• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 67

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Последняя колея

Узкоколейные железные дороги Вологодской области заканчивают свое существование.

Населенный пункт Депо в Вытегорском районе Вологодской области получил свое необычное название в то время, когда здесь строилось главное депо Белоручейской узкоколейной железной дороги. Позднее к названию привыкли, и оно стало официальным. Поселок Белый Ручей (в слове «ручей» местные жители делают ударение на первом слоге), расположенный здесь же, дал имя самой узкоколейке. Сегодня эта железная дорога – одна из немногих оставшихся в регионе действующих УЖД.
Белоручейская узкоколейная железная дорога начала строиться аж в 1921 году и предназначалась для освоения территории, прилегающей к Волго–Балтийскому каналу. Место для нижнего склада было выбрано у деревни и пристани Белый Ручей, куда и сейчас свозится лес из поселка Янишево, расположенного примерно за 65 километров отсюда. Диспетчер Белоручейской УЖД Валентина Сарболотская работает на узкоколейке последние десять лет, но остаться в должности еще столько же даже не мечтает.
– Хорошо, если лет пять еще продержимся, пока автомобильную дорогу достроят, а потом закрывать все это будут, – вздыхает диспетчер.
Наш разговор происходит в небольшом двухэтажном здании, принадлежащем железной дороге. В помещении диспетчерской на столе главенствуют два предмета: счеты и потертая коричневая коробка с телефонной трубкой поверх крышки. Счеты – основной инструмент, с помощью которого здесь ведут учет «сцепам» с лесом. В каждый состав обычно включаются по 10–11 сцепов, в день по дороге проходят два–три состава. Ежемесячно узкоколейка вывозит таким образом около 25–30 тыс. кубометров леса. Так называемые «хлысты» (бревна с отрубленными сучками) привозят на нижний склад, где они обрабатываются, режутся и грузятся потребителям. Обычно дважды в неделю к составу присоединяют пассажирский вагон. Это – весьма унылое зрелище. Снаружи – облупленная краска и пятна ржавчины, внутри – покореженные сиденья, пустые пивные бутылки и шелуха от семечек. Из удобств – печки–буржуйки в обоих концах салона и в отдельных вагонах, дыра–туалет рядом с одним из тамбуров. Проезд бесплатный.
Узкая колея – весьма опасная штука, и поезд по ней идет на скорости не выше 30 км/ч, чтобы не перевернуться. В том, что это вполне реально, можно убедиться даже в стоящем пассажирском вагоне. Если человек переходит с одной стороны вагона на другую, вагон довольно сильно раскачивается.
Тягать сцепы и пассажирские вагоны призваны 12 стареньких тепловозов ТУ–7 и ТУ–8 производства 70–80–х годов. Раньше их было значительно больше. Отслужившие свое машины покоятся все в том же депо. Внутренности локомотивов давно разобраны на запчасти или сданы в металл, остались лишь остовы. Местные старожилы помнят совсем другие времена – пик развития Белоручейской узкоколейки, пришедшийся на 1950–1960–е годы. В начале 1960–х произошло редкое для тех времен событие: магистраль Депо — Янишево электрифицировали. Сюда привезли как минимум два экспериментальных электровоза, работавших на переменном токе. Однако примерно через двадцать лет локомотивы выработали свой ресурс и были списаны, а контактная сеть снята. Сейчас от нее ничего не осталось.
Практически на всем протяжении узкоколейки сотовая связь не работает или работает с перебоями. Составы же движутся по одному пути и должны расходиться друг с другом на системе разъездов. Упомянутая выше коробка с телефонной трубкой в диспетчерской – единственное средство сообщения с машинистами. «Как только поезд участок проходит, машинист останавливается на разъезде, там на столбах такие же телефоны висят, – объясняет Валентина Сарболотская. – Он мне отзванивается: «первый» прибыл на такой–то разъезд. А я уже смотрю по маршрутному листу, с кем его надо развести, и говорю, можно ехать или нельзя».
Женщина средних лет, с колючим взглядом, Мария Александровна, не пожелавшая назвать свою фамилию, – сторож той самой строящейся грунтовки в Янишево, благодаря которой местная узкоколейка скоро прикажет долго жить. На «блок–посту», расположенном в нескольких метрах от рельсов железной дороги, стоит шлагбаум и висит видеокамера. Мария Александровна будущую магистраль называет не иначе как «федералка». Видимо, по причине особой важности здесь дорог как таковых.
– Как, зачем шлагбаум? – недоумевает сторож. – На федералке всякое ведь бывает, лес везут, металл везут. Проверяем, не краденое ли. Сейчас лесовозы уже постоянно ездят. Железка, думаю, еще год–два максимум продержится, а потом разбирать это дело начнут.
Умершая узкоколейка почти не оставляет следов. Сорокопольская УЖД, также лесовозного назначения, располагалась примерно в 60 километрах от Белого Ручея.
– Локомотивы? В огородах поищите, – советуют жители поселка Сорокопольская Запань, откуда еще пять лет назад в лес уходили порожние сцепы.
Разобранные тепловозы и старые пассажирские вагоны на самом деле стоят в огородах – вытегоры приспособили их в качестве сараев.
В 2008–м году в Вологодской области насчитывалось около десятка узкоколейных железных дорог. На сегодня действуют не более пяти. «Раньше узкоколейки работали в системе объединения «Вологдалеспром», – рассказывает начальник отдела инвестиционных проектов и программ областного департамента лесного комплекса Сергей Ордин. – Все было государево. В 1992–м году каждая дорога была приватизирована по указу президента, сейчас это частные предприятия. От узкоколеек постепенно уходят. Локомотивы для них давно уже не выпускаются, их пока собирают и перебирают, но бесконечно это делать невозможно. На базе насыпей для путей узкоколейки сейчас делают автомобильные дороги, то есть пути снимают и на этом же месте строят проезжую часть. В узкоколейках надобности больше нет, изменилась технология заготовки леса. Если раньше возили на нижний склад хлыстами и там обрабатывали лес, то теперь возят сортимент. Это значит, что прямо в лесу харвестер лес готовит, режет, грузит его на лесовозы, и он идет напрямую потребителю. Нет надобности героически эти «хлысты» возить по узкоколейке, три–четыре раза поднимать перевернувшиеся платформы и так далее. Узкоколейная дорога в новые технологии никак не вписывается».

Андрей НЕНАСТЬЕВ

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 195

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 203

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 241

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 186

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 192

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 163

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все