• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 31

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Для «галочки»?

В № 48 за 2010 год газеты «Транспорт России» опубликована статья с интригующим заголовком «Наука и вуз: надо ли их разделять?» по итогам совещания министра транспорта РФ Игоря Левитина с ректорами вузов. Проблема, надо сказать, вполне актуальная и заслуживает внимания.

В № 48 за 2010 год газеты «Транспорт России» опубликована статья с интригующим заголовком «Наука и вуз: надо ли их разделять?» по итогам совещания министра транспорта РФ Игоря Левитина с ректорами вузов. Проблема, надо сказать, вполне актуальная и заслуживает внимания.
Наука и образование издавна шли рука об руку. Но все же существует четкое различие между этими двумя видами деятельности. Деятельность научная – это добывание нового знания, а деятельность преподавательская – это внедрение нового знания, главным образом в молодежную среду. Такое деление возникло не сразу.
Когда–то, в XVII–XIX веках, эти виды деятельности были организационно совмещены при университетах. Новое знание добывалось, как правило, просто путем осмысления результатов созерцания внешнего мира или результатов, полученных с применением простейших приборов. Единственными носителями знания были ученые, вокруг которых формировалась образовательная среда. В стенах университета это добытое учеными знание непосредственно передавалось молодому поколению. Сфера научных изысканий ограничивалась главным образом тем, что в современных понятиях принято называть фундаментальной наукой, которой в образовательном плане в наше время занимаются университеты (в изначальном смысле этого слова). Соответственно и дисциплины, которые преподавались в университете, назывались университетской наукой. Эти образовательные дисциплины были параллельны науке фундаментальной.
С тех пор все изменилось. Прежде всего нынешняя наука требует огромных затрат на уникальное оборудование (вспомним Большой европейский коллайдер), на расходные материалы и т. п. Сам труд ученого, т. е. осмысление полученных результатов, то, что ранее было главным, на фоне гигантских затрат на оборудование – копейки. Вместе с тем научные изыскания, как правило, не оставляют исследователю ни времени, ни возможности совмещать научную деятельность с преподавательской, как это было в старину.
Вместе с тем и научная деятельность претерпела коренные изменения, она дифференцировалась. И главное, из нее выделилась огромная диверсифицированная сфера отраслевой науки, которая обозначается кратким термином НИОКР, со своими задачами использования результатов фундаментальной науки и их внедрения в хозяйственный оборот.
В силу этих подвижек преподавание в порядке реализации общественного разделения труда естественно выделилось из научного в совершенно самостоятельный вид деятельности.
Правда, ученые нередко совмещают свое основное занятие с преподаванием, что, разумеется, достойно похвалы. Они несут молодежи самое передовое знание с острия науки. Что касается преподавателей, то здесь такое совмещение основной преподавательской деятельности с научной в качестве дополнительной представляется весьма проблематичным.
В свое время в нашей стране просто проморгали тот факт, что исследование и преподавание уже давно стали самостоятельными видами деятельности. И у нас в стране еще с советских времен никак не могут избавиться от этого заблуждения, считая всех преподавателей учеными, т. е. научными работниками. Эта путаница ведет к порочным организационным решениям.
В соответствии с устоявшейся практикой преподаватели вузов, от самого младшего до убеленного сединами профессора, обязаны выполнять научную работу. Того же требует и формуляр индивидуального годового плана вузовского преподавателя. И за это с преподавателей спрашивает руководство вуза.
Это требование особенно одиозно, когда оно предъявляется преподавателям отраслевых вузов, опирающихся в своей работе на отраслевую науку, на НИОКР, которую и наукой–то в истинном смысле этого слова не всегда можно назвать, или на сугубо практическую деятельность. И преподаватели, которые готовы серьезно заниматься «наукой», естественно, свои «исследования», как правило, ограничивают изобретательством и внедренческими разработками. Это касается и транспортных вузов.
К сожалению, все это очень напоминает «большой скачок» в Китае, когда каждый китайский двор обязывали выплавлять чугун.
Высшая школа на Западе – прежде всего именно университеты, учебные заведения, где преподаются фундаментальные науки, университеты, которые в отличие от нас, хорошо финансируются и по оплате труда, и в части затрат на научное оборудование. Эта высшая школа может позволить себе совмещение исследовательской и преподавательской деятельности в лице выдающихся или просто способных к науке преподавателей. Но там ни у кого не возникает вздорной идеи в приказном порядке заставлять всех преподавателей заниматься научной деятельностью.
В результате мы имеем профанацию научной работы, некую квазинаучную деятельность с печатанием «трудов», которые никто не читает, с бесполезными «научно–практическими» конференциями, с публикацией результатов конференций, которые никого не интересуют.
А вся эта бессмысленная суета и мероприятия для «галочки», во–первых, приучают молодежь врать, а преподавателей выдавать туфту за научную работу; во–вторых, отвлекают преподавателей от того, чем они действительно должны заниматься – повышать свой профессиональный уровень, отслеживать научные успехи в своей области и передавать их молодежи; и в–третьих, приводят к бесполезным тратам материальных и финансовых ресурсов.
При этом сохраняется характерная советская черта – преподавателю платят (правда, издевательски мало!) за преподавание, а научная деятельность считается как бы бесплатным приложением к преподаванию.
Не пора ли покончить с этим?! Надо, чтобы пироги пек пирожник, а сапоги тачал сапожник. А если у кого из преподавателей есть желание и техническая возможность заниматься настоящей исследовательской деятельностью или конструкторскими работами, то, как говорится, – флаг им в руки и всяческое поощрение. Но не надо заставлять всех «выплавлять чугун».

Вадим ЗАБЕЛИН,
профессор МГАВТа

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 57

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 73

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 67

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 67

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 64

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 53

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все