• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 70

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Кабала или спасение?

Кабала или спасение?Почему студенты–платники
не спешат брать
образовательные кредиты?

Кабала или спасение?Сегодня учеба в вузе далеко не всегда бесплатна. Немалые деньги приходится отдавать за качественное образование молодым людям, которым не посчастливилось занять бюджетное место. Не секрет, что расценки для платников на некоторые специальности могут достигать нескольких сотен тысяч рублей за курс обучения. Где изыскать такие баснословные суммы безработному вчерашнему школьнику? Выход один – взять льготный кредит в банке. Впервые эксперимент по государственной поддержке образовательного кредитования стартовал еще в 2007 году. К примеру, в МИИТе программой воспользовались всего около 50 выпускников. Цифра пока довольно скромная, учитывая количество нуждающихся в подобной помощи. С чем это связано?

Кредитная история

Черная полоса в жизни Кристины Волковой сейчас позади. А вот несколько лет назад тогдашней студентке МИИТа, по ее собственному признанию, пришлось изрядно потрепать себе нервы. Девушка, без «троек» отучившаяся два курса на специалиста по связям с общественностью, неожиданно поняла: самостоятельно дальнейшее обучение в любимом вузе не потянет. Дело в том, что Кристина поступила в МИИТ на контрактное (платное) отделение. Но грянувший осенью 2008 года мировой финансово–экономический кризис грозил вмиг порушить амбициозные планы на получение диплома в одном из лучших вузов страны. Родители девушки, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Башкортостане, откуда родом Кристина, уже не могли продолжать оплачивать дальнейшее образование дочери в столице.
Казалось, плакали все чаяния студентки, уже отданные семьей деньги. Бесплодным, сизифовым трудом могли обернуться годы, потраченные на овладение сложными науками. Бросать учебу на полпути было до слез обидно. Но где раздобыть оставшиеся деньги – без малого триста тысяч рублей за три года учебы? Кристина оказалась не из тех, кто малодушно выкидывает белый флаг, капитулируя перед превратностями судьбы. Она стала активно сотрудничать с вузовскими СМИ, затем устроилась на корпоративное телевидение компании «РЖД». Однако больших денег специалисту без опыта сразу не заработать. Между тем срок следующего взноса был уже на носу. Действовать необходимо было без промедления, недаром в заключенном между студентом и вузом договоре строки этого пункта выделены курсивом: мол, плата за обучение должна вноситься исправно, после каждого семестра.
Спасительная идея явилась нежданно. В управлении интеграции образования и договорных форм обучения МИИТа студентка узнала о том, что родной вуз прошел отбор для участия в только что стартовавшем эксперименте по государственной поддержке предоставления студентам кредитов на образование. И хотя такие слова, как «кредит» и «эксперимент», слух настораживали, в подобной ситуации выбирать особо не приходилось. Таким образом, Кристина Волкова стала едва ли не первой студенткой университета, воспользовавшейся услугами новой программы. Все нюансы кредитного договора Кристина заранее досконально изучила вместе с родителями. На семейном совете тогда постановили – нужно рискнуть, попробовать. Сотрудники договорного отдела МИИТа взяли на себя оформление всех необходимых бумаг и справок, помогли студентке с юридической консультацией. Совершенно бесплатно.
Кредит, неведомый «зверь», при ближайшем рассмотрении оказался вовсе не страшным. Миссия этой государственно–частной программы давала шанс талантливым молодым людям со скромным достатком получить качественное высшее образование. На каких условиях, спросите вы? На вполне щадящих и выгодных. Сумма образовательного кредита как раз соответствует стоимости обучения по выбранной специальности. По сути, студент денег и не видит. Перечисление кредитной суммы производится частями, траншами, которые необходимы для оплаты одного учебного семестра. Деньги поступают напрямую из банка в вуз. Взяв кредит под 10% годовых, студент может не беспокоиться о выплате основного долга в течение всего срока обучения и трех месяцев после окончания вуза. Выплачивать нужно только часть процентной ставки (40% в первый год обучения и 60% во второй). При этом срок погашения кредита, кстати, не требующего залога или поручительства, после завершения учебы составляет целых 10 лет. Но льготные кредиты рассчитаны только на тех студентов, которые учатся на «хорошо» и «отлично». Государство и банки не хотят платить за троечников.
Надо сразу задаться вопросом, «окупишь» ли ты себя, советует Кристина. И не робеть перед юридическими тонкостями на стадии заключения договора, стремясь разобраться во всем самостоятельно. По мнению девушки, многие студенты боятся брать образовательные кредиты именно по причине своей плохой юридической подкованности.
Что ж, спустя пять лет Кристина может с полной уверенностью сказать, что приняла правильное решение. Конечно, выплатить основные деньги было задачей непростой. Но в плане мотивации кредит стал подстегивающим фактором. Судите сами: с тех пор девушка успешно окончила МИИТ, поступила в аспирантуру, нашла работу своей мечты, снимает жилье в мегаполисе и практически полностью расплатилась с банком.

На бумаге и в жизни

Тысячам провинциалов, ежегодно приезжающим учиться в столицу, в одиночку приходится решать множество непростых социальных вопросов. Съем жилья в Москве стоит дорого. Больше средств, чем в других городах, уходит на питание, покупку учебной литературы и проезд. Сложно представить себе современного студента, например, без компьютера. А он тоже стоит денег. Что уж говорить об оплате дорогостоящего образования. Даже самостоятельному молодому человеку, имеющему работу и стабильный заработок, непросто выдержать непосильную финансовую нагрузку. Хорошо, если студенту в материальном плане могут помочь родители. А если нет? Между тем статистика свидетельствует, что примерно половина всех российских студентов учится в вузах на коммерческой основе. При этом цены на платное образование год от года растут. Сравнительно не самые высокие расценки в МИИТе, но и такие суммы бьют по карману студента. Так, чтобы отучиться по специальности «строительство железных дорог» (бакалавр), первокурсники университета платят 48 тысяч рублей в семестр, а пятикурсники (специалист) – 53 тысячи.
Кредитование как раз и призвано помочь необеспеченным молодым людям получить высшее образование. Эксперимент по господдержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов, имеющих государственную аккредитацию, продолжается. Недавно Минобрнауки России объявил о проведении нового конкурсного отбора среди вузов, студентам которых будет предоставляться кредит на 2013/2014 учебный год. В прошлом году экспертная комиссия отобрала 160 учебных заведений, в число которых традиционно вошел и МИИТ, сотрудничающий по этим вопросам, как и многие другие госвузы, с банком «СОЮЗ» и Сбербанком. Однако квоты на кредиты по–прежнему очень скромны: в 2012 году студентам МИИТа предоставлялась возможность получить около ста кредитов – капля в море по сравнению с числом платников в вузе. Но и эта квота была выбрана не полностью.
Программы кредитования почему–то не пользуются популярностью у студентов. Хотя за годы эксперимента существенно расширился спектр социальной поддержки. С недавних пор появился так называемый сопутствующий образовательный кредит, включающий расходы на питание, проживание, покупку учебной литературы. Однако механизм выделения средств на прочие бытовые нужды недостаточно отработан. В МИИТе, к примеру, не было зафиксировано ни единого случая, когда студент взял бы кредит на иные цели, кроме получения образования. Возможно, отчасти это объясняется заботой вуза о своих студентах: даже договорник может претендовать на место в общаге за 2 тысячи рублей в месяц. Правда, всех платников при всем желании в общежитиях не разместишь.
В жизни нередко все складывается не так, как на бумаге. Те же кредиты на различные бытовые нужды банки выдают студентам неохотно. Представители банков аргументируют это тем, что осуществлять контроль за целевым расходованием средств, учитывая бытовое назначение затрат, по сопутствующим кредитам затруднительно.
Правда, в отдельных случаях вуз заключает трехсторонний договор при участии работодателя, который гасит кредит с тем, чтобы получить молодого специалиста. При условии, конечно, что целевик, в свою очередь, обязуется отработать сумму компании. Такая схема позволяет обеспечить подготовку специалистов для таких крупных компаний, как, например, ОАО «РЖД», закрепив выпускников за соответствующими предприятиями, и тем самым увеличивает эффективность расходования средств, вложенных в подготовку специалистов. Но эту практику используют очень немногие вузы.
Начальник управления интеграции образования и договорных форм обучения МИИТа Андрей Разумовский считает, что брать деньги в долг у банка способен только целеустремленный и ответственный молодой человек, который понимает, что ему придется не просто хорошо учиться, но и много работать, успешно строить карьеру, дабы впоследствии, наконец, расплатиться с долгами. К слову, образовательные кредиты выдаются лишь по приоритетным для государства специальностям и направлениям подготовки. По словам Андрея Разумовского, несмотря на все преимущества образовательных кредитов, студенты боятся подводных камней. Во многом это связано с недостатком информации. Нужно просвещать студентов, больше рассказывать о действующих программах в СМИ.
За рубежом практика выдачи образовательных кредитов существует давно, и условия там значительно лучше. В США, где подобные кредиты предоставляются с 60–х годов прошлого века, такой поддержкой может воспользоваться любой студент, вне зависимости от количества «троек» в семестре. У нас же молодые люди наталкиваются на препоны: начиная от сложностей в оформлении и обслуживании кредита и заканчивая высокой процентной ставкой. И все же образовательный кредит для многих способных молодых людей – это единственная возможность получить хорошее образование. Сколько на это придется потратить сил – другой вопрос.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

14.03.2013

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 179

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 182

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 190

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 195

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 195

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 209

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все