• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 92

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Бакалавромания, или Почему мы все время изобретаем велосипед

Газета «Транспорт России» в № 13 за этот год опубликовала обзор дискуссии специалистов на тему «Образование на транспорте: вектор развития», которая прошла «за круглым столом» при поддержке Минтранса России.

Газета «Транспорт России» в № 13 за этот год опубликовала обзор дискуссии специалистов на тему «Образование на транспорте: вектор развития», которая прошла «за круглым столом» при поддержке Минтранса России.
Меня как читателя газеты в этой дискуссии заинтересовало выступление на ней председателя совета директоров ООО «Концерн Союзмежтранс» Константина Холопова, в котором он порекомендовал «специалистов для сферы международных перевозок и транспортного экспедирования готовить по–особому», причем так, как это делалось «в далекие 50–е годы прошлого столетия в Институте внешней торговли» (теперь факультеты МГИМО), где в то время «студенты изучали фрахтовое и экспедиторское дело, а также организацию внешнеторговых перевозок всеми видами транспорта». «От выпускника этого вуза требовалось в этом разбираться, кроме того, знать ценообразование, международное транспортное право, изучить менеджмент и маркетинг, а также психологию общения с зарубежными партнерами и клиентами, знать основы международной и внешней торговли и договорную работу».
Все, что говорил этот докладчик, – святая правда, и я лично ее еще раз подтверждаю, поскольку сам этому учился в Институте внешней торговли, хотя и несколько лет раньше, сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Здесь слушал и записывал лекции крупнейших в то время ученых – корифеев международной транспортной науки, труды которых и до наших дней пользуются спросом в библиотеках транспортных вузов.
Знания, полученные в институте, оказались научным фундаментом того, что удалось потом осуществить на практической экспедиторской, агентской, брокерской работе в стране и за рубежом более чем за 50 лет, а теперь самому передавать их студентам в Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ), причем в соответствие с методикой Института внешней торговли, которой следует в академии кафедра коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей во главе с профессором Л.В. Багровым, прошедшим, кстати, путь «логистического оператора–провайдера» от приемосдатчика порта до министра речного флота. Этой же методике следует (зачем лукавить?) и профессор Константин Холопов, заведующий кафедрой в Московской академии внешней торговли, доктор экономических наук, автор научных и учебных работ, в которых успешно продолжает теоретическую направленность трудов профессуры Института и Академии внешней торговли.
Мне же в мемуарном стиле изложения хотелось бы поделиться с читателями о том, как в мои годы организовывалась и проходила учебная и преддипломная практика в Институте внешней торговли.
Первая практика, после окончания третьего курса (учились 5 лет), была непродолжительной – всего один месяц. Меня и еще двух студентов определили во всесоюзное объединение «Союзнефтеэкспорт», где, к нашему удивлению, нас не «отфутболили», как мы того ожидали, а представили каждому своего руководителя. Мой – зам. директора конторы, оказалось, уже подготовил план практики, в котором было все расписано по дням и по часам, а поскольку еще и многое совпадало в наших биографиях, то он меня откровенно предупредил о том, что мой будущий отчет о практике утвердит зам. председателя объединения, после чего он получит за руководство практикой 10% от его должностного оклада, и «мы отметим это дело в ближайшей пивной». В результате мы, трое студентов, заочно изучили состав главных экспортеров и импортеров объединения, присутствовали на деловых совещаниях с первыми и переговорах со вторыми, ознакомились с работой конъюнктурного, планово–финансового, транспортного и юридического отделов.
Мои воспоминания о трехмесячной преддипломной практике на пятом курсе воспринимаются теперь моими слушателями как «старческие фантазии». Да и немудрено…
Будучи заранее распределен на работу в «Главсовзагранимущество», я получил загранпаспорт и отправился на практику сначала в Берлин, а потом в район г. Галле на его предприятия, в результате чего написал и защитил (помимо официального госэкзамена) отчет – дипломную работу на тему «Экономика добычи бурого угля в земле Саксония–Ангальт и его переработки в жидкое горючее, синтетический каучук и химические товары на комбинатах «Лейна» и «Буна» для последующей реализации на внутреннем и внешнем рынках», что оказалось весьма полезным для последовавшей после окончания института пятилетней работы в Венгрии и ГДР.
Ну, а теперь пора вернуться на «грешную землю». В наше время, изобилующее «своими новшествами», по методологии Института внешней торговли обе академии готовят специалистов, выражаясь современными профессиональными терминами: «транспортных менеджеров», «логистических операторов». Все они пока, слава Богу, устраиваются на работу в Москве и области, кое–кто уезжает на периферию, учится в аспирантуре, защищает кандидатские диссертации. Получившие на других кафедрах требуемые знания по вопросам планирования, экономики, маркетинга, бухгалтерского учета и финансов, транспортного права, владеющие английским, а кое–кто и немецким языками, наши выпускники пользуются особенным спросом на фирмах контроллинга, транспортного менеджмента,  доверительного управления, в представительствах дочерних и внучатых предприятий, принадлежащих транснациональным компаниям как международной, так и российской регистрации.
Подготовленные кафедрой и напечатанные учебники, учебные пособия, монографии под названиями: «Коммерческая эксплуатация», «Логистика», «Мультимодальные и интермодальные перевозки», «Фрахтовые операции во внешней торговле», «Международная транспортная лексика», «Транспортное страхование», «Правовое регулирование транспортно–экспедиторской деятельности», «Глобализация производства и распределения транспортных услуг», «Транспортная документация» нашли своих читателей, заняли полки вузовских библиотек. Наш учебник «Транспортное экспедирование» (2006 г.) был даже представлен Ассоциацией украинских экспедиторов в 2008 г. Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) в качестве учебника, по которому осуществляется подготовка экспедиторов в этой республике.
И вот теперь, если следовать логике, содержащейся в дискуссиях, прошедших в марте сего года и ранее  за «круглыми столами», а также в авторитетных статьях, рекомендуется, как выражался Василий Иванович Чапаев в известном фильме, «на все наплевать и забыть» и немедленно начинать выпускать не экспедиторов, агентов и фрахтовых брокеров, а «бакалавров» и «магистров», и будет даже еще лучше это делать «под одной крышей» в ГУУ или бывших МАДИ и МИИТе. Вряд ли с этой логикой следует согласится…

Константин ПЛУЖНИКОВ,
доктор экономических наук,
профессор МГАВТ,
заслуженный работник транспорта

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 274

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 279

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 315

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 272

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 274

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 235

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все