• августа 17, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Усовершенствуют процедуру

    Подписано распоряжение Правительства РФ о внесении в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование процедуры оформления документов о дорожно–транспортном происшествии по европротоколу.

  • августа 17, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Внесут изменения

    Члены СФ одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа».
    Документ подготовлен во исполнение пункта 2 Комплекса мер, направленных на…

  • августа 17, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Требования – единые

    Минтранс подготовил проект закона о требованиях к работе автоматизированной системы весогабаритного контроля с учетом результатов публичного обсуждения.
    Законопроект предусматривает единые требования…

  • августа 17, 2017 71

    Хроника 14 – 20 августа 2017 года

    Президент РФ Владимир Путин провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры Северо–Запада России.
    В Росавиации создано управление сертификации авиационной техники.
    Подписан конфиденциальный меморандум о взаимопонимании между авиационными властями Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Воздушные приключения

Воздушные приключенияПо отношению
к авиахулиганам
пора и власть употребить.

Воздушные приключенияЭто уже все больше напоминает снежный ком, так как все чаще, буквально один за другим, следуют инциденты с пьяными дебоширами в аэропортах и на авиалиниях.
Напомним, что в начале февраля скандал разразился на борту самолета Москва – Абу–Даби авиакомпании Etihad Airways: пьяный турист поссорился с экипажем и начал нападать на пассажиров, выводить его из салона пришлось полиции Объединенных Арабских Эмиратов.
Затем, в середине марта лайнер, выполнявший рейс Москва – Гоа, совершил экстренную посадку в аэропорту Астрахани из–за драки, устроенной пьяным пассажиром.
А в середине апреля из–за пьяного пассажира был задержан вылет самолета из Петербурга в египетский Шарм–эль–Шейх. Дебошир был снят с борта.
И вот наступил цветущий май. Сразу два инцидента с участием дебоширов произошли в столичном аэропорту Домодедово. Один пассажир устроил драку в автобусе перед посадкой на самолет, другой спровоцировал потасовку на борту лайнера. Двое пассажиров повздорили между собой на рейсе Мюнхен – Москва.
Еще одно ЧП произошло в автобусе перед посадкой на самолет. Нетрезвый пассажир спровоцировал драку в автобусе перед посадкой в самолет Москва – Пхукет. В результате зачинщик драки и его сопровождающий были сняты с рейса и переданы полиции.
Отличились в майские праздники и петербургские туристы.
Полиция Пулково изучает обстоятельства дебоша на борту самолета «Трансаэро» Петербург – Анталья. При подлете к турецкому аэропорту 29–летний пассажир Дмитрий Грищенко, судя по заявлениям бортпроводников, в ответ на замечание о распитии спиртного избил трех стюардесс. Удары, говорят, наносил в лицо, голову, живот. Его связали по рукам–ногам ремнями безопасности. В авиакомпании заявили, что будут добиваться уголовного преследования за дебош.
Так как происшествие случилось на борту российского самолета, то и юрисдикция соответствующая. В УТ МВД по Северо–Западу по следам обращений бортпроводниц проводят доследственную проверку с перспективой уголовного дела. Результат полицейской работы, по имеющейся информации, не будет соответствовать резонансу дебоша и его потенциальной опасности, связанной с местом рукоприкладства – находящимся в небе 600–местным Boeing–747. Скорее всего, Грищенко привлекут по 115–й статье УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Она предусматривает максимум двухлетнее лишение свободы, и то если докажут мотив хулиганских побуждений.
Пассажир при даче объяснения в полиции Пулково уже выдвинул защитную версию. Он якобы признал, что употребил 300 граммов спиртного и под его воздействием громко разговаривал. Эмоциональную речь сопровождал активной жестикуляцией. Вроде допускает, что под руку кто–то попался. Но умысла–то не было, ведь всем известно, что бить женщину – низко. После объяснения гражданина отпустили под обязательство о явке.
Драка на борту самолета всегда вызывает общественное раздражение. В год воздушные суда гражданской авиации России перевозят порядка 70 миллионов человек, и на эту аудиторию пьяные инциденты накладывают не меньший отпечаток, нежели статистика катастроф. Однако авиационный транспорт, пожалуй, с правовой точки зрения оказывается самым уязвимым.
Статья 263 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» регламентирует преступления только должностных лиц – пилотов, капитанов, машинистов. Воздушное судно – общественное место, и теоретически преступления на борту подходят под раздел УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Он предусматривает серьезные тюремные сроки. Однако для квалификации по статье «Хулиганство», например, нужны либо применение оружия, либо экстремистские мотивы. Но перепившие драчуны благодаря досмотровой системе безоружны и национальную или социальную ненависть не разжигают.
Единственная попытка правоохранительных органов, а именно Московского следуправления на транспорте СКР, применить к авиадебоширу раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» закончилась провалом. Судебная коллегия Верховного суда РФ сняла с бизнесмена Сергея Кабалова обвинение в попытке угона воздушного судна, за что прокурор требовал 8 лет и 6 месяцев лишения свободы, и оставила 1 год и 8 месяцев за легкий вред здоровью бортпроводника. Следственный комитет, очевидно, хотел показательного процесса над авиахулиганом, чтобы другим было неповадно, но задумка не вписалась в современные нормы.
Юрист Северо–Западного отделения Российского союза
туриндустрии Светлана Мержвинская считает, что попытка СКР провалилась предсказуемо.
«Мы исходим из действующих норм уголовного законодательства, и правоохранительные органы не могут выйти за рамки состава преступления, каким бы резонансом ни обладал дебош, – сказала она. – Действия человека должны калькой ложиться на нормы УК. Альтернатива – писать статью под дебошира, но с этой инициативой должны выходить авиаперевозчики. Между самолетом и троллейбусом разница должна быть, полагаю».
Ответственность для авиадебоширов должна быть увеличена, а Уголовный кодекс должен быть дополнен статьей «Хулиганство на воздушном транспорте», считает сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов.
«Вопросы безопасности на борту самолета решаются комплексом мер, но очевидно и то, что наказание за такой поступок должно быть адекватным риску, которому дебошир подвергает других пассажиров. Убежден, что авиахулиганы на земле должны «встречаться» с Уголовным кодексом», – сказал сенатор. Он отметил, что в ряде случаев виновники авиаинцидентов отделываются лишь административной ответственностью.
В настоящее время Вадим Тюльпанов начал разработку поправок в законодательство, устанавливающих уголовное наказание для авиадебоширов. В частности, речь идет об изменении статьи 213 «Хулиганство» УК РФ, в которой может появиться пункт «Хулиганство на воздушном транспорте».
Пока полиция не возбудила уголовное дело, авиакомпания «Трансаэро» все–таки отомстила Дмитрию Грищенко за своих бортпроводников. Отказала ему в обратном перелете из Турции со ссылкой на пункт 6 статьи 107 Воздушного кодекса:
«У компании есть право расторгнуть договор перевозки с пассажиром, действия которого представляли угрозу для здоровья других пассажиров и членов экипажа».
В «Трансаэро» также признались, что пакет предложений по усилению авиабезопасности разработан годы назад, потому что трудностей – ворох:
«В нашей стране не существует централизованной государственной службы по обеспечению безопасности пассажиров в полете. Мы еще в 2007 году создали собственное подразделение по сопровождению рейсов. Оно целиком и полностью содержится за счет авиакомпании, но, естественно, не может охватить тысячи рейсов».
Кроме идеи авиаполиции, в «Трансаэро» предлагают сертификацию специальных средств, которые экипажи воздушных судов могут применять к буянам.
«Например, пластиковые наручники или особые вяжущие ленты», – уточнил пресс–секретарь компании Сергей Быхал.
Сейчас хулиганов усмиряют ремнями безопасности и ответным мордобоем, что, собственно, с юридической точки зрения довольно спорно. Закрепленных прав по пресечению хулиганских действий на борту у членов экипажа воздушных судов нет. Теоретически действующие правила авиабезопасности могут довести ситуацию до абсурда. Дебошир вполне может обратиться с ответным заявлением за намятые бока, и полиция обязана его рассмотреть.
«Необходимо законодательно разрешить российским авиа-
компаниям вести так называемые черные списки опасных пассажиров и обмениваться этой информацией с отечественными и зарубежными коллегами, – добавили в «Трансаэро». – И мы готовы поддерживать международную практику, когда пассажиры, купившие алкоголь в магазинах беспошлинной торговли в аэропортах, получают покупку не до посадки в самолет, а уже после завершения полета. Это разумное решение, которое позволяет сохранить выручку торговле и избавляет клиента от соблазна стать нарушителем».
Не меньшие проблемы, чем полиция Пулково, испытывает Симферопольский линейный отдел МВД на транспорте. Он расследует инцидент на борту самолета Петербург – Симферополь авиакомпании «Россия». 3 мая через сорок минут после взлета пьяный пассажир эконом–класса учинил дебош. Подрался с соседями, ударил головой в грудь бортпроводника и угрожал экипажу, сопровождая действия нецензурной бранью.
«Противоправные действия не прекратил после нескольких предупреждений, в том числе после выданного ему письменно», – отметили в авиакомпании «Россия», которая обратилась в транспортную полицию Симферополя с заявлением о привлечении дебошира к ответственности.
В Симферопольском линейном отделе на данный момент ограничились составлением административного протокола по статье «Появление в общественном месте в состоянии опьянения». Перспективы уголовного преследования нет, так как отсутствуют данные о причиненном вреде здоровью. Единственное, что еще могут полицейские вменить дебоширу с рейса Петербург – Симферополь, – административную статью 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна. Санкция опять же несоизмерима с резонансом – 15 суток административного ареста.
Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что превентивные меры эффективнее карательных:
– На мой взгляд, потенциальные авиадебоширы должны понимать, что их неминуемо ждет строгое наказание. Однако правоприменительная практика – отнюдь не все. Не допустить на борт воздушного судна пассажира в состоянии алкогольного опьянения или не дать распить спиртное все же проще, чем утихомирить хулигана. Я не считаю оправданным повсеместно вводить институт авиационных маршалов с правом применения физической силы и спецсредств. Авиакомпании должны самостоятельно решать, нужна им помощь правоохранительных органов или частных охранных структур. Наличие вооруженных лиц на борту не должно быть обязаловкой.
Еще один эффективный инструмент – обращение в рамках гражданского судопроизводства с исками к дебоширам. Предметом рассмотрения может быть возмещение материального ущерба, например, за вынужденную посадку лайнера. «Аэрофлот» смог отсудить больше полумиллиона рублей у хулигана Исмаилова. Для подавляющего числа пассажиров такая сумма равнозначна зачислению в «черный список», так как вероятность полетов ответчика в ближайшей перспективе сводится к минимуму.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что Комитет Госдумы по транспорту одобрил и рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении «черных списков» авиапассажиров.

Сергей КОЛЬЦОВ

29.05.2014

№ 33 (996) 14 – 20 августа 2017 года

Транспортная политика 190

Установить стандарты

транспортного обслуживания населения с учетом региональных особенностей.Помощник Президента России, секретарь Государственного совета Игорь Левитин…
Воздушный транспорт 243

В авангарде прогресса

На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Светлана ПЕТРОВА.– Светлана…
Финансы. Инвестиции. Налоги 279

В условиях дефицита

механизм государственно–частного партнерства получает дополнительный импульс для своего развития.Начиная с 2015 года с финансированием крупных…
Финансы. Инвестиции. Налоги 175

«Фабрика финансирования»

Новая стратегия банковского сектора. Проблемы с отечественной инфраструктурой, в том числе транспортной, связаны с проблемами финансирования, даже…
Морской транспорт 219

Беспрецедентная поддержка

оказывается государством гражданскому судостроению.Собственно, повторилась обычная российская история. За годы «реформ» (особенно в лихие 90–е),…
Безопасность 209

Сетевые технологи

помогут предупреждать ДТП по ходу движения.Дорожная обстановка в современном мире и с современным плотным трафиком меняется буквально каждую секунду.…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все