 лет и 6 месяцев лишения свободы, и оставила 1 год и 8 месяцев за легкий вред здоровью бортпроводника. Следственный комитет, очевидно, хотел показательного процесса над авиахулиганом, чтобы другим было неповадно, но задумка не вписалась в современные нормы.
Юрист Северо–Западного отделения Российского союза
туриндустрии Светлана Мержвинская считает, что попытка СКР провалилась предсказуемо.
«Мы исходим из действующих норм уголовного законодательства, и правоохранительные органы не могут выйти за рамки состава преступления, каким бы резонансом ни обладал дебош, – сказала она. – Действия человека должны калькой ложиться на нормы УК. Альтернатива – писать статью под дебошира, но с этой инициативой должны выходить авиаперевозчики. Между самолетом и троллейбусом разница должна быть, полагаю».
Ответственность для авиадебоширов должна быть увеличена, а Уголовный кодекс должен быть дополнен статьей «Хулиганство на воздушном транспорте», считает сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов.
«Вопросы безопасности на борту самолета решаются комплексом мер, но очевидно и то, что наказание за такой поступок должно быть адекватным риску, которому дебошир подвергает других пассажиров. Убежден, что авиахулиганы на земле должны «встречаться» с Уголовным кодексом», – сказал сенатор. Он отметил, что в ряде случаев виновники авиаинцидентов отделываются лишь административной ответственностью.
В настоящее время Вадим Тюльпанов начал разработку поправок в законодательство, устанавливающих уголовное наказание для авиадебоширов. В частности, речь идет об изменении статьи 213 «Хулиганство» УК РФ, в которой может появиться пункт «Хулиганство на воздушном транспорте».
Пока полиция не возбудила уголовное дело, авиакомпания «Трансаэро» все–таки отомстила Дмитрию Грищенко за своих бортпроводников. Отказала ему в обратном перелете из Турции со ссылкой на пункт 6 статьи 107 Воздушного кодекса:
«У компании есть право расторгнуть договор перевозки с пассажиром, действия которого представляли угрозу для здоровья других пассажиров и членов экипажа».
В «Трансаэро» также признались, что пакет предложений по усилению авиабезопасности разработан годы назад, потому что трудностей – ворох:
«В нашей стране не существует централизованной государственной службы по обеспечению безопасности пассажиров в полете. Мы еще в 2007 году создали собственное подразделение по сопровождению рейсов. Оно целиком и полностью содержится за счет авиакомпании, но, естественно, не может охватить тысячи рейсов».
Кроме идеи авиаполиции, в «Трансаэро» предлагают сертификацию специальных средств, которые экипажи воздушных судов могут применять к буянам.
«Например, пластиковые наручники или особые вяжущие ленты», – уточнил пресс–секретарь компании Сергей Быхал.
Сейчас хулиганов усмиряют ремнями безопасности и ответным мордобоем, что, собственно, с юридической точки зрения довольно спорно. Закрепленных прав по пресечению хулиганских действий на борту у членов экипажа воздушных судов нет. Теоретически действующие правила авиабезопасности могут довести ситуацию до абсурда. Дебошир вполне может обратиться с ответным заявлением за намятые бока, и полиция обязана его рассмотреть.
«Необходимо законодательно разрешить российским авиа-
компаниям вести так называемые черные списки опасных пассажиров и обмениваться этой информацией с отечественными и зарубежными коллегами, – добавили в «Трансаэро». – И мы готовы поддерживать международную практику, когда пассажиры, купившие алкоголь в магазинах беспошлинной торговли в аэропортах, получают покупку не до посадки в самолет, а уже после завершения полета. Это разумное решение, которое позволяет сохранить выручку торговле и избавляет клиента от соблазна стать нарушителем».
Не меньшие проблемы, чем полиция Пулково, испытывает Симферопольский линейный отдел МВД на транспорте. Он расследует инцидент на борту самолета Петербург – Симферополь авиакомпании «Россия». 3 мая через сорок минут после взлета пьяный пассажир эконом–класса учинил дебош. Подрался с соседями, ударил головой в грудь бортпроводника и угрожал экипажу, сопровождая действия нецензурной бранью.
«Противоправные действия не прекратил после нескольких предупреждений, в том числе после выданного ему письменно», – отметили в авиакомпании «Россия», которая обратилась в транспортную полицию Симферополя с заявлением о привлечении дебошира к ответственности.
В Симферопольском линейном отделе на данный момент ограничились составлением административного протокола по статье «Появление в общественном месте в состоянии опьянения». Перспективы уголовного преследования нет, так как отсутствуют данные о причиненном вреде здоровью. Единственное, что еще могут полицейские вменить дебоширу с рейса Петербург – Симферополь, – административную статью 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна. Санкция опять же несоизмерима с резонансом – 15 суток административного ареста.
Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что превентивные меры эффективнее карательных:
– На мой взгляд, потенциальные авиадебоширы должны понимать, что их неминуемо ждет строгое наказание. Однако правоприменительная практика – отнюдь не все. Не допустить на борт воздушного судна пассажира в состоянии алкогольного опьянения или не дать распить спиртное все же проще, чем утихомирить хулигана. Я не считаю оправданным повсеместно вводить институт авиационных маршалов с правом применения физической силы и спецсредств. Авиакомпании должны самостоятельно решать, нужна им помощь правоохранительных органов или частных охранных структур. Наличие вооруженных лиц на борту не должно быть обязаловкой.
Еще один эффективный инструмент – обращение в рамках гражданского судопроизводства с исками к дебоширам. Предметом рассмотрения может быть возмещение материального ущерба, например, за вынужденную посадку лайнера. «Аэрофлот» смог отсудить больше полумиллиона рублей у хулигана Исмаилова. Для подавляющего числа пассажиров такая сумма равнозначна зачислению в «черный список», так как вероятность полетов ответчика в ближайшей перспективе сводится к минимуму.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что Комитет Госдумы по транспорту одобрил и рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении «черных списков» авиапассажиров.

Сергей КОЛЬЦОВ

29.05.2014

№ 50 (1013) 11 – 17 декабря 2017 года

Транспортная политика 35

Стратегический вектор

Транспортный комплекс России становится более экологичным. В России завершается Год экологии. Снижение выбросов в атмосферу от автомобильного…
Транспортная политика 42

Искусство управлять трафиком

Оно помогает сделать дорожное движение безопасным. Вопросы безопасности дорожного движения, развития транспортных систем российских городов и…
Железнодорожный транспорт 31

Заглянуть за горизонт

В приоритете – развитие железнодорожной инфраструктуры и совершенствование сервиса. Как уже сообщала наша газета, в Москве прошел III Железнодорожный…
Автомобильные дороги 37

Все начинается с проекта

Без применения инновационных инженерных решений сегодня невозможно строительство сложных транспортных объектов. Актуальные вопросы проектирования,…
Подготовка кадров 34

Создать касту профессионалов

Для работы в Арктике нужны стрессоустойчивые, целеустремленные и готовые прийти на помощь коллегам специалисты. Формирование арктической повестки –…
Безопасность 35

Меры нужны комплексные

На повестке дня – вопрос совершенствования весогабаритного контроля. Это было недавно… В октябре 2014 года в Новосибирске прошло заседание президиума…
Показать все