• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 31

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Проекты и прожекты

Как при реконструкции вокзала не остаться и без денег, и без бизнеса.

В почти миллионном Воронеже вокзалов раз, два – и обчелся. Из Воронежа–2 уходят пригородные дизель–поезда в западном направлении. Расположен он не в самом удобном месте, но ничего, привыкли. Убогий, не отвечающий никаким требованиям, находящийся на городских задворках вокзал на Придаче стал «лицом города» для пассажиров пятидесяти поездов, проходящих с севера на юг и обратно.
Этим вокзалом пользуются 30–40 тыс. человек в месяц. Воронежцы на этот вокзал стараются попадать лишь в крайнем случае, когда нет билетов на поезда, идущие через Воронеж–1, так как городские власти, при безразличии железнодорожников, не позаботились о городском транспорте. Обычно там стоит с десяток «бомбил», требующих заоблачной оплаты. В прошлом году до вокзала продлили один маршрут. А ближайшая крупная остановка транспорта «Авиазавод», конечная полудюжины маршрутов, находится почти в двух километрах от вокзала. Если бы железнодорожников интересовала дальнейшая судьба своих пассажиров, они могли бы договориться с маршрутчиками и сообщать их диспетчеру о приближающемся составе, и тот направлял бы машины к поезду. Из города можно было бы довозить до вокзала по требованию и организовать маршрут между Воронежем–1 и Придачей для пассажиров, которым достались билеты на проходящие там поезда.
Центральный вокзал города – Воронеж–1. В месяц через него проходит около полумиллиона пассажиров, около 90 тыс. из них – дальнего следования. Очень симпатичный вокзал с «лица не общим выраженьем» был построен в 1954 году. Лет пять назад его капитально отремонтировали. Сейчас появились планы по его дальнейшему развитию и превращению в «вокзал ХХI века». Планируется сделать второй подъезд с тыла, с ул. Урицкого. Года три назад имевшийся там переходной мост реконструировали и покрыли сверху оргстеклом, превратив его, едва пригреет солнышко, в эстетически выдержанную душегубку. Сейчас собираются установить вертикальные и горизонтальные эскалаторы. Под привокзальной площадью и на ней планируется построить ресторан (имеющийся почему–то закрыли), деловой центр, автовокзал, гостиницу и даже аквапарк и ледовый дворец. Однако непонятно, как все это будет сочетаться с тем, что ОАО «РЖД» избавляется от всего непрофильного. Площадь всех построек составит 110 тыс. кв. м. Стоимость всех этих чудес сейчас оценивается в 4–6 млрд рублей. Но у нас по мере строительства стоимость, особенно объекта нестандартного, имеет тенденцию к перманентному увеличению… этак разика в 1,5–2, а то и больше. В этом году на проектирование уже выделено 5 млн рублей. В ближайшие два года на эти цели должно пойти еще 300 млн. Чтобы была понятна величина этой цифры – дотации на электрички по Юго–Восточной железной дороге составляют 600–800 млн рублей в год.
Будет, наверное, замечательно. Только вызывает сомнение целесообразность этого строительства. Про наш вокзал нельзя сказать, что в нем не протолкнешься. Транзитных пассажиров мало. Он наполняется в основном вечером, перед отправлением поездов своего формирования, да в часы пик, пассажирами пригородных поездов, ездящими на работу в Воронеж. Более–менее состоятельные ездят на своих машинах, а пассажирам электричек не до ресторанов и деловых центров, особенно если учесть, что цены на российских вокзалах раза в полтора выше, чем в их окрестностях. Привокзальная площадь поделена между двумя «сильными мира сего», у которых на ней свой бизнес. Они имеют мощный административный ресурс и просто так с площади не уйдут. Подвигнуть их на участие в этом проекте кажется мне весьма проблематичным, поскольку им и так неплохо. А тут существует опасность, что к концу строительства, на готовенькое, придут московские дельцы (они приходят всегда) с федеральным административным ресурсом, и благодаря им и нашим законам (понятиям) можно остаться и без денег, и без бизнеса.
Вокзал Воронеж–1, по существу, тупиковый. Политика ОАО «РЖД» направлена на ускорение продвижения поездов, а заезд на наш вокзал ведет к потере, как минимум, часа – лишних 14 км, перецепка локомотива и обязательная после нее проверка тормозов. Думаю, что с каждым годом поездов на Воронеж–1 будет заходить все меньше и меньше. Вокзал на Придаче не готов ни к какому пассажиропотоку. Следовательно, надо строить Воронеж–3, который обойдется, примерно, в 10 млрд рублей. Но тут еще вмешивается геополитика. Сейчас активно развиваются оставшиеся у нас черноморские порты Новороссийск и Кавказ. Потеплели отношения с Украиной. Существует вариант, по которому грузовые поезда из портов пойдут по прямой, т. е. через нас, а основная масса пассажирских поездов южного направления через Белгород и Украину.
Недавно в Воронеж приезжал министр транспорта Игорь Левитин. Обсуждался и вопрос о строительстве нового вокзала. Этот проект поддержал губернатор области Алексей Гордеев. Через новый вокзал пошли бы все транзитные поезда. Воронеж–2 можно было бы продать или сдать в аренду расположенной рядом ярмарке. А с прекрасно расположенного в центре города Воронеж–1 отправлялись бы все пригородные поезда и пассажирские своего формирования.
До реформы, которая раздробила единый комплекс на отдельные составляющие, со строительством вокзала, при некоторой поддержке Москвы, дорога бы справилась сама. Теперь же у нее на это нет средств. Нет средств и в ОАО «РЖД». А откуда они возьмутся, если все, что приносило прибыль, раздали в частные руки? В прошлом году из бюджета обществом было взято 108,19 млрд руб. В этом намечено 141,4 млрд, не считая 60 млрд на олимпийские стройки. Строительство нашего вокзала можно было бы приурочить к Олимпиаде. Вопрос о Воронеже–3 решают на самом верху. Дай Бог, чтобы решили не в угоду чьих–то интересов, а в угоду здравому смыслу. Поживем – увидим.

Борис ТРОФИМОВСКИЙ
Воронеж

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 57

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 73

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 67

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 67

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 64

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 53

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все