• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 31

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Приступить к ликвидации…

2_s.jpg



Отечественная система ЛАРН должна быть готова к росту происшествий.

2.jpg

Недавнее происшествие с танкером «Надежда» показало, насколько важно иметь надежную структуру, обеспечивающую ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН). Напомним, что с 28 ноября 2015 года и по настоящее время продолжается операция по ликвидации последствий аварии танкера «Надежда» на рейде порта Невельск (юго–западное побережье Сахалина). Общее количество нефтепродуктов на борту аварийного танкера, включая судовые запасы, составляло 793 тонны. В результате проведения аварийно–спасательных работ, как сообщили в ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», с борта аварийного судна нефтепродукты сняты, загрязнение акватории и береговой полосы ликвидировано.
В настоящее время в судовом составе флота Морспасслужбы 134 единицы. Но, к сожалению, это лишь 69% от норматива оснащения аварийно–спасательных формирований Росморречфлота, необходимого для решения задач поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, а также ликвидации последствий морских аварий и разливов нефти.
В 2016 году спасатели должны получить от судостроительных предприятий три новых судна. Два из них – катера–бонопостановщики проекта А40–2Б–ЯР строит ОАО «Ярославский судостроительный завод». Еще один буксир проекта TG–17 изготавливается на мощностях ОАО «Окская судоверфь» в Нижегородской области. В период 2017–2018 годов планируется дополнительно построить на российских судостроительных предприятиях
9 новых судов.
В этот список входят четыре спасательных катера–бонопостановщика проекта А40–2Б–ЯР, четыре многофункциональных мелкосидящих буксира–спасателя мощностью 2,5–3 МВт проекта MPSV12, а также рейдовый водолазный катер проекта А160–ЯР.
В последнее время повышенное внимание уделяется обеспечению аварийно–спасательной готовности в Арктике, регионах Крайнего Севера. По сведениям Морспасслужбы, для несения аварийно–спасательной службы в Арктике подготовлены 12 судов. В это число входят многофункциональное аварийно–спасательное судно «Балтика» проекта P–70202 мощностью 7 МВт, два схожих с ним судна «Мурман» и «Берингов пролив», четыре многофункциональных аварийно–спасательных судна типа «Спасатель Карев» мощностью 4 МВт (построены в России) и пять судов снабжения типа «Капитан Мартышкин».
Кроме того, по вопросу оснащенности пунктов передового базирования в Арктической зоне оборудованием и техникой для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Морспасслужбой поданы дополнительные предложения по строительству 17 новых судов. В первую очередь требуется многоцелевое судно обеспечения ледокольного класса неограниченного района плавания. По мнению специалистов, автономность такого судна должна достигать 60 суток, а дальность плавания – 10 000 морских миль при максимальной скорости хода 15 узлов. В перечень необходимых для Арктических регионов судов также вошли четыре многоцелевых буксира проекта TG16 и четыре многофункциональных морских водолазных судна проекта SDS08.
Также рассматривается возможность приобретения линейки судов–амфибий типа ARKTOS Evacuation Craft Towing A, способных передвигаться по воде, льду и по земле. Эти суда можно применять для ликвидации аварийных разливов нефти при оснащении насосом, скимером и емкостями для собранной нефти. Длина судна 15,2 м, ширина 3,9 м, оно способно развивать максимальную скорость хода по земле и по льду до 16 км/ч, по воде – 11 км/ч. Еще требуются четыре амфибийных судна на воздушной подушке типа «Ирбис» грузового исполнения.
Достаточно успешно реализуется концепция импортозамещения в сфере производства специализированного оборудования и материалов для ЛАРН. В частности, это касается производства боновых заграждений постоянной плавучести. Российские производители выпускают данную продукцию вполне приемлемого соотношения цена/качество и дешевле импортных аналогов.
На повестке дня применение самых передовых технологий ЛАРН, включая метод выжигания нефтяных пятен с помощью лазера. Но Морспасслужба исходит из того, что необходимо использовать апробированные технологии ЛАРН, показавшие на практике свою безопасность и эффективность. При внедрении новшеств требуются длительные исследования, разработка соответствующих методик, закупка оборудования. Получив достоверные положительные результаты, можно начинать применение новых технологий, нарабатывая реальную морскую практику.
Казалось бы, в целом складывается благополучная картина, но, предупреждают эксперты, число ЧС, связанных с аварийными разливами нефти, в ближайшей перспективе будет неизбежно увеличиваться. Следует учитывать, что за последние годы в России резко возрос объем добычи, переработки и перевозки нефтяных грузов по морю. Это обусловлено расширением разработки континентального шельфа в районе Сахалина, российской части Каспийского и Балтийского морей, вводом в действие нефтяных терминалов трубопроводного комплекса в районе порта Новороссийск, Балтийской трубопроводной системы в порту Приморск, распределительно–погрузочного комплекса в порту Высоцк, отгрузочного терминала в порту Де–Кастри. Возрос грузооборот нефтепродуктов через порты Мурманск, Архангельск с восточной части Баренцева и Карского морей. Увеличился объем перевозки нефти морем в Восточной Арктике. Интенсивность судоходства, связанного с перевозкой нефтепродуктов морским транспортом, соответственно резко возрастает. Отсюда и рост риска ЧС.
К тому же провоцирует аварийные происшествия эксплуатация на износ морских судов, главным образом рыбопромысловых, небольшими частными компаниями с нарушением установленных районов плавания.
Для совершенствования и развития системы поисково–спасательного обеспечения ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» продолжает отрабатывать действия сил и средств, органов управления, организацию взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В 2015 году проведены 5 международных комплексных и 9 бассейновых учений, в ходе которых совершенствовались навыки аварийно–спасательных формирований по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в море.
Вместе с тем специалистам в области ЛАРН ясно, что госструктурам пока не по силам повсеместно обеспечить должный уровень аварийно–спасательных работ. И здесь призваны сказать свое слово частные компании. Их, кстати, насчитывается несколько сотен, но, как ни странно, в законодательстве их роль внятно не прописана. Об этом, в частности, говорили участники международного семинара, состоявшегося в Мурманске в 2014 году. Дискуссия по этому вопросу состоялась и в ходе «круглого стола» в Комитете Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду» в ноябре 2015 года.
К странностям в действующем законодательстве, по мнению ряда экспертов, можно, например, отнести то, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на сухопутной территории и внутренних водных объектов России не относятся к видам аварийно–спасательных работ. А это дает право собственникам, эксплуатирующим опасные производственные объекты, не планировать меры реагирования на ЧС в случае их возникновения, не иметь договоров с аварийно–спасательными формированиями или не содержать собственные, не обладать запасом необходимых материально–технических и финансовых средств.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно–спасательных формированиях и статусе спасателя» аварийно–спасательные работы по ликвидации нефтеразливов на суше и внутренних водных объектах исключены из видов аварийно–спасательных работ. Между тем закон «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», напротив, относит их к сфере ЧС. То есть налицо законодательные противоречия.
В настоящее время специалистами группы компаний «ЭКОСПАС» подготовлены предложения по устранению противоречий, и есть надежда, что в 2016 году будут внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в другие законодательные акты, которые позволят существенно повысить экологическую безопасность в стране.
По мнению ряда экспертов, необходимо также внести определенные изменения в закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Дело в том, что предприятия, стремясь увеличить прибыльность своей деятельности, зачастую идут на сокращение расходов в сфере обеспечения безопасности, а с этим надо бороться. Для этого нужно менять контрольно–надзорную систему по соблюдению промышленной и экологической безопасности в России, исключить контакт проверяющего и проверяемого. У каждого объекта есть паспорт, который должен быть заложен в определенную программу. Доступ к ней должен иметь Ростехнадзор, а также органы прокуратуры. Ведь у каждого объекта есть определенный срок службы, и в программе должно быть отмечено, когда пора его менять.
Укреплению экологической безопасности призван поспособствовать подготовленный Минприроды России законопроект, устанавливающий административную ответственность за невыполнение обязанностей по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Документ направлен в Правительство РФ.
Проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционную экспертизу, согласован с федеральными органами исполнительной власти. Документ устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством обязанностей по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Основными причинами разливов нефти техногенного характера являются, как отмечают специалисты, высокая степень изношенности оборудования, незаконные врезки в нефтепроводы, аварии при транспортировке нефтепродуктов, неоперативное реагирование и последующая неслаженность действий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, недостаток финансирования, необходимого для предупреждения разливов.
Принятие документа позволит сократить риски в области обеспечения экологической безопасности на объектах недропользования, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на акваториях внутренних морей и континентального шельфа.
В соответствии с документом отсутствие утвержденного в установленном порядке Плана мероприятий по ликвидации нефтеразливов, а также его невыполнение в полном объеме и в установленные сроки повлечет административную ответственность в виде наложения штрафа. Для юридических лиц он составит сумму от 100 до 300 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, при повторном совершении правонарушения – от 150 до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
За правонарушения, связанные с непредставлением либо представлением заведомо недостоверных сведений о факте разлива нефти и нефтепродуктов, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц – от 150 до
500 тыс. руб., при повторном совершении правонарушения – от 300 тыс. до 1 млн руб.
Законопроектом также предлагается усилить меры ответственности за непредставление, несвоевременное представление либо представление в органы государственного экологического надзора заведомо недостоверной информации, необходимой для установления обстоятельств правонарушений, выявленных в ходе проверки. В таком случае штраф для юридических лиц составит от 50 до 300 тыс. руб. В настоящее время штраф за непредставление информации составляет 3–5 тыс. руб.
Одна из причин, снижающих эффективность работ по ЛАРН, состоит в том, что наряду с оснащенными силами и средствами аварийно–спасательными формированиями появилось большое количество недобросовестных поставщиков таких услуг. Эти организации получают соответствующую лицензию и, не имея квалифицированного штата спасателей и необходимого оборудования, выставляют на рынок демпинговые цены на свои услуги. Руководители же компаний–заказчиков, «не понимая», что привлечение таких фирм может привести к ЧС и уголовным делам против них самих, в погоне за дешевизной заключают с такими организациями контракты. Тем самым под угрозой ЧС оказываются и сами предприятия, и жители близлежащих районов.
Практика показала, что наибольший эффект по ЛАРН достигается в том случае, когда частные компании интегрируются в общероссийскую систему обеспечения безопасности и осуществляют свою деятельность совместно с МЧС России. Эксперты считают, что все опасные производственные объекты (ОПО) должны иметь свои паспорта безопасности и должны быть включены в состав ОПО на территории каждого субъекта РФ и всей страны. Таким образом, будет создана целостная база ОПО, на которые должны быть разработаны планы по предотвращению последствий ЧС, в том числе ЛАРН.
В настоящее время, как уже отмечалось выше, аварийно–спасательные силы готовятся к работе на арктическом шельфе. Это очень серьезная задача, если учитывать, в каких экстремальных условиях придется действовать спасателям. Сейчас проводятся встречи с руководством компаний, уточняются их требования. Пока здесь не все отрегулировано, и не все еще портовые зоны готовы к работе на шельфовых проектах.
Кроме того, приходится констатировать, что пока не выработано эффективных технологий борьбы с разливами нефти в ледовых условиях. Трудность в том, что вокруг нефтедобывающих платформ при помощи ледоколов необходимо поддерживать безледовую зону, вокруг которой будут выставляться боны. Возможно, сам лед сможет выступать в качестве сорбента – этот вопрос еще научно мало изучен.
Требует ускоренного развития производство специального оборудования и материалов. Пока импортное оборудование более современное и отвечает необходимым требованиям. До определенной поры оно было более качественным. Однако отечественные производители в последнее время, особенно в условиях санкций, стали производить более качественную продукцию, переняв лучший опыт зарубежных поставщиков. Это дает спасателям возможность осуществлять внутренние закупки у российских компаний. В частности, закупается отечественное газоспасательное оборудование, которое отличается наибольшей сложностью. Это вполне конкурентоспособные и хорошие по качеству костюмы.
Хорошо себя зарекомендовали отечественные автомобили: «УАЗ Патриот», «газели» для оперативной переброски спасателей, КамАЗы для размещения оборудования. Также в России производятся надежные средства пожаротушения, сорбенты – тоже нашего производства. Для сравнения: цена тонны сорбента отечественного производства составляет 2 тыс. долл., а зарубежного – 7 тыс. долл. Биосорбенты также производятся в России, и по качеству они ничуть не хуже зарубежных.
Сейчас стоит задача выйти на новые технологии ликвидации последствий нефтеразливов в морской среде. Недавно созданная Национальная ассоциация спасательных и экологических организаций нацелена на масштабную работу по привлечению к решению этих вопросов органов государственной власти, экологической общественности и добросовестных аварийно–спасательных компаний.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

 

 



3.03.2016

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 57

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 73

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 67

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 67

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 64

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 53

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все