• мая 25, 2017 В КРЕМЛЕ

    Подготовка к Госсовету

    Помощник Президента России, секретарь Государственного совета Игорь Левитин провел второе заседание рабочей группы по подготовке заседания президиума Государственного совета на тему

  • мая 25, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Предоставят субсидии

    Подписано постановление Правительства РФ о порядке предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских…

  • мая 25, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Белорусам – зеленый свет

    В Госдуму РФ поступил законопроект «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который предлагает не распространять на граждан…

  • мая 25, 2017 55

    Хроника 22 – 28 мая 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Мадрид.
    В Новосибирске прошел VI Международный форум «Транспорт Сибири» с участием заместителя министра транс- порта РФ Валерия Окулова.
    В Краснодаре прошел Совет главных инженеров органов управления дорожного хозяйства Росавтодора.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Бакалавромания, или Почему мы все время изобретаем велосипед

Газета «Транспорт России» в № 13 за этот год опубликовала обзор дискуссии специалистов на тему «Образование на транспорте: вектор развития», которая прошла «за круглым столом» при поддержке Минтранса России.

Газета «Транспорт России» в № 13 за этот год опубликовала обзор дискуссии специалистов на тему «Образование на транспорте: вектор развития», которая прошла «за круглым столом» при поддержке Минтранса России.
Меня как читателя газеты в этой дискуссии заинтересовало выступление на ней председателя совета директоров ООО «Концерн Союзмежтранс» Константина Холопова, в котором он порекомендовал «специалистов для сферы международных перевозок и транспортного экспедирования готовить по–особому», причем так, как это делалось «в далекие 50–е годы прошлого столетия в Институте внешней торговли» (теперь факультеты МГИМО), где в то время «студенты изучали фрахтовое и экспедиторское дело, а также организацию внешнеторговых перевозок всеми видами транспорта». «От выпускника этого вуза требовалось в этом разбираться, кроме того, знать ценообразование, международное транспортное право, изучить менеджмент и маркетинг, а также психологию общения с зарубежными партнерами и клиентами, знать основы международной и внешней торговли и договорную работу».
Все, что говорил этот докладчик, – святая правда, и я лично ее еще раз подтверждаю, поскольку сам этому учился в Институте внешней торговли, хотя и несколько лет раньше, сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Здесь слушал и записывал лекции крупнейших в то время ученых – корифеев международной транспортной науки, труды которых и до наших дней пользуются спросом в библиотеках транспортных вузов.
Знания, полученные в институте, оказались научным фундаментом того, что удалось потом осуществить на практической экспедиторской, агентской, брокерской работе в стране и за рубежом более чем за 50 лет, а теперь самому передавать их студентам в Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ), причем в соответствие с методикой Института внешней торговли, которой следует в академии кафедра коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей во главе с профессором Л.В. Багровым, прошедшим, кстати, путь «логистического оператора–провайдера» от приемосдатчика порта до министра речного флота. Этой же методике следует (зачем лукавить?) и профессор Константин Холопов, заведующий кафедрой в Московской академии внешней торговли, доктор экономических наук, автор научных и учебных работ, в которых успешно продолжает теоретическую направленность трудов профессуры Института и Академии внешней торговли.
Мне же в мемуарном стиле изложения хотелось бы поделиться с читателями о том, как в мои годы организовывалась и проходила учебная и преддипломная практика в Институте внешней торговли.
Первая практика, после окончания третьего курса (учились 5 лет), была непродолжительной – всего один месяц. Меня и еще двух студентов определили во всесоюзное объединение «Союзнефтеэкспорт», где, к нашему удивлению, нас не «отфутболили», как мы того ожидали, а представили каждому своего руководителя. Мой – зам. директора конторы, оказалось, уже подготовил план практики, в котором было все расписано по дням и по часам, а поскольку еще и многое совпадало в наших биографиях, то он меня откровенно предупредил о том, что мой будущий отчет о практике утвердит зам. председателя объединения, после чего он получит за руководство практикой 10% от его должностного оклада, и «мы отметим это дело в ближайшей пивной». В результате мы, трое студентов, заочно изучили состав главных экспортеров и импортеров объединения, присутствовали на деловых совещаниях с первыми и переговорах со вторыми, ознакомились с работой конъюнктурного, планово–финансового, транспортного и юридического отделов.
Мои воспоминания о трехмесячной преддипломной практике на пятом курсе воспринимаются теперь моими слушателями как «старческие фантазии». Да и немудрено…
Будучи заранее распределен на работу в «Главсовзагранимущество», я получил загранпаспорт и отправился на практику сначала в Берлин, а потом в район г. Галле на его предприятия, в результате чего написал и защитил (помимо официального госэкзамена) отчет – дипломную работу на тему «Экономика добычи бурого угля в земле Саксония–Ангальт и его переработки в жидкое горючее, синтетический каучук и химические товары на комбинатах «Лейна» и «Буна» для последующей реализации на внутреннем и внешнем рынках», что оказалось весьма полезным для последовавшей после окончания института пятилетней работы в Венгрии и ГДР.
Ну, а теперь пора вернуться на «грешную землю». В наше время, изобилующее «своими новшествами», по методологии Института внешней торговли обе академии готовят специалистов, выражаясь современными профессиональными терминами: «транспортных менеджеров», «логистических операторов». Все они пока, слава Богу, устраиваются на работу в Москве и области, кое–кто уезжает на периферию, учится в аспирантуре, защищает кандидатские диссертации. Получившие на других кафедрах требуемые знания по вопросам планирования, экономики, маркетинга, бухгалтерского учета и финансов, транспортного права, владеющие английским, а кое–кто и немецким языками, наши выпускники пользуются особенным спросом на фирмах контроллинга, транспортного менеджмента,  доверительного управления, в представительствах дочерних и внучатых предприятий, принадлежащих транснациональным компаниям как международной, так и российской регистрации.
Подготовленные кафедрой и напечатанные учебники, учебные пособия, монографии под названиями: «Коммерческая эксплуатация», «Логистика», «Мультимодальные и интермодальные перевозки», «Фрахтовые операции во внешней торговле», «Международная транспортная лексика», «Транспортное страхование», «Правовое регулирование транспортно–экспедиторской деятельности», «Глобализация производства и распределения транспортных услуг», «Транспортная документация» нашли своих читателей, заняли полки вузовских библиотек. Наш учебник «Транспортное экспедирование» (2006 г.) был даже представлен Ассоциацией украинских экспедиторов в 2008 г. Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) в качестве учебника, по которому осуществляется подготовка экспедиторов в этой республике.
И вот теперь, если следовать логике, содержащейся в дискуссиях, прошедших в марте сего года и ранее  за «круглыми столами», а также в авторитетных статьях, рекомендуется, как выражался Василий Иванович Чапаев в известном фильме, «на все наплевать и забыть» и немедленно начинать выпускать не экспедиторов, агентов и фрахтовых брокеров, а «бакалавров» и «магистров», и будет даже еще лучше это делать «под одной крышей» в ГУУ или бывших МАДИ и МИИТе. Вряд ли с этой логикой следует согласится…

Константин ПЛУЖНИКОВ,
доктор экономических наук,
профессор МГАВТ,
заслуженный работник транспорта

№ 21 (984) 22 – 28 мая 2017 года

Транспортная политика 176

Новые символы Дона

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Ростов–на–Дону Максим Соколов принял участие в церемонии открытия…
Новости 200

И опыт, и молодость

В Краснодаре прошел Всероссийский конкурс «Лучший водитель автобуса» Более 50 лучших водителей автобусов со всей страны боролись за призовой…
Автомобильный транспорт 197

Рекомендации для оптимизации

Их обсудили на конференции, посвященной управлению грузовым автопарком Конференция «Управление грузовым автопарком», прошедшая недавно
Рынок услуг 189

Высок ли сервис на высоте?

В Москве прошел второй Международный форум Sky Service–2017 Прошедший форум – мероприятие не только полезное и интересное, но и красивое. Форум стал…
Факультет.ru 179

Подкрепиться и не разориться

Зачем студенты ПГУПСа рисуют плакаты, которые украсят стены столовых На дорогу от дома до Петербургского госуниверситета путей сообщения Императора…
Безопасность 183

«Подвиги» автохамов

Долго ли еще терпеть их грубость, наглость т безнаказанность? Владимир Путин призвал бороться c автохамством «не только силой закона»,
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все