• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 94

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Время системных решений

Время системных решенийВ Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) прошла юбилейная, десятая научно–практическая конференция «Безопасность движения поездов».

Время системных решенийВ Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) прошла юбилейная, десятая научно–практическая конференция «Безопасность движения поездов».
Естественно, за минувшие годы у этого мероприятия сложился достаточно весомый послужной список. К примеру, только с момента образования компании ОАО «РЖД», т.е. с 2003 года, в этих конференциях приняли участие около 2,5 тыс. человек, на секциях и подсекциях заслушано около 2200 докладов, помимо ведущих специалистов железных дорог России с сообщениями выступили представители 12 зарубежных стран.
Юбилейная конференция вполне соответствовала своему статусу. Как в количественном, так и в качественном отношении. Мы же попытались выделить, выражаясь профессиональным языком железнодорожников, магистральные направления.

С калькулятором в руках

Чтобы представить положение дел, без цифр, конечно же, не обойтись. Их огласили в своих выступлениях первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов и вице–президент компании Александр Тишанин.
За прошедший год уровень аварийности на железных дорогах снизился на 12,8%, а в целом по компании – на 8,5%. Относительное число нарушений на 1 млрд выполненной тонно–километровой работы упало на 13,8% (в компании на 9,5% в сравнении с 2007 годом).
Вызывают интерес отдельные показатели в период с 2000 по 2008 год, когда данная конференция стала системным явлением. Так, за этот период произошло 45 крушений поездов, столько же, сколько за один 1992 год. Значительно ниже цифры по сравнению с минувшим годом и по видам классификации нарушений: по сходам пассажирских и грузовых поездов, по обрывам автосцепки при маневрах, по саморасцепке стрелок, по неисправностям пути. Только в локомотивном хозяйстве есть пятипроцентный прирост.
В целом же в текущем году по многим показателям сохраняется положительная динамика. Из 37 видов транспортных происшествий на железных дорогах по вине компании произошли 12. Среди них сходы подвижного состава в организованных поездах, проезды на запрещающий сигнал (в обоих случаях в «лидерах» Куйбышевская железная дорога). Произошли три случая столкновений с поездами, два ухода подвижного состава на перегоны.
Однако наиболее неблагоприятное положение по–прежнему в локомотивном хозяйстве. На его долю приходится 38% нарушений.
Но есть и обнадеживающие цифры. В «Программу безопасности движения поездов» в 2009 году компания инвестировала более 28 млрд рублей. За обеспечение безаварийной работы были поощрены около 800 тыс. тружеников ОАО «РЖД» на сумму более 10 млрд руб. Знаком «За безаварийность движения» награждены более 600 человек, предотвративших тяжелые нарушения.

Что посеешь – то пожнешь…

В своем докладе Вадим Морозов не мог не остановиться на испытаниях высокоскоростного поезда «Сапсан». Рассказал об установленном им рекорде скорости, который не стали фиксировать, и о том, что наша страна стала девятым государством – членом клуба скоростного движения.
И все же интересно, куда еще инвестируются средства? Как выяснилось, направлений достаточно много.
Например, стратегические разработки ОАО «РЖД» лежат в области внедрения спутниковых технологий, в частности во внедрении отечественной системы ГЛОНАСС, создания единого цифрового пространства объектов железнодорожной структуры как части общегосударственной задачи. Кстати, процент внедрения отечественных спутниковых разработок уже сейчас превосходит показатели даже в авиации.
Как известно, одним из основных способов повышения маршрутных скоростей является увеличение гарантийных участков проследования узловых вагонов путем совершенствования комплексов диагностики подвижного состава на ходу поезда. Так вот, новым этапом здесь должна стать система акустического контроля узлов. Эта уникальная методика оценки и анализа обеспечивает стопроцентную подтверждаемость выявленных дефектов. Об эффективности работы этой системы свидетельствует опыт коллег из Австралии, где после ее внедрения в несколько раз сократилось количество оценок.
А на Горьковской железной дороге отрабатывается инструментарий по прогнозу возникновения рисков опасных состояний в путевом хозяйстве. Делается это на базе информационного термо–динамического метода. Ревизия и проверки проводятся с элементами технического аудита. По их результатам определяются узкие места для проведения профилактической работы.
На Северо–Кавказской железной дороге введен в эксплуатацию опытный образец ситуационного аналитического комплекса. На таких станциях, как Батайск, Туапсе, Новороссийск, он обеспечивает решение задач по предупреждению и ликвидации последствий аварийных ситуаций с нефтеналивными и опасными грузами. Комплекс выдает оперативный прогноз и автоматизированный расчет сил и средств для ликвидации последствий пожароопасных разливов нефтепродуктов.
Представляет интерес и тот факт, что совсем недавно в компании был презентован комплекс, который позволяет с помощью интеграции условий работы дороги и с учетом природных явлений определить степень опасности техногенных происшествий, связанных с переувлажнением дорожной насыпи, возможных обвалов, лавин и других явлений природы.

О нормативно–правовой базе

С рассказом о том, что обеспечение безопасности движения поездов является стратегическим вопросом, решение которого предполагает необходимое государственное регулирование, на пленарном заседании выступил заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту депутат Вячеслав Дубровин. Он тоже не обошел темы поездов типа «Сапсан» и обратил внимание на то, что выполнение инженерно–технических мероприятий по обеспечению и организации высокоскоростного движения предполагает необходимые нормативно–правовые документы. И первоочередным документом, возможно, должен стать технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта. Его проект, как и два других – о безопасности железнодорожного подвижного состава и о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта, – подготовлены Минтрансом России для представления в Правительство РФ. Подготовлен также перечень национальных стандартов, содержащих правила, методы испытания, измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента.
Но вот беда – численные значения в них отсутствуют. Документы по 100 с лишним страниц практически без цифровых данных. Поэтому принятие самих технических регламентов не решает ни одну проблему.
В данной ситуации, если следовать букве закона, то и «Сапсаны» у нас не должны поехать. Из–за отсутствия нормативно–правовой базы. А как провести сертификацию этих поездов? Ни одна методика по использованию этих поездов не утверждена.
Депутат Госдумы РФ обратил внимание на то, что из 127 национальных стандартов, которые требуется разработать, сегодня все находятся на нулевой отметке. А еще их надо подготовить, провести процедуру согласования и утвердить в правительстве. Ждут своей очереди 24 свода правил и 160 норм безопасности, пересмотр 120 стандартов сводов правил.
Если учесть, что на это потребуются годы, то действительно, есть о чем задуматься.

Виктор ДМИТРИЕВ

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 279

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 282

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 320

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 275

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 277

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 238

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все