• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 94

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Стратегический резерв

3_s.jpgИм в сегодняшней экономической ситуации является государственно–частное партнерство.

3.jpgПрошедший в Москве третий Инфраструктурный конгресс, как и все мероприятия в рамках «ГЧП–недели 2016», послужил дополнительным аргументом в признании механизмов ГЧП в современной российской экономике.
На конгрессе отмечалось, что процесс объединения экономических интересов бизнеса и государства происходит на фоне общего снижения государственных вложений в инфраструктуру не менее чем на 10% и сокращения доступа к инвестициям из–за введения санкций в отношении ведущих российских финансовых институтов. В связи с этим ГЧП становится одним из главных инструментов, который позволяет найти баланс интересов частного и публичного партнеров для инвестирования в общественную инфраструктуру за счет внутренних резервов и обеспечивает пусть и небольшой, но рост российской экономики в текущих условиях.
С учетом уже имеющейся практики применения ГЧП, а также непростой ситуации в отечественной экономике сегодня необходимо найти такие точки роста российского рынка проектов ГЧП, которые позволят после стабилизации экономики обеспечить существенное увеличение числа проектов, повышение интереса зарубежных инвесторов и инфраструктурных компаний к российской инфраструктуре.
По мнению специалистов, ключевые направления роста связаны с расширением инструментов финансирования проектов ГЧП за счет облигаций негосударственных пенсионных фондов и встраивания в процесс проектирования средств страховых компаний.
Этот инструмент активно используется в международной практике – 44% всех инфраструктурных проектов в Европе и Северной Америке финансируется за счет средств пенсионных фондов и страховых компаний. В России за счет пенсионных денег финансируется не более двух десятков проектов, а средства страховых компаний в проектах ГЧП сегодня не участвуют.
Регуляторная политика Банка России, направленная на расширение линейки инструментов финансирования проектов ГЧП, поспособствует формированию у нас нового класса –инфраструктурных инвесторов.
Пока же для инвесторов одним из основных препятствий являются недостаточные гарантии возврата вложенных средств. Да, с одной стороны, 68% компаний частного сектора готовы инвестировать в развитие инфраструктуры, естественно, рассчитывая при этом на обеспечение минимального уровня доходности. А с другой стороны, совокупный уровень государственного долга субъектов РФ превышает 2 трлн руб., и это негативно сказывается на их инвестиционной привлекательности.
Одно из возможных решений в этой ситуации – создание специализированного фонда страхования бюджетных обязательств на базе одного из существующих институтов развития, что в перспективе позволит обеспечить стабильность региональных и местных бюджетов для участия в проектах ГЧП.
Развитие ГЧП уже требует корректировки механизмов субсидирования субъектов РФ и муниципальных образований.
Дело в том, что расходование средств бюджета на строительство объектов инфраструктуры традиционно осуществляется в рамках федеральных целевых программ или адресных инвестиционных программ. Таким же образом работает механизм софинансирования обязательств региональных и местных бюджетов из бюджета Российской Федерации – за счет федеральных средств стимулируются региональные бюджетные стройки, а не долгосрочные проекты ГЧП с привлечением частных инвестиций.
Если в ближайшее время будут разработаны порядок и правила субсидирования региональных проектов ГЧП из средств федерального бюджета, это позволит не только запустить ряд отложенных проектов, но и поставить планируемые инфраструктурные проекты на рельсы ГЧП. Тем более что прецедент в российской практике уже есть. Это известное решение о субсидировании региональных проектов ГЧП за счет средств, собранных с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн через систему «Платон».
Анализ данных портала, где размещена информация о проведении торгов, свидетельствует, что в среднем каждую неделю в России объявляются до 20 новых концессионных конкурсов и появляются 3–4 предложения частных компаний о заключении концессионных соглашений в порядке частной инициативы. Таким образом, концессионные проекты, по крайней мере в муниципальных образованиях, поставлены уже на поток. А это, в свою очередь, требует не только оценки эффективности проектов, но и формирования единой базы в сфере ГЧП и подготовки отраслевых методических рекомендаций с четко прописанным алгоритмом реализации проектов.
После вступления в силу федерального закона по ГЧП прошло время, и назрела необходимость разработать подзаконные акты и внести изменения в законодательство на региональном уровне. И это важно, так как к моменту принятия закона 142 проекта ГЧП регионального уровня не могли быть реализованы без корректировки регионального законодательства.
Таким образом, 2016 год – это, возможно, лучшее время для того, чтобы выработать единую позицию рынка по совершенствованию норм федерального закона о ГЧП для реализации соответствующих проектов на основе конкретных региональных примеров, которые будут инициированы в течение года.
Для реализации проектов на принципах ГЧП в настоящее время есть все условия – проработанное правовое поле на федеральном уровне (закон о концессионных соглашениях, закон о ГЧП), соответствующие законы приняты в большинстве субъектов РФ. Есть, наконец, понимание и поддержка этих проектов на местах региональными и местными властями. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП выявил десятку лидеров – Москва, Санкт–Петербург, Самарская, Новосибирская, Нижегородская, Свердловская, Ленинградская, Московская, Ульяновская области, республика Татарстан.
Распределение 873 проектов, по которым на сегодняшний день заключены соглашения, по иерархии выглядит следующим образом: на федеральном уровне – 12 проектов с объемом частных инвестиций 133,7 млрд руб., 104 проекта на региональном уровне с привлечением 408,1 млрд руб. Больше всего проектов заключено на муниципальном уровне – 757 с частным инвестированием 98,5 млрд руб.
При всей положительной динамике объемы задействования частных вложений очень и очень невелики: отношение объема частных инвестиций в инфраструктуру в проектах ГЧП к номинальному ВВП России составляет менее 1%. Для сравнения: в ряде стран со схожей структурой и объемом инвестиций в инфраструктуру на принципах ГЧП процент отношения объема частных инвестиций к номинальному ВВП значительно выше (в Бразилии – около 20%, в Индии – 10%, в Мексике – 6%). Данное отношение, по экспертным оценкам, должно находиться на уровне примерно 4–5%, тогда можно непосредственно говорить о сбалансированном процессе привлечения инфраструктурных инвестиций на принципах ГЧП в экономику России.
В таблице представлены проекты транспортной инфраструктуры с видом транспорта, которые прошли стадию коммерческого закрытия.
Рассматривая транспортные проекты ГЧП, можно выделить следующие тенденции:
– региональные и муниципальные администрации постепенно перенимают опыт структурирования проектов ГЧП федерального уровня в строительстве автомобильных дорог – спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры в российских субъектах по–прежнему высокий;
– запускаются первые проекты–пионеры в отраслях железнодорожного и общественного транспорта;
– одна из наиболее динамично развивающихся отраслей для реализации проектов ГЧП – создание систем контроля безопасности ПДД, весогабаритного контроля и поддержания общественного порядка.
Несмотря на ряд законодательных неопределенностей, многие субъекты РФ готовы реализовывать такие проекты именно по модели ГЧП.

 

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

 


   

19.05.2016

 

  

 

 

 

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 279

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 282

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 320

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 275

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 277

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 238

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все