• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 69

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Не пора ли бить кнутом

2_s.jpg



тех, кто превращает парки, леса и дороги в мусорные свалки?

2.jpg

Думаю, не у меня одного вызывают отвращение многочисленные пакеты с мусором, которых немало вдоль дорог и на остановках в Подмосковье. Неужели владельцы и пассажиры машин надеются, что следом за ними поедет «добрый волшебник» с контейнером и соберет их отходы? Скорее, бродячие собаки и коты разорвут эти пакеты, и будут валяться на обочине бутылки, тряпки и бумага…
Подмосковной Швейцарией называют места, где находятся города Истра, Звенигород, Руза. Озера, холмы, вечная зелень елей, ласкающая глаз белизна берез. Но стоит лишь посмотреть вниз, и лирика, увы, кончается. Вдоль любой дороги, хоть грунтовки, хоть вполне приличного шоссе, на десяток метров в обе стороны – бутылки, банки, пластиковые пакеты, обрывки газет и прочее гнилье и рванье, которым наши соотечественники метят места своего пребывания, как временного, так и постоянного. Есть мусор и покрупнее – разбитые бетонные плиты, старые покрышки, куски ржавой арматуры. Все это, к сожалению, стало частью не только подмосковного пейзажа…
Когда впервые на поезде ехал в Берлин, рано утром стоял у окна и поневоле восхищался тем, что вдоль железной дороги все чисто и аккуратно. Ухоженный газон у рельсов, радующий глаз лес вдалеке. А что у нас вдоль железнодорожного полотна? Не стану перечислять то, что видит каждый из нас.
Все это не ветром надуло из дальних стран. И делают это не опустившиеся люди – бомжи, алкоголики, наркоманы, а обычные горожане и селяне. Это они «пуляют» из окон машин или вагонов пустые пивные бутылки, бросают окурки, оставляют на обочинах пакеты с мусором.
Засыпаны мусором подмосковные стоянки большегрузов, повсюду груды отходов пластика, резина, полиэтилен… Не отстают от водителей и представители придорожного сервиса, у которых не доходят руки убрать свалки вокруг торговых рядов.
Почему мы, так умиляясь родной природе, буйству ее красок и яркости зелени, одновременно по–хамски к ней относимся? Неужели только потому, что красавицы земли у нас больше, чем у других народов, и нам ее не жалко? Вспоминая писателя Николая Носова, можно перефразировать его горькую шутку: «Страна большая. Намусорим здесь, перейдем куда–нибудь еще». Такой вот симптом болезни – отсутствие чувства ответственности и собственности, ведь мусорят–то на «ничейной» территории.
Почти три десятилетия мы в России спорим, как нам обустроить собственную страну. С чего начать? Должны ли мы жить «как все» или как–то по–особенному? А мусора на бескрайних русских полях, вдоль дорог, в лесах и озерах становится все больше и больше.
Да разве засорили только дороги? В лесополосах и парках, на детских площадках и около подъездов домов – завалы пивных и водочных бутылок, скомканные пакеты, полусгнившие окурки, смятые пачки сигарет, следы чрезмерных возлияний. Продукты нашей жизнедеятельности сопровождают нас на входах станций метро, по краям тропинок, по которым мы идем на работу или в магазин. И понятна тревога главы президентской администрации Сергея Иванова, который недавно подчеркнул, что «сейчас даже десятки, даже сотни миллионов тонн отходов в лучшем случае вывозятся на полигоны или сжигаются на заводах, а в худшем, что греха таить, – они просто вываливаются, где попало. Окрестности многих населенных пунктов у нас превратились в гигантские свалки». Эти слова он произнес на первом заседании оргкомитета Года экологии, который пройдет в России в 2017–м. Напомнив известную поговорку – чисто не там, где убирают, а там, где не сорят, – Сергей Иванов сказал, что «настало время прибраться в России».
В апреле 1699 года, за четыре года до основания Санкт–Петербурга Петр Первый издал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Оцените, как современно звучит...
Кстати, почему указ был именно апрельским? Ну, тут все понятно: снежный покров сходит, и мусорная «дурь всякого сразу становится видна» на оголившейся земле. И ныне из года в год весной, может, где–то из–под снега и пробиваются цветы, но у нас обычно в роли «подснежников» выступает мусор.
Актуальный и поныне петровский указ обязывал тогда еще всех жителей и гостей Москвы не выбрасывать мусор на улицы столицы России, за чистотой дворов и мостовых следить, а все отходы вывозить подальше за пределы города и засыпать землей. Нарушителям царского указа гарантировалось наказание: «Кто станет по большим улицам и переулкам всякий помет и мертвечину бросать, такие люди взяты будут в Земский приказ, и будет им за это учинено наказание – битье кнутом, да с них же взята будет пеня». К слову, если нарушитель попадался несколько раз, то пеня росла, а наказание ужесточалось. Со злостных нарушителей могли взять штраф до 10 рублей, а это тогда были немалые деньги.
Знающие люди говорят, что и в наши дни царский указ не грех бы реанимировать – не только потому, что по–прежнему сорим, но и потому, что не боимся кнута ни в прямом, ни в переносном смысле.
И вот какой парадокс. Стоит нашему соотечественнику попасть за границу, как его будто подменяют. Если на наших дорогах он спокойно выбрасывал окурок или бутылку в окно автомобиля, то, например, в Финляндии делать этого не посмеет. «Наши автолюбители ведут себя там как порядочные граждане. Знают, что в стране закон действует неотвратимо. А у нас – нет», – признался один из знакомых. Другой рассказал, что как–то на финской дороге по привычке выбросил из окна автомобиля пустую сигаретную пачку. Кто–то из жителей позвонил в полицию, и там быстро отреагировали…
Эта страна чем–то похожа на Россию. Трескучие морозы с инеем на деревьях так же быстро сменяются оттепелью и дождем, принесенными с Атлантики. Вдоль дороги березы и ели по холмам, деревянные дачные домики. Заборы, правда, значительно ниже, и дома в городах смотрятся как–то веселее. Но лица прохожих на улицах здесь мало отличаются от московских или питерских. А вот что непривычно – по обочинам ни соринки, и снег в городе белый–белый, даже если лежит уже несколько недель. Таков опыт и образ жизни соседней нам страны. Совсем не чужой нам…
В Белоруссии населенные пункты выглядят, может, и небогато, но по–европейски аккуратно. Чисто и вдоль дорог, отметим, довольно приличных. Советник белорусского Центра экологических решений Марина Богданович вспоминает, как «мусорную проблему» решали в ее республике: «В 1997 году у нас начали издаваться приказы Министерства ЖКХ об административной ответственности за оставление мусора. Но не только наказывали. Соответствующим службам и районам выплачивали премии за чистые территории, дворникам – тоже, у них в Белоруссии неплохой заработок. Для людей введены штрафы, но сначала вам сделают предупреждение, и, по опыту, для многих этого достаточно, больше не мусорят…»
Итак, метод «кнута и пряника» с преобладанием первого.
В России немало людей, которые выступают за резкое увеличением штрафных санкций, например, в 10–20, а лучше в 100 раз. Говорят так: «Сумма должна быть такой, чтобы нарушитель помнил, как родину любить». Хотя вряд ли даже 2000–3000 руб. остановят владельцев престижных иномарок от привычки выбрасывать из окон банки из–под кока–колы. А на своих участках у них «дизайн», мраморные дорожки, заборы с коваными завитушками… Вот только за пределами их частного имения – уже чужая страна.
Многие убеждены, что воспитание в этом аспекте надо начинать с младых ногтей: «Приучать уважать природу, себя и других людей надо с детства. Если этого не делают родители, то это должно делать государство». И в этом немалая доля истины. Надо с детства отучать их от существования на помойке. Ради них самих. С самых ранних лет подключая к этому делу через книги и мультфильмы, Чебурашку, Крокодила Гену, Кота Матроскина, телевизионного Хрюшу… В детских садиках, в школе и дома чаще говорить о том, что брошенный в траву фантик – это ужасно. Никто другой, кроме нас, не воспитает ответственное за чистоту поколение, которое не будет выбрасывать из окна своего автомобиля мелкие мусорные «бомбы».
В Европе это поняли давно, а потому в школах постоянно проходят кампании, которые устраиваются не отдельными энтузиастами–экологами, а министерствами! Результат таких кампаний – на чистых европейских улицах.
От многих стран мы отличаемся не только уровнем развития экономики, демократии, социальной и правовой сферы, но и тем, что не обязательно требует богатства и демократии, – бытовым порядком, чистотой, дисциплиной.
В одной из самых богатых стран мира, Швейцарии, у населения принимают битое стекло и делают из него новое, экономя энергоресурсы. В покрытой лесами Финляндии картон делают не из лесоматериалов, а из макулатуры. Натыкаясь взглядом на брошенные автомобили, мы вспоминаем, что в европейских странах из металлолома выплавляют 75% всей стали. В России же, где накопилось, по данным Президента России Владимира Путина, приведенным на недавнем совещании по вопросу о стимулировании переработки отходов, около 90 млрд тонн мусора. Если равномерно распределить его по всей территории страны, то получится по 5 кг на каждый квадратный метр! При этом средний уровень утилизации отходов производства составляет в нашей стране лишь около 30%, а из отходов потребления на вторичное сырье идут всего 2%. Остальные 98% загрязняют окружающую среду, ставя под угрозу здоровье людей. И никто не знает, что же с этим «оружием массового поражения» делать. Вопрос «Что нам мешает использовать опыт развитых стран?» пока остается без ответа.
Все чаще звучат голоса о том, что России нужна единая государственная служба, которая займется охраной экологии и природы, которая, возможно, должна включить в себя ряд существующих разрозненных организаций в этой области. И еще все чаще поговаривают о создании экологической полиции. Понять людей можно: накипело!
Все понимают: нам нужна не только СИЛЬНАЯ РОССИЯ, нам нужна ЧИСТАЯ РОССИЯ.
…И в заключение – маленькая сказка. Жила–была одна брошенная батарейка. И убила двух кротов.

Владимир ГОНДУСОВ

КСТАТИ

Президент России Владимир Путин распорядился образовать организационный комитет по проведению  в 2017 году Года экологии. Председателем назначен руководитель администрации Президента РФ Сергей Иванов. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.
Напомним, что Владимир Путин подписал указ, в котором объявил, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100–летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.
Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.
Таким образом, у 2017 года две главные темы – развитие заповедной системы и экология в целом. При этом с 2017 года вступают в силу большинство экологических реформ, заложенных в принятых поправках в законы. Речь идет прежде всего о регулировании выбросов и сбросов по наилучшим доступным технологиям и «революционных» нормах закона об отходах.

 



19.05.2016

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 137

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 185

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 157

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 156

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 151

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 143

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все