• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 52

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Утомленный предстоянием

Утомленный предстояниемКакую правду о войне
показал нам Никита Михалков?

Утомленный предстояниемЯ не кинокритик и не киновед. Просто очередной раз поддавшись массированной рекламе, посмотрел «Утомленные солнцем – 2» – «Предстояние» и хочу поделиться впечатлением, произведенным на меня этим фильмом.
Он состоит как бы из отдельных новелл, перескакивающих из 1941–го в 1943 год, объединенных одним сюжетом, и не стыкуется с первым фильмом. Например, Наде, дочери комдива Котова, в «Утомленных солнцем» шесть–семь лет. Через пять лет ей не менее восемнадцати, так как она работает пионервожатой в пионерском лагере. Как дочь репрессированного могла попасть в пионервожатые – загадка. Видимо, сказалась роль Мити, который прикрывает жену и дочь Котова. Это тот самый Митя, который в первом фильме покончил с собой. В новом фильме он воскрес в чине полковника НКВД. Думаю, что если бы даже Митю каким–то чудом обнаружили и откачали, то из–за очевидности причин самоубийства он бы пошел следом за арестованным им комдивом, т. е. в места не столь отдаленные. А Котов оказался, действительно, в местах не столь отдаленных. Политических, как мы знаем, обычно отправляли на север и восток, а котовский лагерек затесался на западную границу, надо же ему как–то в действующую армию попасть. Еще один кажущийся мне нелогичным основной поворот сюжета. Лето 1943 года. Вот–вот грянет битва на Курской дуге, или она в разгаре. У Сталина нет других забот, как вдруг начать интересоваться судьбой сгинувшего семь лет назад комдива Котова. Этот интерес был бы понятен в 1941–м – начале 1942 года. Тогда многих вернули в армию. Но с чего вдруг в 1943–м?..
Описывать сюжетные нелогичности и нестыковки, технические ляпы типа не тающего на усах искусственного снега или усыпанной крупными плодами яблони в июне можно долго. Меня же заинтересовал, на мой взгляд, более серьезный вопрос, какими красками рисует маститый режиссер своих и чужих. Корабль с эвакуированными идет с эмблемой «Красного креста». Немцы кружат вокруг, но не бомбят. И только после того, как какой–то солдатик (выстрелом из пистолета!) убивает летчика, разносят корабль.
Один из трех немцев убивает нескольких цыган. Далее следует потрясающий для россиянина диалог, примерно следующего содержания:
– Зачем ты это сделал? – с недоуменным раздражением спрашивает его один.
– Они цыгане.
– Мы не эсэсовцы, – и вдвоем осуждающе смотрят на убийцу.
Кремлевский курсант, приняв в тумане немецкие танки за наши, выскочил им навстречу. Из люка выглянул добродушно улыбающийся танкист и вместо пули кинул курсанту какую–то книгу. Оторопевший курсант зачем–то уперся в броню танка штыком. Танк немного постоял, давая ему время подумать, и поехал, раздавив беднягу.
Какую «правду о войне» нам показывает Никита Михалков, который в многочисленных интервью предстает перед нами славянофилом, патриотом, государственником и глубоко верующим человеком? Наши в панике и смятении убивают друг друга, забывают о дисциплине и субординации, начальство спасает собственные шкуры и имущество. Дыры на передовой затыкают необстрелянной «элитой, рост не менее 183 см», кремлевскими курсантами, две с половиной сотни которых (все!) гибнут в первом же бою. Жалость к мальчишкам наводит на мысль о безжалостности руководства, чего, видимо, и добивается Никита Сергеевич. И мало кто вспомнит в этот момент, что у немцев в конце войны воевали 14–летние пацаны, а Франция после наполеоновских войн осталась почти без мужчин призывного детородного возраста. Война…
Немцы же показаны так, что – еще немного и можно нимбы пририсовывать. Ну да, один жестковат, но осужден товарищами. У летчика своеобразное чувство юмора, шалун, но в целом–то они добрые, веселые ребята, мухи просто так не обидят. При случае «язык», едва не сбежавший от Котова, еще и поделится опытом, как его лучше связывать, чтобы он вновь не удрал. Их только трогать не надо, и все будет хорошо. Не будет никаких концлагерей, гетто, массовых расстрелов и т. п.
Немецкие солдаты с минимальными потерями промаршировали по Европе. Пришли с тем же настроем в СССР и встретили здесь, с первых шагов, отчаянное сопротивление. Гибнут товарищи, друзья, с которыми еще вчера пили шнапс и обсуждали похождения по полячкам и француженкам… Кого из них убьют сегодня, завтра? Откуда возьмутся добродушные, улыбающиеся немцы?
Фильм вышел перед 65–летием Победы. Это единственный политический праздник в стране, который признают все. Есть легендированный, что естественно через 65 лет, устоявшийся взгляд на Великую Отечественную войну. Причем легенды со временем складываются в любой стране вокруг заметных исторических событий, тем более таких масштабных, неоднозначных, многослойных, как война. Своим «великим фильмом о великой войне» Михалков провоцирует общество к расколу в отношении и последнего всеобщего праздника. Я представляю, с каким чувством смотрят это кино про добреньких справедливых фашистов ветераны. А молодежь, которая мало интересуется нашей историей, вообще не поймет, зачем было воевать с хорошими парнями за руководящих негодяев, особенно если учесть, что понятие «Родина» у нас понемногу размывается.
К сожалению, наши ветераны не умеют интересно рассказывать. Лет тридцать назад довелось ехать в одном купе с полковником, у которого на кителе было около двадцати боевых наград, не считая юбилейных. Мы, молодежь, завели разговор о войне. Заслуженный полковник вместо живого общения начал читать лекцию. Через три минуты стало скучно. Он ехал с какого–то совещания по работе с молодежью. В середине девяностых я попытался привлечь внимание двенадцатилетней дочери к радиопередаче, в которой ветеран рассказывал интересные вещи об итальянских и венгерских войсках на нашей территории. Внимания дочери хватило секунд на тридцать. После окончания передачи я ей рассказал то же самое, но не «шершавым языком плаката». Мало того, что она слушала, так стала еще и вопросы задавать.
Михалкова можно обвинять в чем угодно, но только не в глупости. Он выставил этот фильм на Каннский кинофестиваль и лучше нас знает, что и как надо показывать западному зрителю, чтобы угодить его вкусам и соответствовать его представлениям о Второй мировой войне. Но тогда получается, что Никита Сергеевич банальный двуличный конъюнктурщик, выставляющий Родину и земляков за их же деньги в неприглядном свете на потеху Западу, а патриотические речи о любви к России оставляющий для внутреннего применения?
Этот фильм, как говорят, стал самым дорогим в истории России. Я слышал цифры от 37 до 51 млн долларов. Но никак не могу понять, на что могла пойти такая прорва денег. 1,5 млрд рублей это два годовых бюджета города Борисоглебск с 76 тыс. населения. Высокохудожественное возведение развалин с привлечением художников и дизайнеров мирового уровня? Знаменитый мост, возведенный какими–нибудь англичанами из красного дерева и карельской березы? Масштабные массовки, одетые от Гуччи? Гимнастерки и телогрейки от кутюр? Спецэффекты? Ничего нового, потрясающего воображение я не разглядел… Зная щепетильную честность Никиты Сергеевича, будем считать, что эти миллионы ушли на размах.
Удивило то, что мало зрителей покидали зал. Свой интерес к фильму я определяю, можно сказать, в количественном выражении. Единицей измерения являются минуты, которые пройдут после начала фильма до того момента, когда я первый раз посмотрю на часы. На «Аватаре» первый раз я на них взглянул за полчаса до конца. Здесь через полчаса после начала. Все чего–то ждали. И дождались. Фильм заканчивается появлением непонятно как оказавшейся среди припорошенных снегом развалин медсестры Нади, раздевающейся перед не видевшим женской груди, умирающим молоденьким танкистом. Но в последний момент она ее стыдливо прикрывает. Несчастный так толком ничего и не увидел… Дальше идет реклама третьего фильма – «Цитадель». Но я, утомившись на втором, на третий точно не пойду. И никакая реклама меня на него не загонит!

Борис ТРОФИМОВСКИЙ

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 95

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 132

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 115

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 114

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 108

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 95

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все