• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Сушите весла, или Почему лодки уперлись в берег

Сушите весла, или Почему лодки уперлись в берегПолемика о возможных изменениях
в правилах регистрации
и пользовании маломерными судами.

Сушите весла, или Почему лодки уперлись в берегПолемика, которая была развернута на страницах ряда спортивно–технических журналов по вопросу о возможных изменениях в правилах регистрации и пользовании маломерными судами, по моему мнению, опоздала лет на двадцать.
В настоящее время разговор об изменении правил регистрации и пользования маломерными судами перешел из административной плоскости в экономическую.

Меры нужны радикальные

Казалось бы, какая здесь связь – вопросы администрирования маломерного флота и экономика? Но она до банальности проста. Проводя неразумную административную и экономическую политику в отношении маломерных судов, государство губит целый ряд отраслей: малотоннажное судостроение, машиностроение (производство лодочных моторов), водный туризм, малотоннажные перевозки. Располагая самой большой в мире сетью рек и озер, а соответственно и потенциальным рынком, мы не используем его возможности, мало того, в настоящее время ведущие позиции на этом рынке заняли иностранные фирмы. Они значительно потеснили нашу промышленность с рынка лодок и катеров, а о моторах и говорить не приходится. Этот рынок в настоящее время потерян для наших промышленников (считайте, ориентировочно пять миллиардов рублей, исходя из производственных мощностей предприятий, ранее производящих лодочные моторы).
Если государство действительно заинтересовано в развитии малотоннажного судостроения, моторостроения и внутреннего водного туризма, то в настоящее время для ускоренного развития этих отраслей необходимо пойти на радикальные меры. В качестве первого шага необходимо снять административное давление в части отмены регистрации и наличия прав на управление моторными судами с мощностью мотора до 15 л. с. В части обязательного аварийно–спасательного снабжения судов должно существовать разделение: при эксплуатации судна в личных целях или в коммерческих целях, когда планируется получение прибыли.
О ежегодных технических осмотрах. Для открытых мотолодок процедура должна быть отменена – это пустая формальность и почва для коррупции. Для катеров, в зависимости от материала корпуса и срока эксплуатации – один раз в 5–7 лет. Затем надо решить, именно решить, а не рассмотреть вопрос о снижении налоговой нагрузки на владельцев маломерных судов в части судов с мощностью двигателя до 30 л. с., как наиболее многочисленной категории.
Если этого не сделать в ближайшее время, то это отбросит наше малое судостроение на несколько десятилетий назад. Причиной тому следующие факторы.

Дрова переводят в… дрова

Согласно пп.1, 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах основывается на всеобщности и равенстве налогообложения. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не должны быть произвольными. Как законопослушный налогоплательщик прошу объяснить руководство комитета по налогам Государственной Думы следующую налоговую коллизию. В соответствии с законом о транспортном налоге (базовый вариант) налоговая ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. составляет 10 рублей с л. с. Налоговая ставка на моторные лодки и катера с мощностью двигателя до 100 л. с. составляет 20 рублей с л. с. Разница 100%, а если пересчитать с возможностью эксплуатации по природно–климатическим условиям нашей страны, то разница составит 158%. Внятно объяснить эту коллизию никто не может. Коллизия вторая: ежегодно налоговые ставки по транспортному налогу растут. Законодательная и исполнительная власть объясняют это удорожанием дорожного строительства. Возможно. Но почему, уважаемые господа, в той же пропорции растет и налоговая нагрузка на владельцев лодок? Дорожное строительство действительно ведется активно, но всеми благами в данном случае пользуются владельцы автомобилей, а что же нам, лодочникам? Мы не видим, где работают наши деньги.
Для стимулирования спроса на моторные маломерные суда экономически более выгодно для государства снизить налоги на 50% для лодок и катеров: с подвесными моторами в диапазоне до 30 л. с. и до 25 л. с. для стационарных. Экономическое обоснование: во–первых, в этом диапазоне мощностей работают отечественные моторостроители; во–вторых, это наиболее востребованная категория моторов, которые в настоящее время может себе позволить купить основная масса населения.
Оппоненты могут возра-зить, что снижение налогов невозможно сейчас, не то время. Предлагаю, пользуясь официальными данными, рассмотреть цену вопроса. В качестве примера рассмотрим динамику налоговых начислений по транспортному налогу по Приволжскому федеральному округу, как наиболее характерному в части географического положения, численности населения и наличия маломерных судов. За 2006 год начислено транспортного налога в части вод-ных транспортных средств 142,8 млн рублей, или 1,7% от общей суммы начислений транспортного налога. Пользуясь данными ГИМС о количестве зарегистрированных моторных лодок путем несложных расчетов определим налоговую составляющую моторов от 5 до 15 л. с., она равна 4,2 млн рублей или 2,9%, а с учетом коэффициента собираемости конечная сумма поступившего налога составит 3,02 млн. Если соотнести эту цифру с затратами на налоговое администрирование, стоимость только налогового уведомления с учетом доставки составляет 35 рублей, и административный контроль, то, уважаемые сограждане, государство, по образному выражению, «дрова переводит в дрова». Не лучше ли получать эти деньги от производителя и продавца с меньшими затратами для государства. Даже с психологической точки зрения процесс приобретения товара в магазине более приятен, чем получение уведомления из налоговой инспекции. Государство, если хочет иметь развитую, высокодоходную промышленность, должно лоббировать интересы собственных производителей и учитывать запросы потребителей.

Зачем права для конной повозки?

Самым серьезным тормозом развитию рынка маломерного флота и сопутствующих услуг, несомненно, является административная нагрузка. Введение жестких правил эксплуатации маломерных судов и тотальный контроль совершенно не оправдан ни с фискальной, ни с экономической точки зрения.
Эксплуатация подавляющего большинства маломерных судов осуществляется в пределах 4–7 километров от места стоянки. Скорость движения, как правило, не превышает 30 км в час. Для управления данной категорией транспортных средств не требуется особых, специальных знаний и подготовки. Проведем аналогию с правилами дорожного движения: никому не приходит в голову требовать наличия прав и государственных номеров у владельцев велосипедов, конных повозок или мопедов, хотя условия эксплуатации этих средств на порядок сложнее. Не поддается никакому разумному объяснению и перечень вопросов, которые необходимо знать при получении прав на управление маломерным судном. Создается впечатление, что составлял их специалист, далекий от специфики и проблем маломерного флота.
Часто слышишь в прессе, по телевидению высказывания о высоких умственных возможностях наших соотечественников, а почитаешь нормативные документы, регламентирующие правила эксплуатации маломерных судов, создается впечатление, что все владельцы лодок только и желают, что утонуть. Благие намерения об охране жизни на воде доведены до полного абсурда. Заглянем в перечень обязательного снабжения: спасательные жилеты, якорь, веревка, черпак, ножовка по металлу, аптечка, набор ракет и фальшфейеров. С таким набором впору идти вокруг света, а нам надо–то переехать на противоположенный берег реки за сеном, за дровами, на рыбалку.
Охрана жизни – это святое, но всему должны быть разум-ные пределы, а в настоящее время получается, что скоро в дополнение к лодке нас заставят приобретать спасательный катер с экипажем и обучаться водолазному делу. Мне могут возразить, что это для вашего блага, в целях сохранения вашей жизни, но извините, уважаемые законодатели, уж очень громоздкая и очень дорогая, зачастую до 20% стоимости лодки, а самое главное – совершенно неэффективная система. Для осуществления контроля за которой отвлекаются огромные материальные и людские ресурсы.

Не привлекательно!

Сезонность использования, особенности эксплуатации маломерных судов в части затрат на топливо, хранение, ремонт и содержание в настоящее время складываются не в пользу последних. В части стоимости перевозок они проигрывают автотранспорту, поэтому практически исчезла из обихода хозяйственная лодка и малотоннажные перевозки. Государство в настоящее время не может оказать действенное влияние на вышеназванные элементы затрат, но вот уменьшение налоговой и административной нагрузки – это в силах соответствующих государственных структур. Это будет способствовать вовлечению в хозяйственный процесс распыленных инвестиций, которые сейчас отложены населением из–за непривлекательности их реализации по вышеназванным причинам. Это достаточно большие суммы, и с учетом большой капиталоемкости данного рынка, они способны снять социальную напряженность, обеспечив работой определенные слои населения, прямо и опосредованно.
В августе 2009 года были приняты поправки, касающиеся наличия прав на управление маломерными судами в зависимости от мощности двигателя. Согласно этим изменениям в настоящее время не требуются права на управление маломерным судном до 5 л. с. включительно. На грамотное административное решение рынок прореагировал моментально, и хотя сезон заканчивался, но моторы малой мощности продолжали раскупаться, практичные люди понимали, что на эту линейку моторов цены в сезоне 2010 года будут выше.

Сергей СКВОРЦОВ,
председатель Оргкомитета
фестиваля самодельных
маломерных судов «Весла на воду»

Нижний Новгород

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 157

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 207

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 178

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 175

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 170

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 163

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все