• июня 14, 2018 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Исключили разночтения

    Правительство РФ утвердило перечень услуг аэропортов, освобождаемых от уплаты НДС.

  • июня 14, 2018 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Стратегические приоритеты

    На заседании Совета Федерации в рамках Дней российских железных дорог были рассмотрены актуальные вопросы стратегии развития железнодорожного транспорта. Упор в обсуждении был сделан на…

  • июня 14, 2018 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Отдыхать – обязательно!

    Вступил в силу приказ Минтранса России, которым регламентирован режим труда и отдыха водителей.

  • июня 14, 2018 77

    Хроника 11 – 17 июня 2018 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Евгения Дитриха в Циндао (КНР).

    В Бишкеке состоялось заседание смешанной Кыргызско–Российской комиссии по вопросам сотрудничества в области автомобильных перевозок.

    Морспасслужба Росморречфлота стала победителем VII международной Балтийской регаты «Кубок Усть–Луги».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Задача не из легких

Задача не из легкихКак объединить в единую систему различные объекты и субъекты транспортной инфраструктуры?

Задача не из легкихВ настоящее время в мировой практике складывается новый подход к обеспечению безопасности полетов. Изначально речь шла о Системе управления безопасностью полетов (СУБП), и это определение присутствует в ныне действующих документах. ИКАО ввела иное определение – «Менеджмент авиационной деятельности». Данная формулировка подразумевает связывание в одно целое, в единую систему различных объектов и субъектов.
К ним относятся разработчики и изготовители авиационной техники, объекты гражданской авиации, в первую очередь авиакомпании–эксплуатанты, а также организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт воздушных судов. В этот же ряд входят система управления воздушным движением, а также органы авиационных властей. Объединение названных элементов – задача не из легких. В ходе ее решения предстоит, например, изучить документы, касающиеся норм летной годности, которые, несомненно, придется корректировать. Не следует забывать, что система управления безопасностью полетов имеет и обратную сторону. Если она будет выстроена неправильно, начнется процесс вытеснения российских авиакомпаний с рынка перевозок.
Для решения этой задачи во ФГУП ГосНИИ ГА вместе с техническим комитетом Росстандарта «Воздушный транспорт» была сформирована рабочая группа. Она работала на общественных началах в течение трех лет. Результаты были представлены на совместном заседании. Генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА Василий Шапкин представил проект федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. В статье 27 «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» говорится о необходимости создания программы обеспечения безопасности полетов.
Заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, по праву считающийся ветераном ГосНИИ ГА и проработавший в институте более 30 лет, обратил внимание на то, что в документах ИКАО существует пункт о проверке авиакомпаний на соответствие требованиям безопасности полетов. Предметом проверки является также наличие СУБП. В настоящее время периодичность проверок составляет 4 года. На состоявшемся не так давно в Монреале заседании этой международной организации было решено от периодических проверок перейти к постоянному мониторингу.
То, что это решение является правильным, показала и российская практика. За период между проверками предприятие допускает количество нарушений, близкое к критическому. Ярким примером стала деятельность авиакомпании «Як–Сервис», самолет которой с хоккеистами местного «Локомотива» на борту разбился в Ярославле в сентябре прошлого года. Плановая проверка должна была состояться в декабре.
Президент консалтингового аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников на том заседании рассказал о стратегическом плане ИКАО, созданном еще в 1997 году, но проигнорированном Россией. В нем содержится немало статей: как строить самолеты, как развивать спутниковую систему, как внедрять Интернет в XXI веке и многое другое. В документе также говорится о том, что проведение конференций является одной из стратегических целей представителей отрасли. Валерий Шелковников сформулировал задачу отрасли таким образом: «Если авиаторы нынешнего века поймают за хвост Жар–птицу информационных технологий, они будут победителями».
В консалтинговом аналитическом агентстве, которым руководит Валерий Шелковников, в настоящее время идет работа над программой «Глобальная сеть безопасности полетов». Ее пользователи имеют возможность получать информацию о том, что каждый день происходит с коммерческими воздушными судами. Система помогает летчикам учиться на ошибках других и, учитывая то, что 80% самолетов в российском небе являются «иномарками», имеет важное значение. Составной частью этого плана является также документ «Факты и анализы расследования». Каждые две недели выпускается издание, содержащее информацию о том, какая работа ведется в разных странах в области безопасности полетов. Существует также список «Убийцы в авиации». В нем содержится перечень и анализ факторов, приводящих к гибели воздушных судов – обледенение, сваливание в штопор, а также иные явления, влияющие на нормальный ход полета.
Проект структурного макета Концепции СУБП в рамках Системы менеджмента безопасности авиационной деятельности авиационного комплекса России представил генеральный директор ОАО «Авиатехприемка» Владимир Евдокимов. В нем описано применение методологических основ системной безопасности и моделей рисков для прогнозирования условий возникновения аварий и катастроф в сложных технических системах.
Основная идея предлагаемой концепции заключается в том, что традиционно сложившиеся на практике стереотипы «безопасности» в виде концепций «если надежно, то и безопасно» должны быть адаптированы к особенностям функционирования различных систем в рамках совместного рассмотрения теорий надежности и системной безопасности. Главную проблему, возникающую при оценивании показателей безопасности исследуемых систем, – «проблему редких и одиночных событий», которую не удается корректно решить в рамках методов «вероятностного анализа безопасности», целесообразно рассматривать с позиций возникновения случайных (неопределенных) событий «с вероятностью почти ноль» на основе новой доктрины под названием «Надежность, риски, безопасность» с учетом ряда положений теории системной безопасности. Проблема редких событий (по ИКАО) возникает из–за отсутствия устойчивой статистики по редким событиям. Существует постулат о том, что надежность – основа безопасности, но с помощью положений только надежности безопасность не удается оценить и тем более эффективно ее обеспечить. В качестве примера была приведена авария самолета Ан–12, произошедшая в 2006 году в Камбодже. Самолет имел достаточный ресурс, его функциональная система признана высоко надежной, но тем не менее он упал. Автор предлагает от теории надежности переходить к теории системной безопасности.
Об основных направлениях взаимодействия промышленных и эксплуатационных предприятий авиационного комплекса России в рамках Системы менеджмента безопасности авиационной деятельности рассказал советник президента АО «ГСС» Александр Книвель. Вот один из его тезисов: «Безопасность авиационной деятельности организаций, ответственных за типовую конструкцию и/или производство ВС, состоит в том, чтобы разработанное и произведенное ими воздушное судно находилось в состоянии, при котором возможность причинения ущерба лицам или имуществу в зоне ответственности его разработчика и/или производителя снижена до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления факторов опасности и управления факторами риска». Иными словами, самолет или вертолет должны обладать высокими летно–техническими характеристиками и быть легко управляемыми. Это подразумевает и сопровождение их эксплуатации разработчиком.
Перечень и характеристику базовых международных и национальных стандартов Менеджмента безопасности авиационной деятельности в рамках Российской национальной системы стандартизации представил председатель технического комитета «Воздушный транспорт» Геннадий Гипич. В презентации были изложены основные понятия и определения. Система менеджмента безопасности – это управление безопасностью через идентификацию рисков. Одной из основных задач является установление приемлемого уровня безопасности. Деятельность системы построена на межгосударственных стандартах, которые, в свою очередь, включают национальные базовые стандарты. В них входят системы менеджмента безопасности конструкторских бюро и заводов–изготовителей, авиакомпаний, аэропортов, инженерно–авиационных служб, органов управления воздушным движением и учебных заведений.

Петр КРАПОШИН

26.07.2012

С ЮБИЛЕЕМ! НАШИ ПАРТНЕРЫ ПОЗДРАВЛЯЮТ ГАЗЕТУ С 20-ЛЕТИЕМ
Коллективу транспортной еженедельной
Уважаемые друзья! От имени Ученого совета
Уважаемые коллеги! Примите самые искренние
Коллективу газеты «Транспорт России» Уважаемые
Уважаемый Юрий Викторович!   От имени
Коллективу газеты «Транспорт России» Уважаемые
Коллективу газеты «Транспорт России» Уважаемые
Уважаемый Юрий Викторович! От имени Ученого
Благодаря профессионализму вашего коллектива
От лица Компании «ВТМ дорпроект» поздравляю
Аэропорт «Архангельск» поздравляет с 20-летним
От лица компании «Русгортранс» сердечно
Коллектив аэропорта Толмачёво (Новосибирск)
Уважаемый Юрий Викторович и редакция газеты
От всего коллектива компании «ICF - Международные
  • Prev

№ 24 (1039) 11 – 17 июня 2018 года

Новости 206

Транзитный потенциал будет развиваться

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Евгения Дитриха в Улан–Батор.
Новости 226

От Питера до Москвы: половина пройдена

Открыт новый участок скоростной трассы М–11 Москва – Санкт–Петербург.
Железнодорожный транспорт 213

Потребный парк подвижного состава

Какие факторы формируют спрос на грузовые вагоны.
Рынок услуг 188

Большие данные и очень «вкусное» меню

В Москве прошел третий Международный форум SkyService–2018.
Читатель – газета 192

Цинизм аферистов

Наглые «разводы» водителей с привлечением детей.
Безопасность 199

Обочина раздора

Когда дурной пример заразителен.