• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 77

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Коробейники на колесах

2_s.jpg
Электричка не только рынок,
но и паперть.
2.jpg

ЧИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЕТ

В подмосковных электричках – особая жизнь. Здесь по утрам занимают места в вагонах для тех, кто войдет через полчаса, с азартом режутся в карты и домино, толпами бегают от контролеров, чего не увидишь, например, в метро или трамвае. А еще – раздолье для продавцов кроссвордов и исполнителей песен собственного сочинения.
Состав еще не тронулся с места, а коробейники уже пошли с обеих сторон. По вагону то и дело разносятся слова: «Добрый день, уважаемые пассажиры! Всем доброго пути! Прошу минуточку внимания...» И означают эти теплые пожелания одно: сейчас вам будут что–то предлагать или о чем–то просить. Замечено: если продавец пытается собственным голосом перекричать шум колес, то слышат немногие, и потому торговцы нашли выход из положения – у большинства сейчас есть гарнитуры, позволяющие оповещать весь вагон.
Одни коробейники предлагают довольно ходовой товар – мороженое, воду, чипсы… Его берут: цены, хотя и с накруткой, не кусаются. По карману – наборы гелиевых ручек, фломастеров, зубные щетки, точилки для лопат и ножей, другие повседневные мелочи. Неплохо идет печатная продукция, в том числе – кроссворды и расписание электричек, чего не скажешь о книгах.
Есть товары и дороже. Судя по устной рекламе, это весьма необходимые в доме или на даче «чудо–приборы» и «уникальные препараты», которые, мол, в магазине стоят в два–три раза дороже, а без них как без рук. Примечательно, что все «чудо–приборы», как выясняется, еще недавно были «секретными разработками» отечественной «оборонки». Хит сезона – саморастягивающиеся шланги, о чудесных свойствах которых пассажиры слушают довольно внимательно, но не спешат выкладывать тысячу–полторы рублей.
Есть еще одна категория торговцев, которые молча раскладывают на сиденьях иконки или православные календари, а потом также молча собирают их. Молодые парни, по всей вероятности, с хорошим слухом и нормальной речью, «косят» под глухонемых, история которых насчитывает не один десяток лет. Например, в послевоенные годы по стране ходили тысячи демобилизовавшихся солдат, не нашедших себя в мирной жизни. Было немало и тех, кто лишь прикидывались фронтовиками. Вот они и торговали не в убыток себе, в том числе и в поездах. За спекуляцию в те годы можно было и срок схлопотать, но инвалиды вызывали сочувствие, их не трогали. Сегодня «глухонемым» ничего не угрожает, но, говоря современным языком, бренд прижился.
Среди продавцов – люди самых разных возрастов. Немало молодых людей, у которых свои резоны. «Каждый день трачу на электрички около часа в один конец, цена проездного кусается, вот я и решил, что в пути буду торговать. И проездной «отбиваю», и на обед–ужин еще остается», – говорит Сергей, студент московского вуза. Вопрос, чем торговать, для молодого человека, как выяснилось, не стоит, он «за спросом и предложением следит и специфику железнодорожной публики чувствует». Товар закупает на оптовых базах в Подмосковье, где приличные скидки. Наценку дает разумную, чтобы покупали. А к преимуществам торговли в электричке относит то, что здесь всегда тепло и сухо, да и за аренду платить не надо. Отметил, что особенно хорошо торговля идет перед праздниками, тогда народ щедрый.
Попадаются среди коробейников долгожители. Семидесятилетний дядя Жора – человек–легенда. Ходит с товаром по электричкам еще с перестроечных времен. Торгует нитками и пуговицами. «Такого широкого выбора нет даже в специализированных магазинах, – сказала соседка по вагону, купившая у дяди Жоры сразу 15 катушек ниток. – Мне даже знакомые и коллеги на работе дают заказы на его товар…»
Примечательная деталь: коробейники зачастую работают под строгий голос из динамика: «Не покупайте товары с рук. Они могут быть ненадлежащего качества или опасны для вашего здоровья. О случаях торговли в поездах сообщайте дорожной полиции». Но на эти предупреждения обращают внимание не все…
Но электричка – не только рынок, но еще и паперть. Как–то в вагоне появился мужчина лет 50 на вид, в грязной одежде и расстегнутой куртке и задранной футболке, чтобы лучше было видно огромных размеров грыжу. Он жалостно просил денег, говорил, что работать его никуда не берут, а на операцию не хватает всего 10 тысяч… Мужчина напротив полез было в карман за деньгами, но его благородный порыв остановили. Одна из женщин сказала: «Я езжу на электричке давно, и уже лет пять слышу, что ему не хватает 10 тысяч». Интересная деталь: попрошайки в пригородных поездах оперативно «откликаются» на события в стране и даже за ее пределами, будь то пожары, наводнения или войны. В последнее время в вагонах появились «беженцы с Украины», которым почему–то не хочется верить…
Кроме торговцев и нищих, в электричках немало самодеятельных певцов и музыкантов. За многочисленные поездки на дачу приходилось поневоле слушать и дедушку–баяниста с женой–солисткой, и юного скрипача, и гитариста по имени Роман, который после спетой песни предлагал купить собственный диск за 150 руб.
С последним разговорился. Услышал, что за десяток лет ему уже приелась эта вагонная суета: «Живу, как перекати–поле. С утра до вечера. Круглый год. Электричек десять за день. Четыре–пять раз в неделю. Это мой концертный зал, а пассажиры – слушатели. В плюсах лишь то, что, если не хочется ехать, могу и дома посидеть, начальства надо мной нет».
О деньгах не спрашивал – неудобно, но знаю, что при таком режиме работы, как у Романа, певцы и музыканты имеют 40–50 тыс. руб. Щедро платят люди в праздники, например, на День Победы, разумеется, при соответствующем репертуаре.
Однажды в вагон вошла группа так называемых афганцев. Четверо добрых молодцев в камуфляже и голубых беретах распевали в вагоне метро надрывную песню о суровых буднях солдата в дальнем афганском краю, где свистят пули и злые моджахеды берут в кольцо боевых товарищей, которых все меньше и меньше…
Насчет ветеранов Афганистана показалось странным, так как самым молодым бойцам, прошедшим Кандагар и Гиндукуш, сегодня – под пятьдесят. Ни один из квартета на этот возраст не тянул.
Время было обеденное, ведь в час пик в переполненных вагонах большой командой не проберешься. Но почему–то крепкие парни были не на работе, а в электричке, с гитарой... Их пивные животы и далеко не исхудалые лица, признаться, сострадания не вызывали. Но каждый опирался на палочку, старательно изображая инвалида войны, да и пели ребята с душой, в общем, деньги им давали. Средства те, как свидетельствовала табличка, предназначались для помощи семьям погибших. Однако попытка разговориться с ними о делах благородных была воспринята в штыки. Хотя, казалось, чего им скрывать? Видимо, тот «запах» благотворительности был с душком…
Вполне возможно, что скоро электрички освободят от коробейников. Во всяком случае, на это нацелены столичные власти, которые разрабатывают законопроект о полном запрете на торговлю в пригородных поездах. По данным первого заместителя главы департамента транспорта Москвы Гамида Булатова, направить официальные документы в Минтранс России планируется осенью. Изначально предполагалось составить список разрешенных для продажи товаров, но затем власти сочли более эффективным введение полного запрета на торговлю в так называемых «зеленых» электричках (6000–й нумерации), которые составляют примерно 80% от всех пригородных электричек.
По мнению мэрии, при большой загруженности составов торговцы создают неудобства для пассажиров, а их продукция может быть некачественной и опасной. Сейчас выдворять торговцев из электричек могут только сотрудники полиции, но их не хватает на каждый состав. Поэтому контроль хотят передать перевозчику. «Это будет организовано на основе фото– или видеофиксации с последующей передачей информации в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства», – пояснил Гамид Булатов.
Удастся ли избавить пригородные электрички от названия «магазинов на колесах», покажет время. Предыдущая акция, начатая в 2014 году, когда торговлю разрешили только в экспрессах, закончилась неудачей: продавцы продолжают ходить и по обычным электричкам. Не остановили коробейников ни грозные предупреждения, ни штрафы, возросшие до 5 тыс. руб. Сотни «левых» торговцев вряд ли без боя сдадут свои «прилавки» и на этот раз. И уж совсем неясно: перестанут ли электрички быть папертью для одних и концертным залом для других?

Владимир ГОНДУСОВ

20.08.2015

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 225

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 226

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 266

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 215

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 223

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 188

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все