• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 47

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

День «сурика»

День «сурика»В этом уверены и выпускники, и первокурсники вуза.

День «сурика»Без опыта работы даже выпускника с красным дипломом не ждут с распростертыми объятиями на рынке труда. Специфика транспортного образования такова, что одних теоретических знаний недостаточно. Но убить двух зайцев, то есть одновременно получить диплом и заветный стаж, все–таки возможно. В МИИТе отдельные студенты трудоустраиваются по специальности уже на первых курсах. Это становится реальным благодаря гибкому графику программы совмещения учебы и работы (СУР), которая действует в Институте транспортной техники и систем управления вуза.
Во все времена студентов, которые систематически опаздывали на утренние занятия, сокурсники справедливо сопоставляли с любящими всласть отоспаться сурками. Однако совершенно иной ритм жизни у студентов–«суриков», как их не то в шутку, не то всерьез называют в МИИТе. Нежиться по полдня в постели этим молодым людям недосуг.
Едва забрезжит рассвет, студент Игорь Петневич уже на ногах. Стараясь двигаться бесшумно, собирается на работу в потемках, чтобы не разбудить соседа по комнате в общежитии.
…В общем–то, Игорь тоже студент. С той лишь разницей, что помимо учебы на третьем курсе Института транспортной техники и систем управления он одновременно работает помощником машиниста электропоезда в моторвагонном депо «Перерва». Поспевать и там и тут позволяет специальная программа: два дня работаешь в депо, два дня учишься – подобная схема, кстати, апробирована во многих зарубежных вузах.
На работу Игорь устроился по распределению, которое состоялось после окончания Курского железнодорожного техникума (филиал МИИТа). Но узнав, что можно продолжить высшее образование в престижном университете на очном отделении по экспериментальной системе, долго не раздумывал.
Самодисциплина – привычка, выработанная в армии, – пригодилась парню в профессии. А еще – выдержка, внимательность. Именно эти качества нужны помощнику машиниста, который следит за тем, чтобы во время остановки закрывающиеся двери пригородной электрички ненароком не защемили кого–то из пассажиров, внимательно вслушивается в перестукивание колес моторного вагона (нет ли неисправностей), быстро и четко выполняет команды напарника. А бывает, когда хулиганят в вагоне, сам идет и призывает к порядку. Еще приходится оперативно устранять различные мелкие поломки. Например, при неполадках токоприемника – многие вагоны, сами понимаете, у нас доживают свой век.
Короче, в общагу с работы приходит выжатый, как лимон. Поспит пару часов урывками и бежит на пары... Что и говорить, тяжело! И все–таки работа на железной дороге – это его мечта, претворенная в жизнь. Еще в планах – полгода отучиться на машиниста электропоезда. По словам Игоря, пока это трудноосуществимо: не хватает времени и сил. Сначала хочет получить диплом. Хотя для его специальности карьерный рост – вопрос предопределенный.
А третьекурсник ИТТСУ МИИТа Денис Эрматов получает образование по направлению «подвижной состав железных дорог» и работает в пункте технического обслуживания грузовых вагонов (ПТО) «Люблино» (Южное). Чтобы стать осмотрщиком–ремонтником вагонов 5–го разряда, Денису пришлось окончить в вузе специальные курсы, успешно выдержать экзамен, пройти практику под руководством опытных наставников. Впоследствии оказалось, что многие его молодые начальники также учились и окончили МИИТ по этой же системе. Стало понятно их отеческое отношение, участие.
Зарплаты на «железке», может, и не космические, но неплохие, стабильные. А молодые специалисты с высшим образованием и опытом всегда нарасхват, так что со временем могут существенно увеличить оклад. Существуют льготы по ипотеке, на предоставление съемного жилья для иногородних. Впрочем, Денис привык «кантоваться» в родной общаге. Друзья не отпустят, говорит.
– А вообще, наша смена – самая ударная, план перевыполняем на 10–15%, – с гордостью говорит Денис. – Есть стимул работать хорошо. Нашел глубокий «ползун» на колесе, трещину или дефект – получи премию. Правда, если пропустил, то грозит наказание – выговор и штраф. Ведь от внимательности осмотрщика зависит безопасность перевозок на железной дороге. Безусловно, практика на производстве хорошо помогает в учебе. И наоборот – на работе, как воздух рыбе, необходимы знания, полученные в вузе.
Сергей Какоша, другой третьекурсник ИТТСУ МИИТа, работает в первом вагонном депо «Москва» (ВЧД–1) слесарем по ремонту подвижного состава. Его отец тоже железнодорожник, трудится помощником машиниста в родном Брянске. Сергею  хотелось быстрее стать самостоятельным. Однако он понимал: чтобы зарабатывать, надо учиться. Работу помогли найти в учебном отделе ИТТСУ МИИТа на первом курсе.
 – Большое внимание на железной дороге уделяют инструктажу и изучению техники безопасности, – рассказывает Сергей. – Ремонт подвижного состава – целая наука. Неисправности вагонов бывают совершенно разные.
Это как раз те изъяны, которые обнаруживает его однокурсник – Денис Эрматов, работающий осмотрщиком вагонов. Но есть еще одна важная профессия на железной дороге – токарь, работающий на колесно–токарном станке. Надо сказать, название у железного агрегата (КЖ–20), на котором работает студент
ИТТСУ МИИТа Игорь Мачулин, отнюдь не поэтическое, суровое. И задачи под стать – ремонт изношенных колесных пар. Причем ремонт в депо осуществляется без выкатки. То есть Игорь сначала должен прицепить вагон к лебедке, затем подтащить его к станку, вывесить колесо, подвести тяжелый станок и только потом приступить к обработке деталей. Сейчас парень с улыбкой вспоминает первый рабочий день, хотя тогда было совсем не до смеха.
– Первый рабочий день закончился ближе к полуночи, не все получалось, как хотелось, я чувствовал огромную усталость. В какой–то момент даже запаниковал, – признался Игорь. – Но в конце концов все встало на свои места.
У Игоря в его 23 года большой жизненный опыт. Отучился в Тамбовском железнодорожном техникуме (филиале
МИИТа), потом были служба в армии, работа проводником дальнего следования по маршрутам Москва – Адлер и Москва – Санкт–Петербург, работа слесарем–ремонтником в локомотивном депо «Москва–3» Московской железной дороги. Тоже, надо сказать, работенка не из легких – с помощью специальной пескоструйной машины приходилось очищать ржавые серьги, тяги, башмаки и другие вагонные детали до заданного шаблона. Проработал там полтора года и захотел чему–то новому научиться.
Тут как раз в МИИТе помогли. Если на первом курсе изучали технологию ремонта вагонов, то на третьем появилась возможность выбрать еще одну профессию. Игорь решил освоить специальность «машиностроение и ремонт подвижного состава». О своем выборе теперь не жалеет, со станком поладил, и очень доволен зарплатой – она хоть и повременная, но порой доходит до 60 тыс. рублей. Все зависит от объемов работ. Хотя, конечно, важны не только деньги, но и уважение коллег, преподавателей и других студентов. К слову, преподаватели МИИТа относятся с уважением к работающим студентам. На экзамене они демонстрируют глубокое понимание технологического оборудования и процессов.
– Обучение, конечно, платное, по практически все «сурики» самостоятельно зарабатывают на обучение и существование, – поясняет ведущий инженер учебного отдела ИТТСУ МИИТа Александр Нечаев, один из идейных вдохновителей экспериментальной программы, стартовавшей в вузе более 10 лет назад и, безусловно, доказавшей свою эффективность. Суть ее заключается в том, чтобы привлекать выпускников средних профессиональных учебных заведений из регионов для продолжения учебы в вузе на очной форме
обучения. Поступивших университет обеспечивает общежитием и работой на крупнейших железнодорожных предприятиях Москвы.
Как видим, график учебы в вузе строится с учетом интересов студентов, позволяя устроиться по специальности в хорошую компанию под гарантии, что его не обманут. Не секрет, что студенты во время учебы так или иначе подрабатывают. Но одно дело устроиться где–нибудь охранником или разъезжать по столице в качестве курьера, другое – трудиться на серьезном производстве.
– Надеюсь, вы обратили внимание, – спрашивает Александр Нечаев, – какие ответственные и умные студенты учатся у нас? Они все отслужили в армии, получили среднее профессиональное образование. Мы тщательно отбираем студентов. Однако в последние годы ощущается некоторый спад внимания к экспериментальной программе со стороны заказчиков и работодателей. Все чаще трудоустроить ребят помогают только старые контакты – это как раз те студенты, которые окончили СУР несколько лет назад и сами стали начальниками на производстве.
Для молодого человека из российской глубинки поступить в столичный вуз, отучиться на свои, а не родительские деньги (как делают все наши герои), получить профессию инженера и к моменту окончания вуза иметь пятилетний стаж работы по профессии – это и предмет гордости, и путевка в жизнь. И предприятию, где он продолжит профессиональную деятельность, уже не потребуется терять время на его обучение.
К тому же речь идет о качественно новом инженере. Во–первых, он прошел подготовку с использованием новейших технологий, в хорошем столичном вузе с большой историей и традициями. Во–вторых, у него есть возможность впитать столичную культуру: не секрет, что лучшие театры, музеи и галереи – в Москве. А это другие интеллектуальный уровень и уровень мотивации. В–третьих, молодой инженер на ранних этапах карьеры становится частью профессионального сообщества, может подружиться с такими же, как он сам, студентами из российских регионов, заводит контакты.
Работодателю в лице предприятия железной дороги данная система должна быть во всех отношениях выгодна. Почему же отсутствуют понимание и хоть какая–то поддержка (например, в виде повышенных стипендий)? Пока большую часть материальных, моральных и психологических тягот студентам–«сурикам» приходится выносить на своих плечах, за исключением той помощи при трудоустройстве, которую оказывают преподаватели–энтузиасты на кафедре
ИТТСУ МИИТа и те немногие руководители железнодорожных предприятий и столичной подземки, что предоставляют возможность проявить себя, заработать денег и помогают с адаптацией.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

15.01.2015

 

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 89

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 127

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 109

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 109

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 103

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 90

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все