• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 38

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Потри ботинок «вечному студенту»

Потри ботинок «вечному студенту»В транспортных вузах
завершилась
экзаменационная пора.

Потри ботинок «вечному студенту»Несмотря на морозы, для студентов зимняя сессия – горячая пора. В одном из ведущих вузов страны, Московском госуниверситете путей сообщения (МИИТе), экзаменационно–зачетная полоса препятствий растянулась до февраля. За это время экзамены успели сдать несколько десятков тысяч студентов. В столь напряженные дни им не раз приходилось жертвовать полноценным сном и питанием, нервными клетками. Лишь когда последний из экзаменов остался позади, не грех, наконец, расслабиться и вспомнить, как это было…

«Билет и задачка. Прием!»

Знакомая картина: перед аудиториями в небольшие стайки сбиваются студенты. Доносятся заговорщический шепот и шелест судорожно перелистываемых конспектов. Особенно волнуются первокурсники: им это все внове. Чувствуется в их рядах особое напряжение. В глазах у многих – отрешенность. «Списать нереально», – нагнетает панику какой–то нерадивый студент, заглядывая в дверную щель. «Отойди, не мешай», – делает характерный жест рукой одна из девушек, склонившаяся над смартфоном с закачанными ответами. Иногда все же встречаются студенты, которые в эти нервозные дни, напротив, неплохо владеют собой.
Пятикурсница Института транспортной техники и систем управления (ИТТСУ)
МИИТа Яна Бредихина сдала экзамен по микропроцессорным системам управления. Готовилась к нему три дня. Залог победы – хорошо выспаться накануне экзамена, считает она. Учить тоже надо с перерывами на отдых, чтобы в голове не было неразберихи и сумятицы.
Для студента ИТТСУ МИИТа Владислава Наумова это третья в жизни сессия. Все страхи и переживания остались где–то в самом начале экзаменационного марафона (на первом курсе). Ныне рациональность, по его собственному признанию, превалирует над эмоциями. Потому, когда Влад шагнул в аудиторию, где сокурсники сдавали философию, ни один мускул не дрогнул на его лице. Хладнокровно, как Штирлиц, он окинул взглядом стол с экзаменационными билетами. «Тот, который с левого края, – мой», – подсказал внутренний голос. Чутье не подвело – билет он хорошо знал. Через десять минут в зачетке красуется «отлично».
– Как раз перед тем, как войти в аудиторию, я его повторял! – радуется студент, который, кстати, учится на одни «пятерки». Есть у Влада одна примета: если успешно сдал первый экзамен – на следующие нужно непременно являться в той же одежде.
Как оказалось, подвержены суеверию и другие молодые люди. Один верит в «счастливую» рубашку, другой убежден – не надо бриться и мыться, третий истошно голосит среди ночи в раскрытое окно, призывая «халяву» ловиться. Но есть у МИИТовцев одна традиция: перед трудным экзаменом нужно непременно потереть бронзовый ботинок «вечному студенту», сидящему на лавочке у входа в здание первого учебного корпуса. Тогда обязательно сдашь непростой предмет на отличную оценку. Один старшекурсник открыл мне страшную тайну: тереть ботинки памятнику неправильно, нужно гладить бронзовую книжку, которую он держит в руках. В который раз удивляешься самобытности студенческих примет. У каждого они свои.
Второкурсница ИТТСУ МИИТа Анастасия Милехина, обучающаяся по специальности «Метрология и метрологическое обеспечение», вспоминает, как на первом курсе, перед сдачей самого трудного экзамена в семестре, ей постоянно снился один и тот же, как оказалось потом, вещий сон. Будто заходит она в аудиторию и вытягивает билет под номером восемь. И что вы думаете, наутро именно восьмой билет попался ей на экзамене.
Впрочем, вместо традиционных примет и суеверий отдельные студенты целиком возлагают надежды на современные технологии. Всевозможные гаджеты значительно облегчили судьбу нынешних студентов. Телефоны, смартфоны, планшеты, микронаушники... Теперь не надо заморачиваться и строчить «шпоры» от руки мелким почерком. Главное – незаметно достать из рукава мобильный во время экзамена. Студентов, которые прибегают к этому методу, немало.
 «Билет и задачка. Прием! То есть, конечно же, при нем». Помните сценку на экзамене из знаменитой советской кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Оказывается, случается подобное и в реальной жизни. Один из заслуженных и уважаемых ныне преподавателей МИИТа (к слову, весьма строгий ныне экзаменатор) вспомнил, как в бытность свою студентом однажды пошел на поводу у банальной человеческой слабости и решился на списывание. Уловка, как ему тогда казалось, была остроумна: листок с формулами был приклеен к обратной стороне солнцезащитных очков. В таком «прикиде» он явился на экзамен, но был разоблачен. Пришлось отвечать на дополнительные вопросы по всему курсу.

Надеяться только на себя

В Институте транспортной техники и систем управления МИИТа второкурсники сдают электротехнику. Доцент кафедры «Электроэнергетика транспорта» Борис Дудин поясняет, что экзамен по этой дисциплине проходит с использованием современных методик оценки знаний студентов. Допуском к нему служит выполненная в срок на электронном стенде лабораторная работа. Сам экзамен студенты сдают в виде компьютерного тестирования, рассчитывают напряжение электрической цепи и чертят схемы за электронной вычислительной машиной с использованием специальных программ. Борис Дудин рассказывает, что еще лет 15–20 назад при решении подобных задач приходилось обходиться лишь обычными калькуляторами. Было ли хуже в те времена?
С одной стороны, по мнению Бориса Дудина, современные информационные технологии заметно упростили и облегчили жизнь преподавателям и студентам. С другой – вряд ли стали панацеей от всех проблем. Скажем, раньше студентам приходилось самостоятельно контролировать ход вычислений, перепроверять полученные данные из–за боязни допустить ошибку. В те времена не было надежды на «всесильный» компьютер.
Далеко не все преподаватели МИИТа считают тестирование на экзамене идеальным способом проверки знаний. По мнению некоторых из них, ложкой дегтя к статистике по «двоечникам» добавляется определенный процент попытавшихся угадать правильные ответы, как шутят сами студенты, «методом научного тыка». Хотя в течение года некоторые из тех, кто провалил итоговый тест, могут демонстрировать вполне приемлемый и даже хороший уровень знаний. Подводит ли их на экзамене волнение, спешка, невнимательность или все вместе – загадка, над которой бьются специалисты. В этом отношении устная форма ответа имеет ряд преимуществ: во–первых, с первых мгновений экзаменатор способен определить уровень подготовки и степень знаний студента. Во–вторых, по наблюдениям преподавателей, в стрессовой ситуации общение с глазу на глаз способствует катализации процесса мыслительной деятельности за счет потенциальных резервов мозга.
По словам завкафедрой «Электропоезда и локомотивы» ИТТСУ МИИТа Олега Пудовикова, есть и другая проблема. Она заключается в том, что во время подготовки к экзамену студенты часто идут за материалом не в библиотеку, а скачивают готовые ответы из Интернета, где не всегда встречаются достоверные и адекватные источники информации. Олег Пудовиков, один из самых молодых доцентов МИИТа, пользоваться телефонами и коммуникаторами во время сдачи экзамена не разрешает. Все хитрости и уловки студентов ему хорошо знакомы. По его наблюдениям, современные молодые люди все реже пишут рукописные шпоры (в народе – «бомбы»). Гораздо проще, скажем, отксерокопировать страницы лекций и уменьшить их до размеров спичечного коробка. Такие студенты должны знать: преподаватель всегда видит, когда они списывают. По словам Олега Пудовикова, в первую очередь человека выдают глаза. В одном случае студент чувствует свою вину, и глаза у него, как у нашкодившего кота. В другом – считает себя умнее всех, отчего взгляд становится вызывающим.
Сами студенты зачастую не считают шпаргалки абсолютным злом. По словам третьекурсницы Института пути, строительства и сооружений МИИТа Ирины Белоногой, тезисный конспект помогает систематизировать, то есть разложить по полочкам полученные знания.
Шпаргалки – это не значит, что студент не готовился, доказывает пятикурсник Юрий Михеев. Просто с ними как–то психологически спокойнее. К тому же, говорит Юрий, воспользоваться шпаргалками ему практически ни разу не удавалось. Скажем, сегодняшний экзамен будет проходить в форме теста. Вопросов много, а время ограничено – надеяться приходится только на себя.
Второкурсница ИТТСУ МИИТа Анастасия Пыленок, будущая специальность которой «Метрология и метрологическое обеспечение», признается, что шпаргалками пользоваться так и не научилась. Да и какой толк от них может быть на экзамене по электротехнике? Здесь важно понимать, говорит Анастасия. По ее словам, на экзамене по этой дисциплине преподаватель разрешает пользоваться и конспектами лекций, и учебниками. Но если не посещал занятия и не научился решать задачи, тебе все это не поможет.
Условно преподавателей можно разделить на тех, кто ревностно относится к своему предмету и не приемлет шпор, и тех, кто закрывает глаза на шпаргалки и оценивает экзаменуемого по
предыдущей работе на занятиях или выясняет реальный уровень знаний, задавая много дополнительных вопросов. Доцент кафедры «Мосты и тоннели» Института пути, строительства и сооружений МИИТа Евгений Титов относится к последним. В нынешнюю сессию он принимает экзамен по относительно новому предмету – «Тоннельные пересечения на транспортных магистралях». Проектировать тоннели очень непросто, поэтому на экзамене преподаватель разрешает пользоваться любым справочным материалом. Логика у него простая: если студент – человек ответственный, то он получит свои знания при любых обстоятельствах. А нерадивого видно за версту.
Напомним, что в МИИТе уровень знаний студентов проверяется не только во время сессии. В вузе действует так называемая рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), которая представляет собой сбалансированную методику, основанную на системном подходе к подготовке специалистов с высшим образованием. Проще говоря, эта система позволяет отслеживать и контролировать текущую успеваемость студента в течение всего семестра. Благодаря РИТМу можно контролировать работу студентов на всех этапах, стимулируя их к систематическому изучению учебного материала.
В системе РИТМ–МИИТ введен показатель качества подготовки специалиста – рейтинг студента, дающий комплексную оценку его работы за период обучения. Каждый студент при поступлении в университет получает логин и пароль, с помощью которого можно войти в информационную систему и вместе с родителями увидеть свои оценки за весь период обучения. Информация о студентах, имеющих высший рейтинг по специальности на курсе, поступает на «доску почета» информационного портала университета.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

20.13.2014

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 77

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 106

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 93

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 89

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 91

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 75

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все